Интервью
фотогалерея
Реклама
Удивительный вид творчества
Писатель В.И. Белов в своей книге «Лад» пишет: «Береста, вероятно, самое распространённое и древнее северное сырьё, использовавшееся всевозможными мастерами». И действительно из бересты ремесленный и творческий люд чего только не делает - туеса и солонки, хлебницы, корзины, пояса, головные уборы, украшения, декоративные панно и картины, всего не перечислить! К сожалению, в наше время этот народный промысел всё реже можно встретить на различных выставках и фестивалях. Несмотря на то, что материал этот можно заготавливать самостоятельно, без финансовых затрат, занятие это довольно трудоёмкое, а процесс обработки довольно длительный. Поэтому умельцев, работающих с берестой, можно по пальцам перечесть. С одной из них, проживающих в Борском районе, хочется познакомить наших читателей.
В селе Большое Алдаркино в сельском доме культуры трудится Лилианна Ивановна Уварова. В сфере культуры она работает уже довольно давно, с 2003 года. Как и все творческие люди, она, конечно, знакома со многими видами декоративно-прикладного творчества, так или иначе соприкасаясь с ними по работе. Но два года назад она по- настоящему увлеклась изготовлением картин из бересты. Натолкнулась на одну из таких картин в Интернет, и не смогла отвести глаз, настолько понравилась работа! И не удивительно, ведь береста для картин прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и необыкновенным свойством излучать свечение. Оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует. Причём если бересту подкрасить до нужного оттенка вручную, это свойство теряется.
Внимательно ознакомившись с техникой изготовления таких картин, Лилианна Ивановна принялась за работу. Благо, что материала для своих работ можно заготовить с избытком, ведь кругом берёзовые рощи. О процессе создания своих картин Л. И. Уварова рассказывает с удовольствием и вдохновением. Она уверена - творческими знаниями и навыками обязательно надо делиться.
Бересту наша мастерица собирает со спиленных деревьев берёз полосками шириной не менее 20 сантиметров или снимает цельным цилиндром. Затем кору надо проварить в течение 10 минут, чтобы размягчить и уничтожить возможные личинки короеда. Далее бересту распрямляют, и по возможности сразу расслоив на тонкие пластины, высушивают. Хранится заготовка бересты в горизонтальном положении, под прессом, разложенная по оттенкам.
Основой же для картины может послужить как обыч ный картон, так и, например, доска, шпон, или спил дерева. А дальше либо полёт собственной фантазии, либо уже готовый сюжет, и работа над картиной буквально завораживает! Окраска бересты может быть самой разнообразной, до сорока оттенков - начиная от белого, кремового, розового и до тёмно-коричневого и серого. Также в работе Лилиана Ивановна использует и другие природные материалы - сухоцветы, листья, лепестки, солому, мох и даже шишки.
- Цвет бересты может «играть» в зависимости от вашего художественного замысла, однако есть одно непреложное правило - для дальнего плана работы применяют мягкие, приглушённые тона, а для ближнего используют более насыщенные оттенки, -говорит мастер. - Из более грубой коры, покрытой тёмными пятнами можно сделать такие элементы пейзажа как горы или заснеженную землю с проталинами, а из более тонких, светлых кусочков выкладывают небо, воду, лица людей и так далее. Занятие это очень увлекательное, требующее большого художественного вкуса, усидчивости, внимательности к деталям и творческой фантазии.
За два с небольшим года Лилианна Ивановна сделала уже не мало картин, которые предстают перед зрителями на различных районных выставках, да и дома глаз радуют. А сейчас она с нетерпением ждёт окончания работ на приусадебном участке, чтобы долгими осенними вечерами вновь заняться этим удивительным видом творчества.
Марина МАТЫЦЫНА