Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
"Все и сразу - не всегда хорошо"
Современные дошкольные образовательные учреждения своей основной задачей считают создание условий для целостного развития личности ребенка во всех видах деятельности.
С учетом того, что каждый ребенок индивидуален по своим склонностям и интересам, по уровню и темпу физического, психологического и интеллектуального развития, работа педагогов строится в зависимости от особенностей его развития.
В последние годы более чем у половины дошкольников, посещающих детсады, выявляются различные виды нарушений. С чем именно сталкиваются педагоги и как организуется работа с такими детьми, рассказывает заведующая детским садом "Колокольчик" Т.Б.Крымова.
- К сожалению, количество ребят с нарушениями не уменьшается, и дефекты становятся все сложнее. В подавляющем большинстве - это речевые нарушения, также имеют место задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, замкнутость, проявление аутизма).
Причины этому разные. Первая нам, педагогам, не подвластная, связана с физиологией ребенка, которая требует медицинского лечения.
В задачи же дошкольного учреждения входит устранение социально-педагогических причин нарушений в развитии. Прежде всего, речь идет о дефиците общения детей со сверстниками и взрослыми. В большинстве случаев в семьях воспитываются всего один-два ребенка. В отличие от прошлых лет у них ограничено общение с детьми ближнего окружения - соседей, знакомых. Дефицит общения также порождает занятость взрослых на работе либо их привязанность к информационным системам - телевизору, компьютеру, телефону, планшету, а также раннее приобщение к ним самого ребенка. По этому поводу родители обычно умиляются: ой, какой умный, умеет включать ноутбук, находить в нем "нужное" и тому подобное. Но при этом кроме зрительного восприятия информации в развитии ребенка ничего не происходит.
Мы согласны. что в современном мире невозможно обойтись без использования информационных систем, но в этом случае нужна строгая дозировка по времени.
-Татьяна Борисовна, сколько на сегодняшний день ваше учреждение посещает детей, у которых выявлены те или иные нарушения?
-В нашем детском саду ежегодно системой коррекционно-развивающего сопровождения охвачены 50-70 детей. В текущем году их 75. По 55 ребятам заключение делала районная психологомедикопедагогическая комиссия, у них общее недоразвитие речи, а у 8 детей наблюдается еще и задержка психического развития.
- Как вы с ними работаете?
- С учетом того, что артикуляционный аппарат детей формируется в пять лет, мы начинаем систематическую работу по речевому развитию именно с этого возраста. В нашем учреждении сегодня функционируют три группы компенсирующей направленности - две старших и одна подготовительная, три логопедических пункта. С ребятами занимаются три логопеда и педагог-психолог. В текущем году из отпуска по уходу за ребенком выйдет учитель-дефектолог, основным направлением работы которого является корректировка при задержке психического развития и нарушений эмоционально-волевой сферы.
В системе проводятся фронтальные (групповые) и индивидуальные занятия с узкими специалистами, о которых мы сейчас говорили. Полученные таким образом детьми навыки закрепляются воспитателями во всех видах образовательной деятельности, в специально организованных играх и упражнениях, в процессе режимных моментов.
В детском саду работает психолого-медико-педагогический консилиум. Его члены отслеживают динамику развития каждого ребенка с ограниченными возможностями, обсуждают результаты работы с детьми. У детей, регулярно посещающих коррекционно-развивающие занятия и выполняющих все рекомендации специалистов, нарушения устраняются либо в полном объеме, либо наблюдаются значительные улучшения в развитии.
- Какая роль в этом отводится родителям?
- Без тесного взаимодействия с ними положительный результат получить невозможно. В детском саду ведется целенаправленная работа с родителями по коррекции нарушений в условиях семьи - проводятся индивидуальные собеседования и консультации, групповые собрания и семинары. В большинстве случаев педагоги находят с ними общий язык и обеспечивают единые подходы в работе с детьми.
Однако бывает, что родители игнорируют рекомендации специалистов. Это большая ошибка, особенно если речь идет о необходимости пройти консультацию и лечение у детского невролога. У некоторых родителей бытует мнение: "И так все с возрастом пройдет. Мы выросли, и он (она) вырастет".
Есть и другая проблема. Это амбициозное желание взрослых ( не всех, конечно), чтобы их ребенок был лучше всех. Такие родители хотят "всего и сразу" при том, что их ребенок имеет нарушение речи или психического развития. К примеру, они пытаются обучить малыша и чтению, и освоению иностранного языка, когда у него еще не сформировано звукопроизношение, имеются нарушения памяти, внимания, восприятия и другое. Как правило, это приводит к обратному результату: у детей формируется негативное отношение к обучению.
- Татьяна Борисовна, что бы вы сказали взрослым в заключение нашей беседы?
- Хочется, чтобы мы с родителями были только союзниками, понимали и поддерживали друг друга, чтобы все наши дети пошли в школу с равными стартовыми возможностями.
Татьяна Горбунова