Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Из истории мебельной фабрики
Продолжение... начало здесь
Браком был завален даже пакгауз на станции Неприк. Состав ИТР был достаточным и работоспособным. Для решения проблем был создан технический совет, который разработал порядка пятидесяти мероприятий по всем видам деятельности. Пункты мероприятий выполнялись лет пятнадцать. Сделано было много. Построено здание котельной, смонтированы 2 мощных котла ДКВР-4/13, запущены солевое хозяйство, оборотное теплоснабжение по воде и по пару, деаэрационная установка. Реконструировано мазутное хозяйство, смонтирована емкость на 250 кубов. В сушильном отделении 4 сушилки модернизированы, смонтирована дополнительная уличная сушилка, и все они были связаны рельсами с применением траверсной и трековых тележек.
Все цеха, участки и помещения фабрики были оборудованы отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, тепловыми завесами на воротах. За два раза реконструкции вентиляции добились того, что в цехах можно было работать даже при 20 градусах мороза "за бортом" в халатах и рубашках. Построили здание компрессорной на 4 компрессора воздушного охлаждения с десятикубовым ресивером и реле давления. Огородили территорию фабрики, с одной стороны поставили забор из бетонных плит, тем самым уменьшив хищения. Пополнился станочный парк. Используя четырехсторонний строгальный станок и другие новые, ушли от поставок рамок мебели из других предприятий.
Фабрика до 90-х годов выпускала две единицы ассортимента - диван-кровать, типа софа, взрослая - на пенорезине или на пружинных блоках с поролоном (по плану - 20 тыс. в год) и диван-кровать подростковая (план - 10 тыс. в год). План был жесткий как по ассортименту, так и по количеству. Из-за несвоевременной поставки комплектующих приходилось работать с авралами, организуя работу в 3 смену силами ИТР и вспомогательных рабочих. Социалистический способ производства требовал планового снижения трудоемкости изделий и повышения производительности труда. Для выполнения этих показателей приходилось ездить по передовым предприятиям в Краснодаре, Сыктывкаре и перенимать опыт, искать и делать нестандартное оборудование.
Организовали техническое обучение рабочих, повышение квалификации и разрядов, что помогало им занимать призовые места на конкурсах мастерства. Для того, чтобы убрать планово убыточную продукцию необходимо было организовать производство пенополиуретана на простых полиэфирах, короче говоря, формованную пену или ППУ - основу для качественной мягкой мебели. Три раза мы пытались это сделать, но руководство "Волгомебели" сменилось и своей некомпетентностью не дало возможности развития фабрики. Пришлось идти другим путем.
В "Севкавпроектмебели" г. Краснодара совместно с нами были разработаны приемлемые к нашим технологическим возможностям полусофа и подростковая кровать, а также набор мягкой мебели. Эти разработки с большим трудом были защищены на выездном худсовете министерства, а в Госкомцен РСФСР по нашей мебели пришлось оформлять дополнение к параметрическому прейскуранту. В результате внедрения этой продукции были не только сохранены обьемы выпуска, но и получена хорошая прибыль, которая после акционирования фабрики позволила выплатить дивиденты всему коллективу.
Лихие 90-е годы заставили искать рынки сбыта мягкой мебели, дали толчок к освоению новых видов производства. Находясь в 150 км от Самары, фабрика не имела преимущества по сравнению с предприятиями в черте города. Простую мягкую мебель начали делать и в гаражах. Нам же было надо из города везти материалы и комплектующие, а потом мебель - назад, в город.
Тогда мы сделали уклон в сторону высоко - художественной, каркасной и эксклюзивной мебели. Стали сами проектировать, разрабатывать и осваивать новые образцы. Без конструкторского отдела было запущено в производство свыше 100 единиц ассортимента мягкой мебели. Для каждого вида продукции требовалось составить техническое описание, сделать чертежи и иметь протоколы испытаний - кропотливая работа. В производстве мягкой мебели мы достигли того, что могли изготовить и запустить практически любую модель, при этом соблюдая все требования ГОСТов. Продукция была надежна и качественна, подход к изготовлению - сугубо профессиональный.
Как-то я уговорил ребят из большой торговой фирмы "Сентябрь" заняться оптовой продажей не только тканей, ППУ, комплектующих, но и мебели на их выбор. Объехав все магазины города, они предложили красивый набор каркасной мягкой мебели. В результате разработки похожей мебели было спроектировано, а потом и изготовлено порядка 5 наборов не только бытовой, но и офисной мебели с применением "ноу-хау" - подпружиненной металлосеткой. Серия такой мебели была названа "Сентябрь". Наш набор выпускали еще под названием "Комфорт" в крупной фирме АО "Ижмебель".
Фирма "Интермебель " привозила интересные наборы из Калининграда. Тлетворное влияние Запада на мебель было заметно снаружи, конструкция и начинка оставляли желать лучшего. Мы сделали 5 наборов добротно, они оценили нашу работу и мигом распродали, но сотрудничество дальше не пошло. Одна псевдопатриотка нашего района увидев, что продукция по этикетке сделана Борской мебельной фабрикой, не жалея о потерянном времени и лишних затратах, вернула им мебель назад. Так что знайте, если диван-кровать долго служит, пару раз меняли обивочную ткань (естественно, при нормальной эксплуатации был небольшой ремонт), посмотрите на нижнем полике ящика для спальных принадлежностей - этикетка Борской мебельной фабрики.
Производство мебели на фабрике отличалось не только качеством, но и высокой производительностью. Когда мы оказались в глубокой финансовой яме, задолжав по налогам с пенями 550 млн. рублей, пришлось отдать производство в аренду фирме "Эдем- Самара".
Увеличив число рабочих на три десятка человек, добились выпуска 45 наборов в сутки. Это диван-кровать и два кресла. Продажа, сбыт мебели - хлопотное дело. Магазины в городе брали мебель на реализацию, а как они это делали, постоянно требовалось проверять. На такой метод реализации продукции нужны большие оборотные средства, которых не хватало. Субсидии, кредиты или что-то подобное в то время найти было почти невозможно. Большим подспорьем в развитии фабрики стал перевод котельной на газ, хотя это стоило больших трудов и затрат.
И вот подвернулся случай с областной службой занятости населения - организовать производство и продержать один год молодых ребят, предоставив им работу. А у меня была мечта найти средства на организацию производства корпусной мебели. Составил совершенно реальный бизнес-план и поехал на авось в город. Убедил руководство службы, и нам выделили 220 тыс. рублей. В течение месяца было закуплено, установлено и отлажено оборудование и ООО "Мебельная фабрика-Борское" начала производить первые шкафы и столы.
В прайс - листе ООО через год-два было уже более 100 единиц ассортимента. Красивая офисная мебель с покрытием пластиком под Италию, бытовая мебель различных форм - в целом пользовалась хорошим спросом. Изготавливали дорогостоящие кухни с еврофурнитурой и встроенной бытовой техникой с фасадами из массива древесины собственного производства под маркой итальянской фирмы. Поставляли мебель для гостиниц, зданий пенсионного фонда и многих других учреждений. Красивые наборы - стенки, кухни, спальни - получались с фасадами из массива древесины местных пород - ольхи, дуба, чернокленника.
Для того, чтобы развивать на фабрике деревообработку, была поставлена ленточная пилорама: массив древесины получается качественным, если сырорастущее дерево срезать и через 3 дня пиломатериал из него должен быть в сушилке. Наличие четырехсторонних и других станков, в том числе изготовленного нестандартного оборудования, позволили производить все виды погонажных изделий - половую рейку, вагонку, плинтус, фасонные бруски, штапик, а также деревянные филенчатые двери, фасады для корпусной мебели из массива древесины, лестницы с фигурными балясинами, евроокна трехслойного клееного бруса со стеклопакетами собственного изготовления и даже турнирные биллиардные столы.
Чтобы внедрить тот или иной технологический процесс нужно самому изучить его, подготовить все необходимое - станки, инструменты, материалы и, главное, обучить рабочих. Готовые профильные фрезы с пластинами из твердого сплава очень дорого стоят. К примеру, комплект фрез для производства евроокон в то время стоил 450 тысяч рублей. А сколько фрез надо для погонажа! Выручило нас применение сборных фрез 50 класса по немецкой технологии с ножами толщиной 10 мм, которые купили в фирме "Иберус» г. Киева, а профили вырезали на специальном станке на ВАЗе.
Потом мы научились готовить профильные ножи на своих металлорежущих допотопных станках. Как вы поняли, всю начинку дома, а особенно деревянного, мы могли делать. Пришлось изучить опыт строительства каркасно-панельных домов, применение новых материалов, таких как ЦСП, гипсокартон, УРСы и тому подобное, на немецких заводах под Санкт-Петербургом и в Тамбове, на предприятии в Русской Борковке под Тольятти. Мы организовали производство каркасно-панельных домов на фабрике на площади в 300 квадратных метров, без длинного конвейера, применив поворотный авиационный стапель для сборки панелей размером 3,6 х 2,5 метра.
Самодельный форматный станок, тельфер на балке, разработанный контейнер для перевозки в любом грузовом автомобиле сразу 10 панелей с окнами и дверями, а также применение современного пневмоинструмента и материалов позволяли готовить по три домокомплекта в месяц. Наши разработки были представлены в организацию, которая предоставляла ипотечное жилье для молодых. По этой программе нами было построено 3 жилых дома в Сергиевском районе. Губернатор увидел и одобрил наши разработки. Послушали нас на совете при главном архитекторе области, и к нам приехал директор фонда, предложив участвовать в строительстве 28 каркасно-панельных домов по области. В городе Жигулевске была приобретена импортная вайма с пневмоцилиндрами, для которой в Ижевске на заводе пластмасс были изготовлены пневморукава. На этой вайме 6 человек за месяц могли изготовить сухого профилированного бруса по шведской технологии с наполнителем на приличный дом.
Для выполнения этих реальных планов было решено принять 30 молодых ребят. Была написана программа обучения и даже оборудован учебный класс. Хочется рассказать интересный случай. В кабинете директора раздается телефонный звонок. Миловидный женский голос представляется менеджером Лондонской Сити. На чистом русском языке предлагает мне, как директору, приехать в Лондон и выбрать из представленных предприятий любое приемлемое для нас. Организация производства, снабжение, сбыт продукции, обучение кадров и тому подобное остается за ними. И при этом нас не должно волновать, куда Сити будет реализовать продукцию. На мой вопрос, «что, как в Малайзии?" ответа не последовало. Я настаивал приехать к нам, на что был получен резкий ответ, что они знают о нас больше, чем мы сами о себе. Разговор продолжался в течение получаса.
Наши достижения оценили в Министерстве России. Группа ИТР и рабочих были награждены почетными грамотами, а ваш покорный слуга получил звание Почетного работника отрасли. Трудовой коллектив фабрики был сплоченным, ответственным и трудолюбивым, многие отработали по 20 и более лет. Все они заслуженные ветераны труда. Вы бы видели, как они встречают друг друга - как родные люди.
На каждом этапе нашей жизни и побед были свои герои, передовики, истинные мастера и таких наберется человек 70. Многих уже нет с нами, но мы их помним.
Пользуясь случаем, хочется сказать большое человеческое спасибо всем работникам фабрики за труд, пожелать им здоровья, счастья и добра.
Претворить в жизнь все наши начинания не получилось. Был произведен жесткий рейдерский захват предприятия. "Красного", как они называли директора, который не умеет правильно организовать работу, велено было на фабрику «не впущать». Результаты их деятельности видны невооруженным взглядом - руины, остовы зданий, горы хлама и мусора…
Когда - то в далеком 1928 году фабрика началась с артели «Красный самокат», и сегодня ей исполнилось бы 95 лет. Но колеса самоката подломали на восьмидесятом году существования - печальный конец...
Мне кажется, что подобные истории о жизни района пробудят добрые чувства у тех, кто их помнит, а молодое поколение будет знать и гордится тем, что когда-то было такое предприятие, а может и возродит его.