архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Реклама

Главная к 75-летию Победы Памятная встреча
15.01.202015:17
Просмотров: 917, комментариев: 0

Памятная встреча

  В моей жизни была памятная встреча с человеком чудесным, добрым, чистым, стойким. Работала я палатной сестрой в хирургическом отделении. Однажды к нам поступила женщина лет шестидесяти (с высоты моих 20 лет она показалась мне старой). Меня поразила ее внешность, голос, манера поведения. Она излучала тепло, ласку, удивительную вежливость. Хотя в то время (шестидесятые годы) дружелюбных и вежливых людей было много. Мне захотелось поближе узнать эту женщину.

 В следующее дежурство, точнее, после дежурства, я подошла к ней, и мы разговорились. Она попросила называть ее тетей Машей. Я сказала, что у меня папа воевал на Волховском фронте, ушел на фронт добровольцем в 1941-м. В мае 1942-го после тяжелого черепно-мозгового ранения и длительного лечения коммисован. Получил инвалидность II группы.

Тетя Маша, вздохнув, тоже поделилась воспоминаниями. Муж ушел на фронт добровольцем в 1941 году и погиб под Москвой. В декабре 1941 года пришло извещение: "Пал смертью храбрых в боях за Родину". Незаметно она рассказала о себе, речь ее текла плавно, спокойно, я бы сказала, задушевно.

Они с мужем крепко любили друг друга. Растили дочерей Зою и Анну. Перед войной жили неплохо. Думали, что их благополучная жизнь не кончится.  И вдруг - война. Слушали радио и цепенели от горя. С первых дней войны на фронт ушли тысячи добровольцев. Их места работы занимали женщины и дети. Провожали своих дорогих на фронт в надежде, что они останутся живы, что война продлится недолго.

С фронта шли плохие новости о  том, как наших берут в плен, расстреливают. Не было такого дома, откуда не ушел бы на фронт отец, муж, брат, сын, внук.

"В годы войны работали все, от мала до велика. С детьми сажали, пололи, копали картошку, пилили деревья. Как мы радовались, услышав о параде 7 ноября. А тут пришло извещение о гибели мужа. Безысходное отчаяние захлестнуло меня. Потом пришла глубокая и молчаливая тоска. Но страна наша стонала под сапогом врага, нужно было жить, бороться, помогать фронту. Я попросилась на рытье окопов, заготовку дров. От детей на такие работы не брали, но я отдала своих девочек родственнице и отправилась туда, где была нужна. Зима выдалась морозной, снежной, было тяжело, холодно, голодно. Но мы себя не жалели, только горе не давало уснуть без слез.

Я ведь не одна вдова была, вот и плакали по ночам в подушку, а днем - изнурительная работа. Но мы знали, что своим трудом приближаем победу. Между собой говорили: французы в Москве были, да недолго в ней задержались. Как потом гнала их русская армия, остались их косточки на русских полях. Европу освободили, в Париж вошли. Так и теперь будет. В Берлин войдет советский солдат.

Мы слушали сводки с фронта о боевых действиях, и сердце замирало от горя. Враг стоял под Москвой. Шли кровопролитные бои. Нам прислали смену, и я вернулась к своим девочкам. Трудилась в колхозе. Детей кормили в школе, но все жили впроголодь. А тут радостные вести - погнали немцев от Москвы. На фронтах наши войска не жалели жизни, а мы в тылу не жалели свои. Говорили друг другу: наши в окопах под огнем врага в метель, в морозы, а нам стыдно хныкать, мы - дома.

В госпиталь везли раненых, мы по ночам ходили ухаживать за ними, днем-то работали. Собирали теплые вещи, деньги, вязали варежки, отдавали последнее. Отправляли посылки на фронт. Призыв "Все для фронта! Все для Победы!" звал нас на работу, не давал отчаиваться.

В годы войны мы не знали, что значит работа от звонка до звонка. Казалось, холод, голод, усталость, но при этом полная самоотдача и героизм. Просто по-другому было нельзя. Война коснулась каждой семьи. Это был священный долг перед Родиной. Мы ежемесячно отсылали однодневный заработок в фонд обороны страны, подписывались на государственные займы. Да, дорого мы заплатили за победу. Как радовались сводкам с фронта- Советская Армия гнала фашистов с родной земли, освобождались города, села. Только по ночам охватывало горе, и подушка была мокрой от слез. Но мы пережили, выстояли, выжили. Я могу с гордостью сказать: это и моя победа.

И вот она долгожданная Победа! Выносили столы на улицу, несли продукты, кто что мог. Радовались, обнимались, рыдали, плясали - праздник был великий.

А дома, ночью, опять слезы о тех, кто не увидел Победы. Чувство  патриотизма, любви к Родине, всегда помогали нашему народу выстоять в тяжелые годы испытаний..."

Я слушала эту самоотверженную  женщину, красивую и внешне, и духовно, и с моих губ срывался вопрос, о котором я после жалела. "Тетя Маша, а почему вы замуж не вышли?" Она грустно усмехнулась: "Я любила мужа, он погиб, защищая Родину, меня, детей, свой народ. Как же я могла предать память о нем? Нет! Я так поступить не могла. Вырастила дочерей, выдала замуж, дождалась внуков".

Узнав, что муж прислал ей с фронта три письма, попросила дать их почитать. Может, дочь придет и принесет письма. Тетя Маша удивленно посмотрела на меня и сказала: " Они всегда со мной, но я устала, в следующее твое дежурство дам тебе почитать".

Я никак не могла дождаться дежурства. После процедур заторопилась в палату к тете Маше. По ее лицу поняла, как нелегко ей дались воспоминания и решение показать драгоценные письма чужому человеку. Я с трепетом взяла треугольники пожелтевшей бумаги. Письма были написаны карандашом. Многие слова прочитать не удалось, они были размыты. Тогда тетя Маша пересказывала эти строчки, она помнила письма наизусть. Каждое письмо начиналось со слов "Дорогая жена!". Заботливо спрашивал о здоровье дочек, писал, чтобы она за него не беспокоилась и коротко "воюем". Просил, чтобы она писала побольше о детях, себе, спрашивал о новостях в селе, колхозе, как питаются, не холодно ли в доме, есть ли дрова. Я читала эти строки любящего, заботливого мужчины, и слезы невольно душили меня. Думала, какие же чистые были люди.

Читая последнее письмо, написанное перед гибелью, я подумала, что он предчувствовал свою смерть. Писал жене, что если с ним что-то случится, не надо плакать. Горя на Родине много, но она должна жить долго, вырастит детей, внуков. Ведь война закончится, и будет счастливая, спокойная жизнь. И нужно будет много трудиться, чтобы все вновь построить, восстановить, что фашисты разрушили. Я, читая это письмо, заплакала. Тетя Маша тихонько сказала: "Не надо, дочка, не плачь. Они погибли за нас, чтобы мы не плакали, а жили и радовались мирному небу". Бережно взяла из моих рук письма. Руки ее тряслись.

Я себя упрекала, что заставила человека снова пережить свое горе. Попросила у тети Маши прощения. Она внимательно посмотрела на меня и вдруг спросила: “А ты веришь в Бога?”. Я растерянно несколько минут молчала, а она достала из тумбочки книгу и протянула  мне: "Возьми  домой, почитай". Так я впервые познакомилась с Библией. Потом мы с тетей Машей долго беседовали. Сколько она дала добрых советов, которые мне пригодились в жизни. Часто вспоминала и наш разговор о войне.  Когда ее выписывали из отделения, я посоветовала отдать письма в музей. Она посмотрела на меня и тихо сказала:" Эти годы они были со мной, и я не расстанусь с ними никогда..."

 Е.Веревкина

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube