архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная к 75-летию Победы О них писала газета
МТС - оператор мобильной связи

18.01.202016:37
Просмотров: 573, комментариев: 0

О них писала газета

Возвращаемся к нашей рубрике "О них писала газета".  В центре внимания 1968 год.

Дорога до Кенигсберга

В статье "Герои рядом" В. Романенко повествует о своем соседе-фронтовике Г.В.Хамине из с.Богдановка. Начинается зарисовка с детских воспоминаний автора. "Помню, как он пришел в гости, и нас, детей, всегда интересовал его протез. Мы трогали его руками и подражали Григорию Васильевичу - ходили, раскачиваясь и прихрамывая, не сгибая ногу. Мы были еще малы, чтобы понять, что значит потерять ногу.  С возрастом нам многое стало понятно".

Фронтовик часто рассказывал о своих военных дорогах, которые для него начались в 1942 году...

Его полк,  сформированный в Пензе, в декабре был направлен на Воронежский фронт. В то время на Дону шли ожесточенные бои.

И вот везут бойцов ночью на машинах, а дорога какая-то плохая - вроде едут по лесным вырубкам. Кое-как добрались до передовой. Наутро любопытные решили посмотреть, почему такая дорога, ведь вокруг не то что леса, даже кусточка не видать. Оказалось, что это вовсе не пеньки, а трупы. Здесь недавно был бой, и подобрать убитых не успели. Они примерзли. В душе каждый поклялся отомстить фашистам за смерть товарищей.

Потом Г.В.Хамин, выйдя с дивизией из окружения под Полтавой, попал на Орловско-Курскую дугу. Все десять дней небо было черным от дыма и копоти. Грохот стоял такой, что в двух шагах ничего не слышно. Это был ад.

После этой героической битвы, вспоминает Григорий Васильевич, их перебросили на Белорусский фронт. Бойцам горько было видеть сожженные села, разрушенные города Белоруссии и Литвы.

"Однажды мы выбили немцев из одной деревни, от которой осталось только пепелище. Всех жителей фашисты согнали в церковь, облили бензином и зажгли. Одно слово - из верги..."

1945 год. Подошли к границе Восточной Пруссии, взяли город Инстенбург. Чувствовалось, что войне скоро конец.

"Однажды вечером я нес патрульную службу. Вокруг тишина. Весна. Землей пахнет. Вспомнил о своей Богдановке, как там? Вдруг слышу - идет кто-то, окликаю: "Стой! Кто идет?!". Отвечают: "Свои". Подходят ко мне несколько военных. Так обычно ходят представители командования - перед наступлением осматривают позиции.

Ко мне обратился высокого роста, красивый, стройный мужчина:

-Давно воюешь?

- С 1942-го.

- Откуда начал воевать?

 - С Дона.

- Сам откуда?

- Из Куйбышевской области.

- Далеко зашел! Ну, ничего, скоро победа.

Утром начальник штаба спрашивает меня:

- Знаешь, с кем ты вчера говорил?

- Нет.

- Это был командующий фронтом Черняховский.

Потом мне была объявлена благодарность за хорошее несение службы. А на следующий день все узнали, что Черняховский погиб".

Солдатам тяжело было терять любимого командира, они отомстили за своего полководца: взяли два сильно укрепленных населенных пункта, уничтожили много техники и живой силы. Очистив путь к Кенигсбергу, войска пошли в наступление. Этот город был крепостью. Под вековым лесом находились военные заводы, обеспечивающие техникой и боеприпасами фашистскую армию.

Советское командование решило обойти город с тыла, уничтожить немецкий заслон.

Здесь, под Кенигсбергом, Г.В. Ха мин потерял ногу. Тринадцать месяцев пролежал в госпитале. Григорий Васильевич - кавалер ордена Славы, имеет медали и много благодарностей. Жил и работал в родном селе, вырастил детей и внуков.

Награда нашла героя

"Последний бой" - так назвал В. Петров свой небольшой рассказ о жителе с.Долматовка И.С.Тимченко. Свой боевой путь он закончил в боях за Прагу. До этого участвовал в коротких, но жестоких боях на Карельском перешейке. После небольшой мирной передышки снова встал в ряды защитников Родины.

Оборонял Москву, гнал фашистов на подступах к Смоленску. Получил тяжелое ранение. После госпиталя - снова в строй, теперь уже на земле братской Чехословании.

Так автор статьи описывает последний бой Ивана Сидоровича. "Считанные дни оставались до конца войны, когда остервенелый враг, полный бессилия и злобы, бросил в последний бой свои отборные силы. Фашисты в этот день дрались с каким-то фанатическим упорством.

От батальона оставалось не больше роты солдат, когда командир части вызвал к себе гвардии лейтенанта Тимченко. И, показывая в сторону шоссе, пролегающего недалеко от крайних домов Праги, поставил перед ним задачу захватить очень выгодный в стратегическом отношении перекресток дороги.

"Гнать, гнать проклятого фашиста, не давая ему остановиться", лихорадочно бьется мысль в разгоряченном боем мозгу. И Тимченко вырывается вперед, увлекая за собой солдат. Вот в нескольких метрах от него вприпрыжку бежит длинноногий не мец. Уже взят на мушку его коротко стриженный затылок, как молниеносно развернувшись, фашист посылает в него очередь. Нестерпимая боль в правой руке выбила автомат, прошила все тело. Разрывная пуля разнесла кисть руки.

Госпиталь. Демобилизация. За успешный последний бой лейтенант И.С. Тимченко был награжден орденом боевого Красного Знамени. Но не пришлось в то время ему получить награду. Она нашла своего героя только через 23 года в мирное время.

***

Также через 23 года награда - орден Славы 3 степени - нашла другого фронтовика,  учетчика колхоза "Заветы Ленина" А.И.Боярова.

Повестку из военкомата Александр Иванович получил в первый же день войны. На фронте ремонтировал вернувшиеся прямо с поля боя танки и автомобили.

Уже подходил к завершению 1944 год. Советская Армия гнала врага на всех фронтах, как в одном из боев А.И.Бояров лишился правой руки. Вернувшись победной весной домой, научился все делать и писать левой рукой. И долго не знал, что за проявленное в бою мужество был удостоен награды.

 Татьяна Горбунова

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube