архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Экономика и с/х Долгосрочная стратегия
МТС - оператор мобильной связи

11.10.2012
Просмотров: 1703, комментариев: 0

Долгосрочная стратегия

Граждане, следящие за событиями в стране, знают, что реформа пенсионной системы будет продолжаться. Вопрос о конкретных её дальнейших направлениях - не праздный, интересует всех без исключения.

 

Пенсионная реформа

3 октября территориальные  управления Пенсионного фонда РФ, СМИ были приглашены к участию в селекторной пресс-конференции, посвященной долгосрочной стратегии развития пенсионной системы РФ (до 2030 года). Провели её заместитель министра труда и социальной защиты РФ А.Н.Пудов и председатель правления ПФР А.В.Дроздов.

Стратегия разработана в соответствии с указом президента РФ от 7мая 2012года, с учётом экономических, демографических процессов. Отмечено, что она уже широко обсуждалась в СМИ, в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе РФ, в Совете Федерации, в Российском союзе промышленников и предпринимателей.

На основе представленных ведомствами данных посмотрим, какие ожидаются перспективы.

Текущая ситуация

Мероприятия последних десяти лет позволили установить пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионеров; восстановить пенсионные права, утраченные в ходе рыночных реформ (валоризация);повысить средний размер пенсии (сегодня он 9706 рублей, что составляет 179,8% к прожиточному минимуму).

Вместе с тем, пенсионная система не достигла долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета. Дефицит бюджета ПФР составляет в 2012 году 1млр.руб.(1,8% к ВВП), в 2020 году ожидается 3млр.рублей(2,3% к ВВП).

Численность наёмных рабочих - основных плательщиков страховых взносов - будет сокращаться, а количество пенсионеров, по прогнозам, будет расти.

Сохранение существующей модели (инерционный сценарий) пенсионной системы, как считается, неизбежно приведёт к следующим последствиям:

- невозможность поддержания пенсий на социально-приемлемом уровне и увеличение низко-доходных групп пенсионеров;

- обострение проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для средне- и высокодоходных категорий;

- трансферт из федерального бюджета может увеличиться до 3% валового внутреннего продукта.

Причинами сложившейся ситуации авторы проекта считают внешние по отношению к системе факторы (макроэкономика, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция, размер заработной платы, большой объём теневой занятости и скрытой зарплаты, рост демографической нагрузки, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте).

В числе нерешённых проблем пенсионной системы: отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на приемлемом уровне; финансовая несбалансированность (снижения численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий); нарастающие риски, связанные с сохранностью накопительной части; неразвитые финансовые институты; отсутствие сбалансированного тарифа страховых взносов для самозанятых граждан; нерешённая проблема досрочных пенсий; несоответствие тарифов страховых взносов и обязательств по выплате трудовых пенсий; утрата пенсией функции страхования, потери заработка в связи с достижением пенсионного возраста.

Дальнейшие задачи пенсионной системы:

* Обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

*Достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

* Обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже прожиточного минимума, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.

* Поддерживание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей.

* Обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования.

* Развитие трёхуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).

* Повышение эффективности накопительной части пенсии.

  Трёхуровневая модель системы

Первый уровень - трудовая пенсия (государственная), формируемая за счёт страховых взносов и межбюджетных трансфертов.

Второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального и (или) коллективного договора либо отраслевого тарифного соглашения.

Третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

Направления  развития стратегии

Их много. Кратко остановимся на некоторых. Например, совершенствование тарифно-бюджетной политики.

Ключевой её принцип - обязательность уплаты страховых взносов, установление единых тарифов для всех категорий работодателей. В настоящее время при действующей пенсионной системе расходы бюджета ПФР на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их страховые выплаты. В этой связи данные расходы финансируются за счёт перераспределения страховых взносов наёмных работников и трансфертов из федерального бюджета.

Другим стратегическим направлением является реформирование института досрочных пенсий.

В настоящее время финансирование пенсий досрочникам осуществляется не за счёт дополнительных страховых взносов работодателей, а за счёт бюджета ПФР. То есть самим работодателям льготная пенсия их работников ничего не стоит. Издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию несут те пенсионеры, которые не имеют права на досрочное оформление.

Кроме того, существующая система не стимулирует работодателя совершенствовать производство, улучшать условия труда, предпринимать меры по сокращению травматизма, профзаболеваемости на производстве.

В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

Пенсионный возраст

Авторы проекта подчёркивают, что стратегия не содержит предложений по повышению пенсионного возраста. Речь идёт о том, что те, кто будет работать дальше и отсрочат оформление пенсии, будут получать более высокий размер, таким образом, станет выгодно выходить на пенсию в более позднем возрасте.

В стратегии содержатся  следующие положения (цитируются):

"В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (нормативный страховой стаж - 40 лет). То есть : платишь в течение 40 лет 20% от своего заработка - получаешь пенсию 40% от заработка в течение 20 лет.

Кроме того, сейчас - что у пенсионера 5 лет страхового стажа, что - 30, размер пенсии - одинаковый. Будет: больше стаж - больше пенсия.

Далее: предполагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни.

Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчёта страховой части. Сегодня он -  18 лет (216 мес.), в 2013 году будет 19 лет (228 месяцев), в 2015 году - 21 год (252 месяца), исходя из средней продолжительности жизни получателей пенсии по старости. Начиная с 2016 года,  продолжительность ожидаемого периода будет устанавливаться исходя из статистической продолжительности жизни.

В долгосрочной перспективе с учётом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда".

На возникшие в ходе конференции вопросы А.Дроздов ответил: "В стратегии нет предложения, чтобы лишить граждан части или всей пенсии. Записано положение, которое в среднесрочной перспективе привязывает уровень дохода гражданина с ограничением по выплате пенсии".

Этапы реализации стратегии

Первый - 2013-2015 г.г.

Второй - 2016-2020 г.г.

Третий - 2021-2030 г.г.

Обсуждение не закончено

Проект стратегии развития пенсионной системы опубликован на сайте Минтруда. Все заинтересованные россияне приглашаются к обсуждению в течение 2-х месяцев.

Планируется, что до 15 декабря будут подготовлены проекты законов для реализации стратегии. В 2013 году законопроекты рассмотрит Госдума. Если будут приняты, реализация начнётся с 2014 года.

В ходе обсуждения

Вице-премьер А .Дворкович заметил, ("Российская газета",4 октября) что конкретные параметры и цифры новой пенсионной системы ещё будут уточняться, проявятся они не в стратегии, а в отдельных законах.

Далее произнёс, скорее всего судьбоносную фразу, мнение, определяющее политику:

"Мы не можем себе позволить одновременно иметь очень высокий уровень социальной защиты, построенной только на ответственности государства, очень большую армию и при этом, очень большой объём госсобственности и очень низкие цены на энергоносители внутри страны"."Нефтяной ренты недостаточно для финансирования социальных обязательств",- отметили Дворкович и начальник экспертного управления администрации президента РФ К.Юдаева. Налоговые льготы для нефтяных компаний на сегодняшний день необходимы,- считает вице-премьер." Потому что мы стали доверять частному сектору", - пояснил он.   

Ирина БОЛЬШАКОВА

 

 

 

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube