архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Главная Люди земли Борской Личный подвиг учителя
МТС - оператор мобильной связи

13.04.201921:56
Просмотров: 1214, комментариев: 0

Личный подвиг учителя

  О педагоге-ветеране А.А.Старцеве, в прошлом преподавателе математики и завуча, в районной газете писали неоднократно. И всякий раз кто-то узнавал для себя что-то новое об этом неординарном человеке.

  Накануне своего юбилея Алексей Архипович сам взялся за карандаш. Ровные ряды строк легли на белые листы бумаги. Они рассказали о детстве автора, любимой работе, учениках и учителях. В них он вложил рассуждения о человеческой жизни...

Малая  родина

Алексей Архипович родился в с.Усманка в крестьянской семье. Отец Архип Анисимович окончил церковно-приходскую начальную школу, мать Наталья Ивановна была неграмотной. Этот "пробел" судьба впоследствии компенсировала в их детях - все трое выбрали профессию учителя.

- Сестра Зина стала учителем русского языка и литературы, я и брат Иван преподавали математику. Мы благодарны своей неграмотной матери, что она воспитала в нас трудолюбие...

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 12 лет. За короткое время мужчины были мобилизованы на фронт, и вся тяжесть труда легла на плечи женщин и нас, детей.

После занятий в школе мы работали на ферме, в поле на прополке культур, в уборочную отвозили зерно на ток и элеватор. Приходилось работать и в личном хозяйстве.

Мысли о еде не выходили из головы все 24 часа. Но патриотизм у всех нас был настоящим и очень высоким. В наших детских душах жила уверенность, что враг будет разбит.

Только бы  учились

Девятый и десятый классы Алексей Архипович оканчивал уже в Борской средней школе. В 1946 году поступил в Учительский институт г. Куйбышева. Впоследствии работал в Алексеевской, Усманской и Борской школах на протяжении 46 лет, из которых 28 лет – завучем.

- Я очень любил математику, поэтому ходил на свои уроки, как на праздник. Стремился не просто переложить знания из своей головы в головы учеников, а научить их мыслить и применять полученные знания в жизни. Постоянно думал об оптимизации учебно-воспитательного процесса, стараясь организовать мыслительную деятельность без переутомления.

С переходом на кабинетную систему каждый преподаватель получил возможность накапливать и классифицировать по темам средства обучения.

С помощью родителей Анатолия Брыксина и Александра Усачева были изготовлены раздвижная классная доска, шкафы. Написали раздаточный материал по темам. И даже стены кабинета стали работать на качество учебного процесса: на стендах размещались формулы, памятки, как доказывать теоремы, решать задачи и тому подобное.

С целью развития пространственного воображения ученики изготовляли модели фигур, которые помогали им работать по принципу: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Меня всегда удивляло, а иногда возмущало то, что ученик не принимает те драгоценности - знания, которые дают учителя. Ведь родители освобождают детей от всех житейских забот, только бы они учились.

 Профессиональная "катаракта"

Должность завуча накладывала ряд обязанностей. В общей сложности в этом качестве Алексей Архипович проработал 28 лет, из которых десять в Усманской школе и восемнадцать в БСШ.

- В первые годы работы завучем у меня, признаюсь, была профессиональная "катаракта". Присутствуя на уроках учителей, я не мог понять, почему у одного преподавателя дисциплина и результаты работы хорошие, а у другого - плохие, хотя он работает не меньше, а даже больше других.

Прозревать начал только в БСШ, когда попал в опытный педагогический коллектив. Здесь все были профессионалами своего дела, к тому же имели за плечами большой жизненный опыт: мужчины в прошлом - участники Великой Отечественной войны, женщины-труженицы тыла.

 Посещая занятия коллег, я наблюдал творческий подход к урокам, делающих все для оптимизации учебно-воспитательного процесса, что давало положительные результаты.

Еще, чтобы, так сказать, прозреть я изучал труды выдающихся ученых педагогов - А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других. Книги этих корифеев имеются в моей личной библиотеке.

Слово о математике

Со школьной скамьи, выделяя изо всех предметов математику, любить и преклоняться перед ней Алексей Архипович не перестанет, кажется, никогда. Вот что учитель пишет о ней.

- Этот предмет обладает высокими потенциальными возможностями в воспитании, образовании и развитии ребенка. Математика - предмет "экологический", воспитывает честность и справедливость, трудолюбие, волю, аккуратность.

На уроках математики дети учатся анализировать, доказывать, выделять главное. Поэтому говорят, что она ум в порядок приводит.

Кроме того, присутствует на всех уроках физики, химии, геометрии, живописи, музыки.

Без нее не могут обойтись некоторые науки, им без мате матики было бы "скучно". Поэтому ее называют царицей наук.

Гордость учителя

Из девяноста прожитых лет семьдесят А.А.Старцев отдал учительскому труду. Все его ученики имели прочные знания предмета, и не было случая, чтобы кто-то из них "провалил" экзамен в высшее учебное заведение.

 - Я горжусь такими бывшими учениками, как В.В.Черных, В.Г.Ардабьев, А.И.Дубовис, Т.В Дубовис, Л.И.Ершова, А.М.Петров, В.В.Зайцев, С.И.Шерстнева, С.А.Егина, К.К.Туркин и многими другими. Они хорошо учились   и стали каждый в своей сфере деятельности специалистами с большой буквы.

... Работа учителя очень тяжелая, нужная и ответственная. Ведь родители отдают тебе самое ценное, что есть у них - ребенка, и надеются, что коллектив учителей сделает его настоящим человеком, подготовит хорошую замену старшему поколению и надежную опору в старости. Поэтому учитель обязан перед обществом и родителями трудиться только правильно.

В мире нет ни одной более тяжелой для сердца работы, чем работа педагога. Великий педагог С.А. Рачинский об этом сказал так: "Нужен личный подвиг, бесконечно тяжелый, до смешного скромный и поэтому великий".

Старость вне одиночества

- В.А.Сухомлинский писал: "Старость не может быть счастливой. Это невежда придумал слова "счастливая старость".

Я считаю, что старость может быть покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают, бедой ее делают забвение и одиночество. Одиночество в старости - это тюремная камера с открытой дверью. Я лишен одиночества, постоянно ощущаю заботу родных и близких. Часто при встрече с моими учениками вижу на их лицах радость и уважение к себе, это является бальзамом для меня. Считаю, что жизнь свою прожил не напрасно.

Татьяна Горбунова

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube