Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
От Дорстроя до ДЭУ
- Раиса Андреевна, вначале спрошу о том, когда и где Вы родились и как оказались в Борском?
- Мой отец был лейтенантом и перед войной проходил службу в Тернопольской области. Я и родилась там за две недели до начала войны. Мама сумела со мною добраться до Бузулука, где проживала бабушка. А отец погиб в сентябре 41-го года. После окончания войны мама вновь вышла замуж и мы перебрались в Борское. Закончив школу, получила профессию швеи и устроилась на работу в комбинат бытового обслуживания. Но затем закончила курсы бухгалтеров в СПТУ-12 и 12 сентября 67-го года была принята на должность техника по учету механизмов Борского производственного дорожного участка (ПДУ) - так называлась первоначально эта организация.
- Когда же был создан ПДУ?
- Примерно за год до моего прихода.
- А кто занимался дорогами в районе до создания ПДУ?
- Был отдел в райисполкоме, назывался Дорстрой, и в нем было 3-4 человека. В то время асфальтированных дорог в районе еще не было: ездили по грунтовым, и только кое-где - по гравийным. Только одна улица в райцентре, Ленинградская, имела улучшенное покрытие - была вымощена кирпичом, и то только наполовину ее нынешней протяженности.
- Чем же занимались работники Дорстроя?
- Думаю, что, в основном, они осуществляли контроль, а за содержанием дорог и мостов на своей территории отвечали колхозы.
- Где разместился созданный производственно-дорожный участок?
- Первоначально - на улице Пионерской в построенном щитовом доме. Руководителем назначили Н.С. Ненашева, главным инженером - А.Ф. Кондрашина. Николай Степанович стал активно приобретать технику. Но новых тракторов, машин нам не выделяли, передавали ту технику, которая уже использовалась в дорожных службах городов - использованную. Помню, была у нас машина ГАЗ-51 с деревянными бортами, бульдозер ДТ-54, трактор с тележкой, грейдер. Если нужен был грузовой транспорт, то заказывали его в Борском автохозяйстве. В те годы часть средств на содержание ПДУ №2520 перечисляли колхозы. Через некоторое время участок перешел в другое здание, стоящее напротив Борского АТП, а прежнее отдали под квартиру главному механику Е.М. Татаринову. Численность работающих достигла 26 человек.
- Когда было построено капитальное кирпичное здание, в котором сейчас размещается ДЭУ?
- В конце 70-ых годов. Я была в те годы инспектором по кадрам и помню приказ от 21 марта 80-го года "Куйбышевавтодора" о ликвидации ПДУ №2520 и создании на его базе Борского дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ). К этому времени в руководство уже пришли новые люди: начальником стал П.М. Суховилов, главным инженером - П.П. Панин.
- Когда в районе началось активное строительство асфальтированных дорог?
- В 70-ые - 80-ые годы. Этим занимались многие крупные строительно-дорожные организации. В частности, богатовская ДорПМК. Многие дороги в населенных пунктах были построены колхозами и совхозами хозяйственным способом, и большинство из них эксплуатируются до сих пор. Главным направлением деятельности Борского ДРСУ по-прежнему оставались ремонт и содержание дорог. Объемы строительно-ремонтных работ возросли после пуска в 82-83 годах собственного асфальтобетонного завода. Мастером на АБЗ первоначально был И.Г. Борисовский. Когда я уже не работала на предприятии, при очередной реорганизации асфальтобетонный завод разобрали и перевезли в К-Черкассы, о чем в ДРСУ потом сильно жалели, но ничего сделать не могли.
- Когда Вы завершили свою работу в ДРСУ?
- В 84-ом году. Причем, в течение пятнадцати лет я была еще и неосвобожденным секретарем партийной организации. До выхода на пенсию еще поработала на мебельной фабрике и в центральной больнице. Добавлю, что П.М. Суховилова сменил П.П. Панин, главным инженером стал М.И. Борисовский.
- Кто же еще, кроме Вас, мог бы рассказать о последних тридцати годах дорожной службы?
- Ныне живут и здравствуют многие ветераны ДРСУ-ДЭУ. Много лет на предприятии работали бухгалтер А. В. Дмитриевцева, мастер И.И. Ишкильдин, инспекторы по кадрам Л.И. Омельченко и Н.В. Матыцина, мастер Л.В. Русина. И, конечно, М.И. Борисовский, который проработал в ДРСУ в общей сложности более тридцати лет, в том числе директором.
Владимир ЦИЦОРИН