архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Мы - помним Как это было
МТС - оператор мобильной связи

01.08.202009:25
Просмотров: 672, комментариев: 0

Как это было

  Этот рассказ написан ветераном труда, учителем с многолетним стажем, Николаем Петровичем Крякиным из с. Покровка, который трепетно хранит те страшные и горькие дни войны в своей памяти.  Родился Николай Петрович в 1938 году, учился, работал, три года служил в Советской Армии в городе Сталино (Донецк) на Украине. Общий трудовой стаж 49,5 лет, 32 года из них работал учителем в сельской школе. В браке вот уже 59 лет. Машенька, так он ласково называет жену, Марию Петровну, которой 80 лет.

  Мы встретили 75-ую годовщину Победы в ВОВ. Что мне хочется сказать в этой связи. Я помню, что было и как было. Когда  я работал главой администрации поселения, то к Дню Победы на протяжении восьми лет делал доклад. Делал это, как всегда, шаблонно: цифры, статистика и так далее. И вот однажды моя дорогая мама (теща)  сказала: «Коля, то, что ты нам всем читал, уже не интересно - скучно, ты бы рассказал, как было на самом деле в те грозные годы у нас в селе."

 Я так и сделал. А было так...

Стон и плач стояли над селом. Массово уходили на фронт сельчане на борьбу с жестоким врагом. Хочу сразу сказать, что наши отцы, братья, родные, близкие нам люди шли на фронт не убивать, а защищать свою Родину, свой народ. Провожали сельчан по одному направлению - в Курбатов проулок - это традиция села, она сохранилась и по сей день.

В то время, когда призвали моего отца Петра Максимовича (1906 г.р.), ему было 36 лет, мне всего 3,5 года. Все плакали: отец, брат (1926 г.р.), сестра (1932 г.р.), я - (1938 г.р.)  Мамы уже не было, умерла в 1940 году. Мы остались без родителей.  Вскоре (в 1943-м.) и брат в 16 лет ушел на фронт. Остались мы с сестрой сиротами.

Такая беда пришла тогда в каждый дом. Это было началом испытания нашего народа на прочность духа и веры в победу. После ухода отца брата призвали на военные сборы в село Коноваловка. В зимнее время (1942 г.) молодежь обучалась с деревянными ружьями, которые сами делали, навыкам ходить в атаку, укрываться, ползать и т. д. Обучал их комиссованный Михаил Григорьевич  Петрушин. Дисциплина была строгой, по закону военного времени. Вот с такой подготовкой брат ушел на фронт.

Шла война, стали часто приходить похоронки. Плачь, стоны стояли над селом каждый день. В 1943 году пришло известие, что наш отец пропал без вести в районе Курско-Орловской дуги. Позже после многолетних поисков пришел ответ, что рядовой  Петр Максимович Крякин, 1906 г.р., захоронен в г. Харьков на городском кладбище.

В то время почтальоном в селе была  Любовь Ильинична Артищева. Она обладала необычайным мужеством по тому времени. Письмо с фронта - радость, что  живой, похоронка - горе. Ей надо было терпеть, поддержать в горе.

В войну она и еще шесть девушек села окончили курсы трактористов-комбайнеров при Борском СПТУ. Они заменили мужчин, ушедших на фронт. Помню, уже в мирное время пригласил я их в школьный музей по случаю праздника Победы, чтобы они рассказали о тех лихих годах. Господи! Что тут началось! Оказалось, одна из них во время войны была беременной.   В зимнее время она с подругами ходила по полям в Таволжанскую МТС ремонтировать технику.   Слушая их, плакали учителя, ученики.

Помню, поехали мы, пацаны с женщинами, на бычьих повозках за соломой в поле. Едем, женщины плачут, убитые горем, и мы заводимся, глядя на них. Порыдают, а потом скажут: «Ну хватит, бабы, поплакали и будя, давайте попоем». Поют и плачут. Приедем в поле, складываем солому в рыдванку (повозку), топчем ее, чтобы больше уложить. Хвалят нас, мол, какие молодцы, чтобы сказал ваш отец, как бы порадовался за вас. Господи, как же нам было приятно это слышать!

Очень тяжелое детство было у детей войны. Нас было три «семьи» в селе круглыми сиротами. Иногда нас обижали, называли безотцовщиной.

Пришел с войны дядя Федя Синельников, так невзрачный мужичек был.  Бывало, ляжем вечером на улице, на траве и просим его рассказать про войну. Вот один его краткий рассказ.

«В одном из боев немцы прорвали линию фронта, гонят нас дуром. Не стреляют, а просто догоняют и колят штыками. Чую, что сейчас мне конец - заколет гад-немчура. Что делать? Э-э-э…. думаю, б… (мат русский), будь что будет: кто кого в драке. И смерть не страшна. Крикнул я своим ребятам, как полагается, и давай в рукопашную с немчурой. Одним словом, дали мы им перцу вперемешку с нашим русским словцом, перешли в атаку, смяли их наступление. После  этого боя меня, как принявшего на себя команду, вызвали в штаб и заполнили на меня наградной лист. Все меня поздравляли: "Молодец Федор, не растерялся." В результате я получил за тот бой орден Славы 3 степени».

А вот история другого воина -   Ефима Денисовича Толстого. Пришел с фронта с изменившимся до неузнаваемости лицом - все в шрамах. Ждал награду (большую, как он об этом упоминал), за бой, в котором он уничтожил несколько боевых машин врага лично. О его подвиге писала фронтовая газета. Ждал и не дождался. Его осудили за «кражу» зерна - рожь 1, 5 пуда для голодающей семьи. Осудили, лишили всех боевых наград. Он умер от туберкулеза. Таков был приговор воину.

Еще пример. Идет, бывало,  Павел Данилович Глушков по селу, все лицо завязано, свежего воздуха не видел. Из-за большой нужды ходил, «выколачивал» завоеванное право фронтовика, но так ничего и не добился. Вот такие, брат, дела, как по Твардовскому.

Трудно было, рассказывали фронтовики, в начале войны. Но потом, дали немчуре по-русски, по нашему. Дорогая цена была этой Победе.

Очень многие не вернулись с поля брани, в том числе и мой отец. Вечная им слава, подвиг их несоизмерим.

Будем помнить и о тех, кто ковал победу на трудовом фронте.

Подумать только, как бабушка Рахиль Артищева выпекала хлеб, - по три мешка муки в сутки на общее питание в селе.

Вот такой у нас народ...

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube