Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
По дорогам великих строек
Великие стройки коммунизма - именно так назывались грандиозные проекты советского правительства: магистрали, ГЭС, каналы, водохранилища. На них отправлялись не столько заработать большие деньги, сколько за духом романтики и желанием посмотреть на иные места нашей необъятной страны.
Анатолий Степанович и Мария Ивановна Серкины из Коноваловки - одни из таких. В прошлом году эта пара отметила 50-летний юбилей супружеской жизни.
Когда поженились, молодым попросту негде было жить. Поэтому они поддались на уговоры родной тетки Марии из Узбекистана сразу же после свадьбы переехать в жаркую республику. Через шесть месяцев получили комнату в бараке, еще через четыре - однокомнатную квартиру, через четыре года у них была уже "двушка".
Здесь у Серкиных родилась дочка Ирина. Мария после декрета вышла в детсад няней, Анатолию, состоявшему в КПСС, предложили место водителя начальника управления по буровзрывным работам Средней Азии.
В 1967 году как раз началось строительство Чарвакской ГЭС на реке Чирчик в отрогах Чаткальского хребта Западного Тянь-Шаня. По разным источникам, среднегодовая выработка гидроэлектростанции составляла два миллиарда киловатвольтт - час.
В свободное время Анатолий очень много читал, в том числе периодические издания. Статья в городской газете о строительстве Колымской ГЭС в Магаданской области сыграла на воображении молодого человека. И он, не долго раздумывая, собрался в условия Крайнего Севера.
Через год, когда обустроился на новом месте, к нему переехала семья. Серкины были одними из первых поселенцев поселка Синегорье. В течение трех лет водитель Серкин ходил в рейсы на большегрузном КрАЗе в г.Магадан, располагавшийся в 500 километрах от строящегося объекта. Машины-шестнадцатитонники доставляли сюда огромные партии цемента. Преодолеть такое расстояние в условиях северных морозов, ветров и рельефа местности - задача не из легких. Наличие сопок не давали технике разгоняться. Походы затягивались на четыре дня.
Мария вначале работала помощником повара, потом - поваром в столовой для строителей.
Главная уникальность Колымской ГЭС - ее месторасположение. В краях вечной мерзлоты она первая и пока единственная. Гидроэлектростанция имеет самую высокую плотину, а машинный зал располагается под землей. Среди подобных проектов ГЭС является самой мощной.
За годы их пребывания в Синегорье поселок разросся на глазах. Сборные канадские общежития и деревянные дома на сваях вскоре после ввода в строй бетонного завода стали соседствовать с панельными пяти и девятиэтажками.
Марии здесь очень нравилось: дружный народ, обеспеченный быт, высокая зарплата. Трудились по двенадцать часов в сутки. Она расстроилась, когда узнала о намерениях мужа отправиться на очередную великую стройку эпохи - БАМ. Утешала мысль, что здесь можно было не только хорошо заработать, но и осуществить мечту многих советских людей - приобрести "Жигули". Не в смысле накопить на автомобиль денег, а в плане свободной покупки. Ведь тогда он был еще дефицитным товаром на рынке.
За всю историю строительства Байкало-Амурской магистрали в нем участвовало более двух миллионов человек. Это второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. БАМ протянулась в Восточной Сибири и Дальнем Востоке на 4300 километров. Магистраль строилась одновременно по нескольким направлениям.
Анатолий Степанович приехал в поселок Золотинка, что под Якутском, в 1975 году. Сел за штурвал нового грузовика "Магирус". С момента появления этих большегрузных иностранных машин в СССР за ними закрепилась слава автомобилей-первопроходцев, автомобилей - строителей БАМа. На своем самосвале Анатолий Степанович возил из карьера грунт для железнодорожной насыпи. Зимой, чтобы добыть его, прибегали к взрывным работам.
Когда в поселок приехали жена с дочкой, Серкиным выделили площадь в бараке с печным отоплением без удобств. Те полтора года, пока они здесь находились, Мария Ивановна работала машинистом котельной. Ирина училась в школе, путь к ней пролегал по трассе, где круглосуточно сновали большегрузы. Пятидесятиградусные морозы, постоянные туманы, в любое время года, оставляющие видимость на расстоянии двух метров, несли реальную угрозу здоровью и жизни людей. Наслышанная про большое количество смертей на дорогах, Мария Ивановна настояла на возвращении в Ташкент, где у семьи оставались забронированная за ними квартира, гараж и дача.
Заработанных за эти годы средств хватило и на машину, и на новую мебель, и на свободные полтора года, которые Серкины посвятили экскурсионным поездкам по городам Узбекистана.
очередной порыв души привел семью в Нерюнгри, город в окружении Южно-Якутской среднегорной тайги. Он построен на склонах и плоских вершинах северных отрогов Станового хребта. Одна из достопримечательностей этих мест - Нерюнгринская ГРЭС, тепловая электростанция, являющаяся крупнейшим энергетическим предприятием Южной Якутии.
Здесь же находится ее черная жемчужина - крупнейшее в России месторождение коксующегося угля, промышленное освоение которого ведется с 1951 года.
Анатолий Степанович работал в дорожно-строительном предприятии, которое занималось строительством и обслуживанием местных дорог. Мария Ивановна устроилась в пищекомбинат.
В 1997-ом женщине пришлось вернуться в родную Коноваловку, чтобы ухаживать за пожилыми родителями. Через год приехал и супруг. Жесткие щупальцы экономических реформ девяностых добрались до всех уголков огромной страны. Последние восемь лет Анатолию Степановичу зарплату выдавали продуктами. Денежные сбережения, скопленные за годы ударного труда, у Серкиных, как и у всех, обесценились. Квартиру и другое имущество в Ташкенте продать не удалось. Брошенное жилье заняли чужие люди.
Жизнь на малой родине начинали с чистого листа. Купили старый домик с русской печью, сделали пристрой, обзавелись скотиной - благо руки помнят деревенский труд. Еще шесть лет Анатолий Степанович работал в местном совхозе. Чистый воздух, сельская тишина и покой, общение с сельчанами залечили душевные обиды на подножку государства.
Годы напряженного труда все же оставили серьезную отметину на здоровье Анатолия Степановича. Но рядом - любящая жена, которая учит не сдаваться и радоваться жизни, какой бы она ни была. Серкины - яркий пример любви и уважения друг к другу, умения строить семейные отношения. Они всегда умели добиваться поставленных перед собой целей. И если бы Господь дал им вторую молодость, они, не раздумывая, прошли бы по тому же пути.
Нам остается добавить, что супруги вырастили замечательную дочь Ирину. В настоящее время она работает медсестрой в Нефтегорской центральной больнице. Ее супруг вместе с сыном Иваном занимаются грузоперевозками по городам России. Дочь Мария - сотрудник министерства образования Самарской области.
Семья Ирины - продолжательница добрых семейных традиций своих родителей.
Татьяна Горбунова