архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Люди земли Борской Поклонимся учителю
МТС - оператор мобильной связи

18.03.201422:24
Просмотров: 1234, комментариев: 0

Поклонимся учителю

А.А.Старцев

   Сегодня отмечает юбилей один из замечательных борских педагогов - А.А. Старцев. Трудно в нашем районе найти человека, которому не была бы известна эта фамилия. Превосходный преподаватель математики и завуч, он оставил заметный след в истории школьного образования. Накануне юбилейной даты с педагогом-ветераном побеседовал наш корреспондент.

- Алексей Архипович, известно, что Вы родились в с. Усманка в год, как принято говорить, великого перелома: в 1929 году началась массовая коллективизация. Кем были ваши родители? Какие качества Вы от них унаследовали, а какие сами в себе воспитали?

- Отец и мать родились на заре XX века - в 1900 году. Были крестьянами. Когда развернулась коллективизация, вступили в колхоз. Мать работала в огороднической бригаде. Школу в детстве она не посещала. А отец ходил в начальную школу, научился и писать, и читать. Он был хорошим вальщиком и плотником. Давно ушел из жизни, а дома, которые строил, стоят до сих пор. Когда началась Отечественная война, его послали работать в артель имени Молотова, в Борское, где он валял валенки для фронтовиков. Но потом был мобилизован в армию. После окончания войны вернулся домой и продолжил работать в колхозе. Родители были людьми трудолюбивыми, честными, у них было развито чувство ответственности. Эти качества они привили своим детям, всем дали возможность получить образование.

- Сколько детей было у родителей? Как сложился их жизненный путь?

- У меня была старшая сестра Зинаида и младший брат Иван. Они так же выбрали педагогическую стезю. Сестра закончила педагогический техникум и всю жизнь преподавала русский язык и литературу в Мойской и Усманской школах. Брат закончил пединститут, преподавал математику в Алексеевской, Усманской школах, затем в Куйбышеве.

- А в следующих поколениях Старцевых кто-нибудь стал педагогом?

- Сказать, что возникла династия, нельзя. Правда, сын, закончив Бузулукский индустриально-педагогический техникум, некоторое время работал мастером в Борском профессиональном училище. Дочь врач-педиатр, ее иногда приглашают в Борское медицинское училище. Все мои племянники получили высшее образование, но не педагогическое. И в следующем поколении - внуков - преподавателей тоже нет.

- Вернемся в 30-ые-40-ые годы. Ваши самые сильные воспоминания детства?

- Конечно, 22 июня 1941 года, когда верховой доставил весть о нападении Германии. Этот день я помню очень хорошо, как и все тяжелые военные годы. Людей преследовало постоянное ощущение тревоги и беды. Почтальона ждали со страхом. Не помню, откуда у меня появился наушник, и я сделал детекторный приемник. Слушал голос Левитана. Все подростки с 12-13 лет работали в колхозе не только летом, но и зимой - ухаживали за скотом на ферме. Я и солому скирдовал, и зерно на лошадях перевозил от комбайнов на ток, и штурвальным работал - в общем, как все подростки.

- А в школу ходили охотно?

- Всегда. Очень хорошей была учительница начальных классов Л.А. Бутырина. Больше других предметов мне нравилась математика, которую в средних классах вела В.И. Рязанова. Во время войны квалифицированных учителей в Усманской школе не хватало, и после окончания 8-го класса родители послали меня учиться в Борское. Снимал квартиру. Зимой один-два раза в месяц ходил домой на лыжах, весной и осенью добирался пешком или на попутном, чаще гужевом, транспорте. Аттестат о среднем образовании получил в 46-ом году и поступил на физмат Куйбышевского учительского института. Были в то время такие учебные заведения, в которых профессию можно было получить за два года, а не за четыре, как в пединституте или университете. Высшее образование я получил через восемь лет, закончив заочно физико-математический факультет Куйбышевского государственного педагогического института.

- Где начинали трудовую деятельность? Как Вам приходилось преодолевать трудности, с которыми неизбежно сталкивается молодой специалист, приходящий в школу?

- Получил направление в Алексеевскую школу нашего района. С самого начала никаких трудностей в преподавании или с учебной дисциплиной я не испытывал. Время и обстоятельства были другими. Во-первых, школа была семилетней. Во-вторых, отношение к учителям со стороны учащихся и родителей было другим: слово учителя было законом, его действия никем не оспаривались, как иногда, к сожалению, бывает теперь. Через полтора года меня перевели в Усманскую среднюю школу, где нужно было вести еще и физику. В этой школе я проработал пятнадцать лет, в том числе десять лет - завучем.

- Как у молодого педагога, у Вас были наставники?

- Наставников в прямом смысле этого слова не было. Но я, конечно, перенимал опыт коллег, с которыми работал. Например, у свой сестры и директора Усманской школы И.Н. Анисимова. Как завуч, я должен был осуществлять контроль за учебным процессом, посещал уроки. И это давало возможность непрерывно совершенствоваться в методике преподавания.

- Вспоминаю одно Ваше высказывание: "Учитель первые двадцать лет работает на собственный авторитет, затем столько же лет авторитет работает на него". Первый период у Вас занял даже меньше времени. А какими обстоятельствами был вызван переезд в Борское?

- Естественным желанием реализовать свои возможности в более сильном педколлективе, где большинство учителей имели высшее образование. Усманская школа ведь стала семилетней (восьмилетней). Борская средняя школа является старейшей школой в районе, и мне посчастливилось сотрудничать со многими очень хорошими педагогами. Работал сначала учителем, а потом завучем, впитывая их опыт. Разве я могу здесь не назвать, например, преподавателей математики Н.Г. Пурлушкина, В.Г. Хохлова, Н.А. Пряничникову, В.Н. Черных, физики - М.И. Дубовиса, истории - В.С. Мжельскую, литературы -  Л.И. Малаеву, химии - П.С. Баеву, учителей начальных классов - З.И. Старову, Н.А. Гордиевскую, Н.А. Холодкову, М.Т. Трофимову, Л.П. Ненашеву, Л.М. Мечкаеву и многих других? Чтобы перечислить всех, нужно много места в газете. В БСШ я проработал до выхода на пенсию в 94-ом году, т.е. 29 лет. Из них 18 лет - завучем. За это время директорами поработали 11 человек, самый большой срок на этой должности - у В.А. Зайцева.

- А Вам предлагали стать директором?

- Нет. А если бы предлагали, то я бы отказался. Меня вполне устраивала должность завуча.

- Тем не менее, Ваши заслуги отмечены некоторыми почетными званиями и наградами. Напомните о них, пожалуйста.

- Звания: "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР",  "Учитель-методист". В 1987 году избирался делегатом Областного и Всероссийского съездов учителей. Увидел тогда в Москве М.С. Горбачева. Есть одна государственная награда: медаль "За трудовую доблесть". Являюсь "Ветераном труда" федерального значения.

- Добавим к этому, что в 2011 году о Вас снова вспомнили: Вы стали Лауреатом общественной акции, проводимой в области: "Народное признание". На уровне поселения Борское Вас отметили в номинации "Признание и уважение". Но думаю, что Ваш труд все же не был оценен в полной мере. Вы столько лет в БСШ тащили воз завуча, выражаясь по-путински, пахали, как раб на галерах. Как же Вас смогло обойти звание "Заслуженный учитель РСФСР"?

- Была такая инициатива в коллективе БСШ в 1987 году. Меня представляли на звание "Заслуженный учитель РСФСР". Но представление по неизвестным мне причинам задержалось в областном министерстве образования.

- Чему здесь удивляться? В области много людей, достойных получить это почетное звание. Нельзя же было забывать тех, кто был занят и нелегким административным управленческим трудом на ниве просвещения. Например, заведующих районными, городскими отделами образования... Но давайте вернемся к школе.

Как теперь, с высоты прожитых лет, оцениваете советский и постсоветский периоды развития школьного образования? Продолжаете ли, выйдя на пенсию, следить за тем, что происходит в сфере образования в настоящее время?

- Об основных этапах развития школьного образования в стране на примере Борской средней школы хорошо рассказал в своей книге В.А. Зайцев, и я не буду это повторять. Выскажу коротко лишь свое мнение. Я поработал в школе, как говорится, и при социализме, и немного при капитализме. Но не следует противопоставлять советский (1917-1991 г.г.) и постсоветский (1992-2014 г.г.) периоды. При изменении общественного строя все равно сохраняется преемственность. В 90-ые годы ведь не изменилось содержание школьных учебников, кроме, пожалуй, истории и обществознания. Но школа всегда решала те задачи, которые ставило перед ней общество. Нужно было в 50-ые - 60-ые годы поднимать сельское хозяйство, начинать строить коммунизм - школу назвали трудовой политехнической и ввели производственное обучение. Кстати, ничего плохого в создании летних производственных бригад учащихся не было - ребята приучались к труду. Сейчас мы снова столкнулись с этой же проблемой: в стране не хватает рабочих, а школа ориентирует всех только на получение высшего образования. Вспомним, что в советский период (60-ые - 70-ые годы) школа сделала важный шаг к введению кабинетной системы обучения, произошло укрепление материальной базы. Большим недостатком советской школы была очень жесткая регламентация построения урока. Неизменность учебных планов в определенной степени сковывала инициативу и творчество учителя. Вред наносила и процентомания.

В современный период я вижу в школе много позитивного. В частности, положительно отношусь к введению ЕГЭ. Во всяком случае, такая форма экзамена позволяет вполне объективно оценивать знания учащихся по математике.

- А как Вы оцениваете инициативу, которая родилась в Министерстве образования, кажется, Москвы. Следует уже в средних классах общеобразовательной школы ввести два уровня преподавания математики. Один минимальный - для общего развития. Другой - для одаренных детей, который потребуется для поступления в ВУЗы. Иначе говоря, каждому ли школьнику нужна высшая математика?

- Высшая - не каждому. Поэтому и введено в старших классах профильное обучение. Но в средних классах его вводить нельзя ни по одному предмету - в этом возрасте все способности ребенка еще не могут быть выявлены, как, разумеется, и интерес к той или иной деятельности. Необходимо общее развитие. А математика в большей степени развивает логику  мышления. Она, как сказал кто-то из великих, "ум в порядок приводит".

- Приходилось ли Вам когда-нибудь сожалеть о выбранной профессии?

- Никогда. Если бы мне довелось прожить жизнь сначала, я бы выбрал ту же профессию и специальность. Я смог, надеюсь, в значительной степени развить и реализовать свои способности преподавателя. Мне приятно, что многие мои ученики, благодаря знанию математики, добились значительных достижений в жизни. Список их будет слишком длинен для газетной статьи. Поэтому назову лишь несколько фамилий: В.В. Черных закончил авиационный институт, профессор; В.В. Зайцев - профессор Самарского университета; А.М. Петров закончил Куйбышевскую сельскохозяйственную академию и стал ее ректором. Владимир Терешкин принимал участие в создании космической техники.

Владимир ЦИЦОРИН

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube