архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

Главная Разное Династия священников языковского прихода
16.03.2022
Просмотров: 278, комментариев: 0

Династия священников языковского прихода

  Священник сельского прихода, как и сельский врач, сельский учитель, - это подвижник. Само по себе служение его - тяжёлый труд, требующий постоянного эмоционального и психологического напряжения. Давит и груз ответственности. Ведь именно сельская интеллигенция в ответе за нравственное и физическое здоровье людей, живущих рядом.

Да и у жизни в деревне свои особенности. Здесь всё на виду: каждый шаг, каждое слово запоминается и обсуждается, и не дай Бог оступиться самому или кому-то из членов семейства! Тогда прощай авторитет и уважение... Поэтому так важно, чтобы в настоятеле сельского прихода сочетались и профессиональные качества, и душевная чистота. Языкову в этом отношении повезло: здесь всегда служили люди благочестивые, преданные своему делу, истинные духовные пастыри.

Священническое служение династии Смарагдовых в языковском приходе началось в 1849 году, когда после окончания Симбирской духовной семинарии сюда был направлен Фёдор Григорьевич Смарагдов, уроженец села Кошки. Он был совсем молод - около двадцати лет, и первым из его дел на благо села стало открытие в Языкове церковно-приходской школы.

Г.Ф. Смарагдов с сыном

 Отец Фёдор был и её основателем, и заведующим, и преподавателем главного предмета - Закона Божия. Собственного здания школа не имела, а занятия проходили в усадьбе помещика Шишкова, позже - в доме самого священника и даже в съёмных помещениях.

В церковно-приходских школах преподавалось чтение - на русском и церковно-славянском языках, основы правописания, арифметика, рукоделие, рисование и пение - в основном, изучалось церковное песнопение.

Позже в выпускных классах ввели и изучение истории Отечества и Православия. Главную роль отводили нравственному и духовному воспитанию.

Церковно-приходские школы в России начали массово открываться в шестидесятых годах девятнадцатого века, и делились они на несколько разрядов: одногодичные (их задачей было научить писать и читать), двухклассные (обучение в них длилось 3-4 года), трёхклассные (в них учились 5 лет, именно эти школы давали возможность продолжить образование дальше). Какой была первая церковно-приходская школа в Языкове - мне неизвестно, но отмечу, что открылась она гораздо раньше прочих.

Батюшка Фёдор Смарагдов прожил в Языкове до самой своей кончины и был, судя по всему, ревностным пастырем. Его несколько раз награждали, в том числе - за миссионерскую деятельность: он обратил в Православную веру четверых иноверцев: католика, лютеранина, мусульманина и иудея.

В нашем селе родились и выросли все его дети, а один из них, Григорий Фёдорович, после ухода отца на покой (за штат) стал настоятелем языковского храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Он же проводил службы и во втором храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Храм этот располагался на территории усадьбы помещиков Шишковых, рядом с ним было и их семейное кладбище. В самом конце двадцатого столетия местные жители случайно потревожили могилу Марии Алексеевны Шишковой, которая как раз и построила эту церковь. Она покоится там и сегодня - в зарослях сирени, сохранившихся от барского сада. Место упокоения отца Фёдора, как и других членов семейства Смарагдовых, увы, уже не найти...

И вот я рассматриваю старинные, начала двадцатого столетия, фотоснимки. Семья священника, сам о. Григорий, его дети. Умные, интеллигентные лица. Молодёжь одета по-городскому, дочери - удивительно красивы.

Просматриваю церковные ведомости - отчёты о жизни прихода, которые производились каждые 4 года. В одной из них (за 1904 год) указано, что священник уже вдов и проживает вместе со своей матушкой, вдовой священника о. Фёдора, Верой Гордеевной. Самому маленькому в семье, Ивану, в это время было всего 4 годика, да и другие младшие дети - на год, два постарше.

Григорий Фёдорович вырастил восьмерых детей, и ко времени его вдовства старшая дочь Александра уже была сама попадьёй: вышла замуж за священника из другого сельского прихода.

Наверно, непросто жилось в это время семье Смарагдовых: старшие - дочь Анна и сын Дмитрий - учились в Самаре, оба в духовных учебных заведениях. Подрастая, и другие дети, дочери Елизавета, Вера, Евфавлия, - тоже поступили в Самарское епархиальное училище, где получили профессию учительниц церковно-приходских и земских школ. Надо было им как-то помогать, выкраивать средства из небольшого жалования, одевать, оплачивать квартиру, покупать книги и пр.

Вопреки расхожему штампу о поповской беспечной и сытой жизни, семью настоятеля языковского храма богатой назвать было нельзя. Даже дом, в котором Смарагдовы жили, им не принадлежал, а был в общественной собственности (находился он, кстати, на Лабазе, недалеко от помещичьей усадьбы).

Правда, в отчётных документах отмечалось, что дом этот " в очень хорошем состоянии", а вот хозяйственные постройки - "ветхие и нуждаются в ремонте". И земельного надела священник не имел. Жалование - 140 рублей в год, да вдовья пенсия матери - 75 рублей. В одной монографии нашла сведения, что за преподавание Закона Божия платили ещё 30 рублей в год. Вот и все доходы на семью в десять человек. И работа, работа, работа...

Диву даёшься: как всё успевали? Церковные многочасовые службы. Требы. Бесконечные записи в метрических книгах: рождения, крещения, смерти, бракосочетания...

Село было большим, многолюдным; в месяц рождалось до 30 младенцев - 10-15 из них умирали, не дожив до года. Священнослужителем заполнялась и графа "Причина смерти": "корь", "младенческая", "горячка". Указывались не только родители, но и восприемники. Вот в крёстных младших детей о. Григория, Аполлона и Евфалии, значатся "классный чиновник Георгий Иосифов Дробинин и потомственная дворянка Ольга Григорьева Аксакова".

Подробно описываются вступающие в брак и их родители. "Села Языкова умершего крестьянина Гурия Михайлова Слепухина сын Харлампий, 18 лет, и дочь с. Языкова крестьянина Александра Иоаннова Евдокия, 16 лет. Оба православного вероисповедания" - это о родителях моей бабушки Натальи Харлампиевны.

Аккуратно и чётко выведены записи в документах, и под каждой указано, что обряд совершил священник Григорий Смарагдов.

А ещё он вёл воскресную школу для прихожан церкви. После литургии "воскресные собеседования" (так они назывались в документах) собирали до 100 человек. Батюшка знакомил крестьян с библейскими сюжетами и персонажами, рассказывал о церковных службах, о святых и праведниках, объяснял содержание молитв.

Были и общественные обязанности, которые налагались на всех священнослужителей Епархии: Григорий Фёдорович был назначен следователем. Он преподавал Закон Божий в церковно-приходской и земской школах, там же после окончания учебных заведений, работали его дочери Вера и Елизавета. Старшая дочь Анна и сын Дмитрий организовали в Языкове просветительский кружок для местных крестьян.

Читали и обсуждали книги, в том числе и запрещённые цензурой, обсуждали общественные события, делились новостями уездной и губернской жизни. Частым гостем на занятиях кружка была и Ольга Григорьевна Аксакова, у которой с языковскими крестьянами сложились добрые, доверительные отношения.

Да, сельская интеллигенция: священнослужители, учителя, врачи, студенты, связавшие свою судьбу с жизнью села, неустанно работали во благо народного просвещения и образования.

Революция смела с лица земли и барскую усадьбу, и сельские храмы. Со слезами и причитаниями жители Языкова наблюдали за разрушением церкви, с которой была связана жизнь каждого из них. "Вон Боженьку выкинули!"- заплакала одна из женщин, когда из дверей и окон полетели храмовые иконы. Начались годы безбожия, годы беспощадного уничтожения привычного уклада жизни, устоявшихся представлений о Добре и Зле.

Храм в с.Языково сегодня

Что стало с семьёй священника языковского прихода? Не знаю. Слава Богу, его нет в списках репрессированных священнослужителей - может, к тому страшному времени он уже закончил свой земной путь? Но живы его потомки, хранящие добрую память об о. Григории и его служении на языковской земле.

Будем с благодарностью помнить и мы, внуки и правнуки его прихожан, которых когда-то крестили, венчали и отпевали в сельском храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

На первом фото: Семья Смарагдовых. Фото начала 20 века.

Наталья Шишканова

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube