архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Интервью Если вы попали в ДТП
МТС - оператор мобильной связи

25.02.2014
Просмотров: 1825, комментариев: 0

Если вы попали в ДТП

   На наших дорогах автомобилей становится все больше, а число дорожно-транспортных происшествий, увы, существенно не уменьшается. Что делать, если вы стали участником автоаварии? Как говорится, от сумы да от тюрьмы... О некоторых нюансах ДТП побеседуем сегодня с начальником отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Богатовский" А.И. Чвановым.

- Александр Иванович, любой водитель, вообще-то, должен знать, как следует себя вести, если он оказался участником ДТП. Его обязанности в случае аварии прописаны во второй главе Правил дорожного движения: в статьях 2.5; 2,6; 2.6.1. Но всегда ли водители ведут себя правильно? Какие нарушения чаще всего допускают?

- Не всегда, к сожалению. Начну с известной истины, что автомобиль-источник повышенной опасности, и управление им требует большой  концентрации внимания. Если водитель попадает в аварию, он во всяком случае оказывается в состоянии стресса, а в некоторых случаях - и шока. Ему требуется какое-то время, чтобы оценить ситуацию и начать действовать по краткому алгоритму, который прописан в названных выше статьях ПДД. Бывает, у участников столкновения сдают нервы. Они тут же начинают выяснять отношения, оскорблять друг друга и т.д. Бессмысленность таких действий совершенно очевидна - этого делать не следует. Лучше сразу же возьмите мобильный телефон и наберите номер 02 (или 020). А если есть пострадавшие, то еще и 03 (или 030). И ждите, когда приедет наряд дорожно-патрульный службы и "Скорая медицинская помощь".

- Что нужно сообщить в дежурную часть полиции?

- Назвать свою фамилию, имя, отчество. Как можно точнее указать место, где произошло ДТП. Если это населенный пункт, то назвать улицу, номер ближайшего дома или другие ориентиры (вокзал, рынок, известное здание, памятник и т.п.). Дополнительно можно указать модели транспортных средств, их цвет, государственные регистрационные номера. Возможно, придется ответить на уточняющие вопросы дежурного сотрудника полиции.

- А если авария случилась вне населенного пункта, например, на проселочной дороге либо вообще в безлюдном месте - в лесу, например?

- Одно из условий несения службы в ДПС - хорошее знание географии той территории, где приходится работать. Поэтому если вы даже примерно опишете место, где оказались, инспекторы вас найдут.

- Вопрос еще и в том - как быстро? Существует ли регламент, устанавливающий время прибытия машины инспекторов на место происшествия?

- Еще недавно такой регламент был - патрульной машине отводился один час. Потом он был отменен, поскольку бывают случаи, когда по объективным причинам исполнить регламент невозможно.

- Например?

- На территории Борского района круглосуточно несет дежурство одна машина ДПС. Предположим, что случилось ДТП в Языково, куда она и выехала. А примерно в это же время произошла авария в районе Гостевки. Понятно, что успеть приехать в другое место в течение часа невозможно. К счастью, такие совпадения бывают не так часто, и патруль прибывает на место происшествия обычно быстрее, чем за час. Но выезжать должен незамедлительно - сразу же после получения сообщения о ДТП.

- Вернемся, однако, к первому вопросу, поставленному в нашем интервью. Какое же самое грубое нарушение Правил дорожного движения допускают участники ДТП?

- Оставление места дорожно-транспортного происшествия. Часть 2-ая статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает за это лишение права на управление ТС на срок от 1 до 1,5 лет или административный арест до пятнадцати суток.

Некоторые водители, находясь в нетрезвом виде, покидают место совершения ДТП с целью уклонения от медицинского освидетельствования. Через какое-то время, когда их задерживают, они выдвигают версию, что приняли алкоголь уже после происшествия - "чтобы снять стресс". Можно еще раз напомнить, что эти уловки не достигают цели. Напротив, часть 3-я статьи 12.27 КоАП предусматривает за такие действия более строгую ответственность - лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет.

- Наверное, нужно упомянуть, что в указанной статье есть и 1-ая часть...

- Она предусматривает административную ответственность в виде штрафа до 1 тысячи рублей в тех случаях, когда водитель остается на месте ДТП, но не выполняет обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения. Например, если не выставляет знак аварийной остановки, не включает аварийную сигнализацию (разумеется, если она не повреждена), трогает с места ТС, убирает или перемещает предметы, имеющие отношение к происшествию. К сожалению, участники иногда об этих требованиях забывают.

- Как часто наши водители пытаются скрыться с места дорожно-транспортного происшествия? Что говорит статистика?

- В 2013 году на территории Борского и Богатовского районов было зарегистрировано 620 ДТП. Уехали с места происшествия 32 человека. Только в четырех случаях розыск нарушителей не дал положительного результата. В связи с этим хочу обратить внимание на одну особенность поведения некоторых водителей. Нередки случаи, когда повреждения автомобилей бывают незначительными. Одна машина может лишь слегка задеть другую. Часто такое происходит в местах массового скопления автомобилей: на стоянках рынков, около магазинов и т.д. Виновный водитель порою недоумевает, считая, что ДТП не случилось. Но Правилами дорожного движения РФ не предусмотрен критерий малозначительности применительно к понятию "дорожно-транспортное происшествие". Если на одном транспортном средстве во время касания с другим появилась хотя бы царапина, то событие имело место. Подумаем, стоит ли в этом случае покидать место происшествия? Недавно было зарегистрировано такое ДТП: 67-летний пенсионер, выезжая со стоянки около банка в райцентре, чуть-чуть задел другую машину. Если бы он не покинул место происшествия, то, скорее всего, вообще бы не понес никакой ответственности: моральный вред, нанесенный владельцу поврежденной машины, незначителен, а страховая компания выплатит последнему страховое возмещение. Но пенсионер уехал, не позвонив в полицию, и был затем мировым судьей лишен права управления ТС сроком на один год.

- В некоторых случаях водители-участники ДТП вправе покидать место аварии и даже не обращаться в связи с этим в полицию. Многие ли так поступают?

- Нет. Если ДТП произошло не более, чем с двумя машинами и нет пострадавших, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, то водители сами могут составить схему, договориться о чьей-либо виновности и, не вызывая ГИБДД, покинуть место происшествия, а уже потом отнести все документы в страховую компанию, чтобы получить деньги на ремонт. Но практика свидетельствует, что даже в таких случаях водители предпочитают дожидаться инспекторов дорожно-патрульной службы. Не доверяют друг другу и опасаются, что могут ошибиться в оценке ущерба.

Если в результате ДТП нет пострадавших, то независимо от размера материального ущерба водители также могут не вызывать полицию, а достигнув согласия, составив и подписав схему происшествия, самостоятельно прибыть на ближайший пост ДПС или в орган полиции для оформления происшествия. Но и так участники аварий поступают редко.

Наконец, водитель не будет нести административную ответственность, если в чрезвычайных обстоятельствах (когда нет других транспортных средств) сам вынужден будет доставить пострадавшего (их) в лечебное учреждение. Но в то же время он обязан потом возвратиться к месту происшествия.

- В этой части статья 2.5 Правил дорожного движения несет в себе противоречие. Ведь в ней сказано, что при таких обстоятельствах он должен "предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства". А если свидетелей нет и зафиксировать положение ТС невозможно, то как следует поступить? 

- Однозначно: везти раненого, ибо дороже всего - жизнь человека. Если водитель в результате ДТП поставил других его участников в опасное для жизни и здоровье состояние и оставил их без помощи, и, в частности, в необходимых случаях не доставил в лечебное учреждение, то он может попасть под статью 125 Уголовного кодекса РФ "Оставление в опасности".

- Обратимся теперь к термину "зафиксировать". Поясните, как это сделать?

- Правила это не конкретизируют - значит, любым способом. Например, очертить контуры автомобилей на асфальте мелом, фломастером, с помощью баллончика краски с распылителем и т.д.

- Думаю, что немногие водители имеют в автомобиле эти принадлежности. Кроме этого, на заснеженной дороге мел и фломастер бесполезны...

- И напрасно, что не имеют, - могут пригодиться.

- Зато почти каждый имеет сотовый телефон с функцией фото - или видеосъемки, диктофона.

- Отличное средство для фиксации положения транспортных средств и иных предметов после аварии, а также съемки повреждений на ТС. Их все чаще используют участники ДТП.

- Еще один момент, с которым можно столкнуться после аварии. Допустим, ее виновник, находящийся к тому же в нетрезвом состоянии, пытается сесть в машину и уехать. Как бы вы посоветовали в этом случае вести себя другим участникам ДТП - следует ли его задержать до приезда полицейских?

- Однозначно ответить невозможно. С одной стороны, понятно, что сев за руль, он может совершить новую аварию. С другой стороны, задержание граждан - это все-таки прерогатива полиции. Я бы дал такой совет. Если на месте ДТП окажется несколько крепких мужчин, согласившихся "нейтрализовать" пьяного водителя до приезда наряда полиции, то это можно сделать. Вы исполните свой гражданский долг. Но только не следует причинять задержанному телесные повреждения и повреждать его одежду. В противном случае сами можете оказаться под следствием.

Учтем также, что поведение пьяного часто бывает непредсказуемым. Если вырвется или будет отпущен, то где гарантия, что из салона автомобиля он не извлечет бейсбольную биту, травматический пистолет или даже огнестрельное оружие? Но в любом случае, если участник ДТП собирается покинуть место происшествия, вы окажете помощь милиции, если запомните его внешность и регистрационный номер автомобиля.

- В Правилах дорожного движения есть еще одно требование к участникам аварии на дороге: освободить проезжую часть, если движение транспортных средств в результате ДТП стало невозможным. Например, если перекрыт проезд по всем полосам. Как это согласуется с требованиям не трогать автомобиль при аварии?

- Тут тоже нет противоречия. Немного передвинуть автомобиль можно. Но снова при условии, что есть свидетели и в их присутствии вы уже зафиксировали первоначальное положение ТС, как об этом было сказано выше. Если же автомобиль сильно поврежден и передвинуть его невозможно - остается ждать инспекторов ДПС и сотрудников МЧС с эвакуатором.

- Мы рассмотрели, пожалуй, основные последствия транспортных происшествий и напомнили потенциальным участникам ДТП (а в числе их, повторим, может оказаться любой водитель), как правильно вести себя в таких случаях. Итак, самый краткий алгоритм поведения в случае ДТП: сохраняйте спокойствие; если есть пострадавшие, окажите первую помощь; вызовите милицию и "Скорую медицинскую помощь"; запишите фамилии и адреса очевидцев; без необходимости не трогайте автомобили с места аварии. Отправляясь в дорогу, возьмите с собой телефон с фотокамерой, всегда имейте в ящичке для вещей бумагу, ручку, кусочек мела, фломастер или баллончик с краской.

- А также всегда имейте знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечку и бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, который прилагается к страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (полис ОСАГО).

Владимир ЦИЦОРИН

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube