архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Мы - помним Почетное звание "Житель блокадного Ленинграда"
МТС - оператор мобильной связи

26.01.201917:58
Просмотров: 1947, комментариев: 0

Почетное звание "Житель блокадного Ленинграда"

Их теперь совсем немного -
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.

  Ольга Прокопьевна, 1938 года рождения, врач по профессии, ныне находится на заслуженном отдыхе. О ней, своей бабушке, к 60-летию Победы над Германией в "Борских известиях" писала ее внучка.

“Моя бабушка, Алтунина Ольга Прокопьевна, носит почетное звание «Житель блокадного Ленинграда». Родилась она в этом городе в 1938 году. В начале войны ей было 3 года, братьям - одиннадцать и восемь лет. Отец моей бабушки ушел на фронт, мать работала в школьной библиотеке. С ними жила еще и старенькая бабушка. Всем пришлось пережить страшные ночи бомбардировок, тяжелые лишения, увидеть много горя и страданий.

Выехать из Ленинграда они смогли только после снятия блокады. Бабушка не перестает удивляться, как ее мама сумела сохранить жизнь всем троим детям и самой остаться в живых. Старенькая бабушка отдавала потихоньку часть своего скудного пайка внукам. Моя бабушка помнит, как зимним утром ее бабушку не смогли разбудить. Так умирали многие. Всего в блокаду умерло от голода 641 803 человека. Днем ее отвезли на детских санках в пункт сбора трупов. В ту зиму людей не  хоронили. Похоронена она была лишь весной в братской могиле.

Не много помнит бабушка в связи с малолетством, а то, что запомнила, она рассказала мне. Ей запомнилась первая в их районе воздушная тревога. Жила семья у Таврического сада. В тот день маленькая Оля под присмотром мамы гуляла в саду, подошла к карусели, вдруг завыла сирена, началась паника, все побежали, девочка потерялась. Добравшись до скамейки, где сидела мама, она ее там не нашла. Стало очень страшно...

Помнит, что печь-буржуйку топили мебелью, которую тут же, в комнате, и рубили. На печке грели воду...

Осталась в памяти одна из бомбежек, когда снаряд попал в щель между их трехэтажным домом и соседней пятиэтажкой. ( В Ленинграде дома стоят очень близко друг к другу). У пятиэтажного дома два верхних этажа рухнули, дом, где жила бабушка, уцелел, но заклинило двери, вылетели стекла из окон. Люди не могли выйти из квартиры без посторонней помощи. Стучали, кричали, так как на месте взрыва что-то горело, пожар мог перекинуться на их дом...

Бабушка хорошо помнит, что зимой 1941-42 г.г. во время бомбардировок они перестали  ходить в бомбоубежище, так как не было сил. При звуках воздушной тревоги (сирена выла во дворе) все садились на одну кровать в кучку, чтобы или погибнуть всем вместе или остаться живыми.

Они остались живы благодаря героическому поведению своей мамы - моей прабабушки. Это она в трескучий мороз ходила в магазин получать мизерный паек на всех, делила его на каждый день, а дневную норму - еще на три раза для каждого. Те, кто не сдерживались, съедали паек сразу, умирали потом от голода. А съесть недельную норму ничего не стоило, ведь на сутки давали 125 г. хлеба на человека, крупы или лапши 20 гр.

Помнит моя бабушка, как отекал от голода старший брат, все ноги у него были в язвах. Мама просила его пить меньше воды, но он не мог сдержаться, утолял голод водой.

Проглотив свои кусочки хлеба, братья сползали под стол. На вопрос, что они там делают, отвечали: «Она крошит» (Это про младшую сестру)…

Запасы продовольствия в городе уменьшались, надо кормить было армию. Правительство старалось вывезти гражданское население при первой возможности. Их семью в конце лета 1942 года вывезли по воде через Ладожское озеро, затем в товарном вагоне повезли в Среднюю Азию.

В то время бабушке было уже 4 года. Она хорошо помнит дорогу, соседей по вагону, девочку, у которой была перебинтована нижняя половина туловища.

До Азии семья не доехала, а высадилась на станции Неприк, так как здесь жила сестра моей прабабушки. Встречали их на повозке, запряженной быками. В телегу сложили чемоданы и посадили детей-дистрофиков. Борское начиналось примерно от улицы Песочной или Некрасовской. До села тянулись песчаные бугры, покрытые сухой травой. Дома ждала вареная в мундире мелкая картошка. Дети отказывались ее чистить, ели с кожурой, говорили, что так вкуснее.

Вечером девочка отказалась раздеваться, помнит как ее уговаривали, убеждали, но она не давала себя раздеть, говорила, что «ночью бомбить будут».

Отец бабушки не вернулся с фронта, мать с тремя детьми не решилась после войны возвратиться в Ленинград, так как здесь кормить детей помогал огород. Бабушка закончила БСШ в 1956 году, затем медицинское училище и медицинский институт в г.Куйбышеве в 1964 году. Тридцать восемь лет отработала врачом в Борской районной больнице”. 

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube