архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Реклама

Главная Разное Информационное просвещение - наша общая задача

27.08.2014
Просмотров: 687, комментариев: 0

Информационное просвещение - наша общая задача

   Ежегодно в августе в преддверии нового учебного года Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области приглашает представителей средств массовой информации на традиционную встречу, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы развития системы образования.

Перечень вопросов, обсуждаемых в предыдущие годы, отражает приоритеты развития образования федерального и регионального уровней. 14 августа 2014 года представители СМИ муниципальных районов Алексеевский, Борский и Нефтегорский также смогли задать вопросы руководителю Юго-Восточного управления Е.Ю.Баландиной.

- Елена Юрьевна, как Вы оцениваете, чем важен 2014 год для системы образования?

- 2014 год можно уверенно назвать годом осознания сферой образования своего центрального положения в системе социально-экономического развития Губернии.

«Потенциал общества существенно определяется уровнем образования», - отметил в послании к жителям Самарской области врио Губернатора Самарской области Николай Иванович Меркушкин. Он привел слова Джона Кеннеди, сказанные 12 апреля 1961 года, в день полета Юрия Гагарина: «Мы космос русским проиграли за школьной партой». И это не просто слова.

О какой бы отрасли ни шла речь - аэрокосмическом кластере, признанном лучшим на всероссийском конкурсе, об автомобилестроении, нефтехимическом производстве, агропромышленном комплексе - везде во главу угла ставится инновационное развитие. Инновации как основа конкурентоспособности и устойчивости развития региона стали одной из ключевых тем Послания.

Перед отраслью образования в этой связи ставится задача сформировать механизм, ориентирующий вузы на инновации и решение конкретных производственных задач, в ближайшее время крайне необходимо очень серьезно повысить научно-технический потенциал.

Но инновационное развитие не станет инновационным в одночасье, этого не достичь простым росчерком пера под нормативно-правовым актом. Для того, чтобы создать новые технологии, необходимо, чтобы в вузы пришли активные целеустремленные студенты, осознающие приоритеты развития промышленности и сельского хозяйства, стратегию развития всего экономического комплекса Самарской области.

А это значит, что мы со школьной парты должны начать эту работу.

- Любая система имеет ряд показателей, которые иллюстрируют её движение к цели. Система образования - не исключение. Какие основные моменты Вы можете обозначить в контексте инновационного развития региона?

- В числе первых - приоритет выбора предметов для сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ для дальнейшего поступления в вузы.

Мы с удовлетворением отмечаем, что в целом по Юго-Восточному образовательному округу доля выпускников, выбирающих для сдачи ЕГЭ такой приоритетный предмет, как физика, возросла с 35,7% в 2013 году до 37,5% в 2014 году. Справочно: в 2010г. этот показатель составлял 23,1%.  (См.таблицу 1).

Выпускники активнее выбирают техническое направление профессиональной подготовки. Так, в 2013 году 54,1% выпускников округа из числа поступивших в учреждения высшего образования выбрали технические специальности, это несколько выше, чем в 2012 году (52,7%). (См.таблицу 2).

Вместе с тем, нельзя не сказать и о проблемах. Так, в округе есть выпускники, не достигшие минимального количества баллов, которое нужно набрать, чтобы сдать экзамен по физике. Для нас это очень серьезный сигнал. Уже даны поручения руководителям школ провести анализ сложившейся ситуации. Методическим службам необходимо оптимизировать комплекс мер, направленных на совершенствование кадрового ресурса, применение современных форм повышения квалификации и профессиональной компетентности учителей физики. Педагоги должны в полной мере владеть приемами выявления так называемых «технарей», тех, кто в дальнейшем свяжет свою жизнь с технической специальностью. Это необходимо делать, ведь физика требует особенного внимания, сейчас это один из самых популярных предметов по выбору, как мы видим, его выбирают до 40% выпускников.

Кроме того, необходима точечная работа с родителями и учащимися, чтобы они понимали, что выбор дальнейшего профессионального пути это не сиюминутное дело, осознавали, что мало выбрать в 11 классе нужный для поступления в вуз экзамен, необходима системная подготовка  при изучении основ наук, начиная с 7-8 класса.

- Как же помочь учащимся и родителям определиться с выбором дальнейшего пути? Есть ли способы?

- Конечно. Поэтому мы такое серьезное внимание уделяем, например, результатам предметных олимпиад и научно-практических конференций. Именно здесь проявляются интересы и предпочтения ученика, которые в дальнейшем могут стать профессиональными предпочтениями.

Именно так растёт выпускник, который будет успешен в инновационной экономике. Выпускник, который не только обладает знаниями, у которого сформированы универсальные учебные действия и компетенции, но главным образом тот, кто умеет их продемонстрировать, применить на практике, причем не только в искусственно созданной ситуации на учебном занятии, а в условиях реальной конкуренции - в научно-исследовательской деятельности, на предметной олимпиаде.

Процитирую Послание Губернатора Самарской области:  «Олимпиадное движение нужно расширять. Это исключительно важно, потому что мы повышаем качество, состязательность, конкурентоспособность и для учеников, и для педагогов» (С).

Главная задача школьного этапа предметной олимпиады - максимальная доступность конкурсных заданий и возможности проявить себя для каждого ученика. Именно поэтому в 2013-2014 учебном году по сравнению с 2012-2013 уч.г. число участников школьного этапа предметной олимпиады выросло на 667 чел. Количество участников окружного этапа в 2013-2014 учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом  увеличилось на 276 человек. Количество победителей и призёров окружной олимпиады также увеличилось на 26 человек. Победители и призёры получают признание на уровне школы и округа. Так, призы Главы м.р. Алексеевский были вручены 11-ти победителям окружной олимпиады изшкол Алексеевского района, призы Главы м.р. Борский - 13-ти школьникам Борского района, призы Главы м.р.Нефтегорский - 18-ти школьникам Нефтегорского района.

 Особая наша гордость - призёры регионального этапа Всероссийской олимпиады, за последние 5 лет их число увеличилось.  (См.таблицу 3).

Начав в 2009-2010 году с нуля, в этом году Юго-Восточное управление занимает 8 место по результативности участия в региональном этапе олимпиады среди 13 территориальных управлений Минобрнауки Самарской области.

Научная конференция школьников также одно из наиболее значимых конкурсных мероприятий интеллектуальной направленности. В 2014 по сравнению с 2013 возросло качество научно-исследовательской деятельности школьников. Так, доля победителей и призёров от числа допущенных к публичной защите увеличилась с 67 % до 73,8 %; доля школьников, направленных на региональный этап, возросла с 44,3 % до 47,9 %. Показатель «Победители и призеры регионального этапа» вырос и в абсолютном (с 4 до 11 чел.) и в долевом выражении (с 14,8 % до 47,8 %).  (См.таблицу 4).

 Информация о победителях и призёрах областной научной конференции школьников за 5 учебных лет.  (См.таблицу 5).

 В связи с темой одаренных детей необходимо сказать о поддержке медалистов. В послании Николай Иванович Меркушкин отметил следующее: «Медалист - это особая категория. Это особые молодые люди, которые умеют упорно трудиться. Делать «на отлично» не только то, что нравится, но и то, что не так нравится, не увлекает, но что необходимо делать. Это очень важно по жизни. И если этот человек с детства так воспитан, так настроен, это исключительно важно для будущего успеха. Такие люди крайне нужны» (С). Еще в декабре 2013 года, когда Федеральный закон отменил золотые и серебряные медали для выпускников школ, Николай Иванович поручил министерству образования и науки разработать законопроект о сохранении на областном уровне системы присуждения медалей. В результате медаль «За особые успехи в учении» была сохранена на федеральном уровне, о чем были внесены соответствующие изменения в Закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ». А выпускники Самарской области, каждому из которых врио Губернатора вручал золотую медаль лично, получили важную меру поддержки: возможность поступления в вузы вне конкурса на бюджетные места поспециальностям, приоритетным для развития экономики региона. В их числе авиастроение, металлургия, нефтегазовое дело, химические технологии, автоматизация, мехатроника и робототехника, а также, что отрадно, педагогические специальности. 

В Юго-Восточном образовательном округе медалями награждены 30 выпускников из 10 школ. (См.таблицу 6).

Важный ресурс развития интеллектуальной одаренности детей - дополнительное образование.

 В Юго-Восточном образовательном округе обеспечивается положительная динамика охвата дополнительными образовательными программами: 2012 год - 51,7%; 2013 год - 58,9%; 2014 год - 65,3%.

Система дополнительного образования стабильно работает, мы гордимся достижениями наших воспитанников и подробно рассказываем о них на всевозможных встречах с общественностью, потому что все они очень значимые для каждого ученика и педагога. Сегодня мне хотелось бы еще раз назвать некоторых из них. (См.таблицу 7).

Согласно приоритетам развития экономики Самарской области перед региональным дополнительным образованием поставлена серьезная задача увеличения числа детей, занимающихся в объединениях технической направленности.

Нужно сказать, что здесь мы пока в самом начале большой работы. Доля воспитанников, охваченных техническими программами, составляет 2,5%, динамика за год составила только 0,6% (2012 год - 188 чел.; 2013 год - 251 чел.).  Необходимо техническое оснащение, подготовка молодых кадров, чтобы это направление, которому в последние годы уделялось явно недостаточно внимания, смогло решать важные задачи, стоящие перед системой образования региона. 

- Готов ли к решению этих важных задач педагогический корпус округа?

- Самарская область не случайно признана одним из лидеров по выполнению майских указов Президента РФ В.В.Путина. Как сказал Владимир Владимирович, «мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов» (С).

Конечно же, мы возлагаем серьезные профессиональные надежды именно на выпускников вузов, на молодых педагогов. Увеличение молодых учителей в школах сократит разрыв между учениками и педагогами, позволит им общаться в ином, более современном информационном поле. Это позволит на новом качественном уровне реализовывать образовательные программы, эффективно использовать современное учебно-лабораторное и наглядное оборудование, более современными смыслами наполнить воспитательную составляющую образовательного процесса.

В период с 2011 по 2013 годы в ГБОУ Юго-Восточного образовательного округа по ученическим договорам трудоустроились 26 молодых педагогических работников (учителей, воспитателей, преподавателей профобразования), в том числе в ОУ Алексеевского района - 3 чел.; Борского района -  5 чел.; Нефтегорского района - 18 чел.

В 2014 году в образовательные учреждения округа  приходят 11  молодых педагогов, которые получат меры социальной поддержки. По муниципальным районам.(См.таблицу 8).

С сентября 2013 года по инициативе Н.И.Меркушкина предусмотрены выплаты в размере 5000 руб. педагогическим работникам в возрасте до 30 лет, со стажем работы до 3-х лет, впервые  трудоустроившимся в образовательное учреждение после получения высшего или среднего профессионального образования. На начало 2013 года педагогов этой категории - получателей данной выплаты было 21 чел.: м.р. Алексеевский - 3 чел., м.р. Борский - 5 чел., м.р. Нефтегорский - 13 чел.

По состоянию на 1 июля 2014 года получателей данной выплаты  уже 46 чел.:  м.р. Алексеевский - 6 чел., м.р. Борский - 14 чел., м.р. Нефтегорский - 26 чел.

Нужно отметить, что ситуация с обеспеченностью педагогическими кадрами в системе образования округа стабильная. Острого дефицита, как и профицита, кадров не наблюдалось в предыдущие годы и не наблюдается в настоящее время.

По последним статистическим данным, в школах округа работает большое число учителей, педагогический стаж которых составляет 33 года и более. Это наш «золотой фонд» - носители лучших традиций отечественного образования.

В школах округа уделяется внимание профессиональной ориентации выпускников на педагогические специальности. Так, в 2014 году 7 выпускников школ получили целевые направления для обучения в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, из них 5 чел. - выпускники школ Борского района, 1 выпускник ГБОУ СОШ с.Алексеевка, 1 выпускник ГБОУ СОШ №2 г.Нефтегорска. 1 выпускник ГБОУ СОШ №2 с.Борское получил целевое направление  в Самарский государственный университет.

- «Слушать и слышать людей» - эти слова врио губернатора Самарской области Николая Меркушкина стали девизом взаимодействия власти и общества. Что делается в этом направлении в сфере образования?

 - Сегодняшняя встреча - одно из звеньев системы деятельности Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области по реализации принципа открытости отрасли образования. Недаром одним из основополагающих тезисов Послания мы считаем следующий: «Успех всех наших дел в огромной степени определяется состоянием социальной сферы и тем, насколько точно мы воспринимаем сигналы, идущие от общества» (С).

Мы стараемся воспринимать поступающие сигналы, используя для этого самые различные формы. В числе последних - муниципальное родительское собрание в Алексеевском районе в марте 2014 года, муниципальное родительское собрание в Нефтегорском районе в мае этого года, «прямая линия» с родителями и жителями Борского района 5 августа. После таких мероприятий, после встреч с прессой, с общественностью, с родителями мы анализируем высказанные проблемы и пожелания.

За последний год многие из них стали созвучны приоритетам развития системы образования, как например, задача воспитания, которая, по словам Николая Ивановича Меркушкина, «…является важнейшей задачей школы. …К сожалению, и сейчас можно слышать в дискуссиях, что не школа должна воспитывать, а только семья. Это было страшной ошибкой в начале 1990-х» (С). Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «ни экономика, ни наука, ни оборона, ни культура невозможны там, где люди утратили мотивацию для служения друг другу, утратили сознание неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут» (С).

В целях создания условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях округа в январе 2014 года принята целевая программа Юго-Восточного управления «Развитие воспитательной компоненты в ОУ округа на 2014-2016 годы». В наших школах немало педагогов, успешно решающих задачи воспитания патриотизма, гражданственности, эстетических качеств, коллективизма и ответственности за команду. Но это обычно происходило локально, в рамках отдельно взятых клубов, музеев, секций.

Мы очень серьезно говорим об этом с педагогами, уходя от царившей несколько десятилетий парадигмы, что учитель - это просто передатчик знаний, в настоящее время его роль меняется, учитель вновь становится идеологом правильного понимания общечеловеческих ценностей.

В деле формирования личности важно, чтобы процесс воспитания не становился только набором более или менее удачных мероприятий. Важная задача - чтобы воспитательная компонента проходила красной нитью через все процессы, в которых участвует ребенок.

В связи с последними геополитическими событиями часто применяется термин «информационная война», и мы все осознали, как огромное значение имеет целенаправленное использование информации. В этой связи я бы применила термин «информационное просвещение» - и это наша общая задача.

В рамках реализации федеральной программы развития воспитательной компоненты в школах уделяется серьезное внимание воспитанию положительного отношения к труду, педагогические коллективы стремятся сформировать условия для того, чтобы учащиеся смогли получить «практический опыт трудовой деятельности» (так звучит одна из задач программы). Данная работа осуществляется в рамках образовательных программ ФГОС. Это каждодневная деятельность по самообслуживанию, благоустройству мест учебы и досуга, различные социальные практики и акции. В числе примеров можно назвать акции «Чистая Земля», «Дом, в котором мы живём», «Память», «Помощь», «15 дней до Великой Победы» и многие другие.

Наша общая задача - сделать так, чтобы такие важные дела стали для нас и наших детей не просто акцией, а принципом жизни, чтобы помогли подрастающему поколению ощутить себя частью общества и научили брать на себя часть общественной ответственности.

Уважаемые коллеги! Реализация федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, предусматривает значительные финансовые затраты на средства обучения и воспитания, приобретение дидактических материалов, оборудования, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей среды, на приобретение спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг подключения к Интернет; на дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников. Но все эти затраты не принесут результата, если мы все не поймем, что главное звено в этой цепочке - ребенок, и от нас с вами зависит, будет ли он гордиться своей семьей, своей школой, своим городом и селом, своей страной. Потому что именно поколение наших детей через несколько десятилетий будет определять качество жизни в нашей стране, её безопасность, её геополитику. Пусть же у нас совместно получится вырастить это поколение таким, чтобы мы могли спокойно и с уверенностью смотреть в будущее.

В заключение нашей беседы могу ответственно заявить, что у нас совместно с органами местного самоуправления получается решать общие задачи, несмотря на то, что наши школы теперь не муниципальные, а государственные.

Я очень рада, что мне сегодня представилась возможность через средства массовой информации сердечно поблагодарить Глав муниципальных районов, на территории которых Юго-Восточное управление реализует свои функции:

-  Владимира Ивановича Корнева;

-  Александра Георгиевича Уколова;

-   Эдуарда Викторовича Ардабьева.

Депутатский корпус органов местного самоуправления за серьезное внимание к вопросам образования, совместную кропотливую работу, помощь и поддержку нашей отрасли, за большой вклад в материально-техническое совершенствование объектов образования и выражаю надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

В преддверии нового учебного года выражаю благодарность коллективам образовательных учреждений, педагогам, родителям, учащимся, всем участникам образовательного процесса за достигнутые успехи, неравнодушие, за понимание и  поддержку в самых разных вопросах. Уверена, что в новом учебном году нам предстоит совместная интересная работа, направленная на повышение качества образования наших детей.

 

СПРАВОЧНО:

На совершенствование материально-технической базы системы образования Юго-Восточного образовательного округа за 2012 и 2013 годы из областного бюджета было выделено в общей сложности 203 653 245 руб., в том числе на объекты, расположенные на территории районов: Нефтегорский - 52 513 252 руб,  Алексеевский - 52 349 848 руб., Борский - 98 790 145 руб.

Это позволило провести следующие мероприятия в Борском районе:

* Капитальный ремонт:  ГБОУ СОШ №2 с.Борское.

* Ремонт  Борского государственного техникума, Борское медицинского училища.

* Строительство нового здания детского сада «Колокольчик» в с.Борское, 2-х групп в возвращенном здании в детском саду «Солнышко» с.Борское, дополнительной группы в п.Новый Кутулук Борского района, 2-х групп в Новоборском филиале.

* Замена оконных блоков  в 4-х зданиях школ.

* Приобретение оборудования для школьных пищеблоков.

* Приобретение комплектов учебно-лабораторного и исследовательского оборудования для внедрения современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС в начальной и основной школе.

* Приобретение компьютерного и мультимедийного оборудования, комплектов для компьютерных классов, ноутбуков для учащихся и педагогов.

* Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для школ и СП дополнительного образования.

* Обеспечение мер пожарной безопасности (проведение пожарного аудита в зданиях ОУ, приобретение средств пожаротушения, огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений).

 

 

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube