архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Реклама

Главная Общество Судьба сельского храма
17.02.2018
Просмотров: 1405, комментариев: 0

Судьба сельского храма

 “Заступница усердная...”

Различных наименований икон Божией Матери, написанных за двухтысячелетнюю историю христианства, существует более 600. В современных православных календарях приводится около 200 наиболее известных, из которых российский народ особенно почитает около 20 самых известных: Владимирскую, Смоленскую, Донскую, Иверскую, Почаевскую, Табынскую.. Но и среди этих, самых известных икон Богородицы  есть одна - известнейшая из известных - Казанская.

Достаточно сказать, что, например, в Самарской епархии 20 храмов именуются  Казанскими, то есть практически каждый шестой храм епархии освящен в честь Казанской иконы Богородицы. И это не случайно. Русский народ испытал на себе защиту и покровительство Небесной Заступницы на протяжении веков - от освобождения Москвы от польских шляхтичей в 1612 году до прорыва Ленинградской блокады в 1942 году и до наших дней.

 Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Тихвинская икона хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская ограждают запад. А  на восток - до края земли - сияет лучами неизбывной благодати Чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Об одном из храмов в честь Казанской иконы Божией Матери - в селе Заплавное Борского района Самарской области - мы и расскажем. Этот рассказ об удивительной и трагичной (и в то же время для России обычной) судьбе русского сельского храма и о людях, служивших, молившихся и молящихся в нем. Таких храмов на Руси, наверное, сотни. А похожих людских судеб - многие тысячи.

Именно поэтому в рассказе, думается, как в зеркале, отражается судьба Божьих храмов и православного народа всей необъятной Родины. Здесь же ярко видны и Промысел Божий, и небесное покровительство Богородицы, неустанно ходатайствующей перед Своим Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, о спасении всех людей.

Храм Богородицы

Сейчас всюду восстанавливаются старые, полуразрушенные храмы или открываются хоть какие-нибудь молитвенные дома. И те, и другие красотою внешнего убранства, как правило, не блещут. Если службы в них совершаются - то и Слава Богу! В некоторых городах и райцентрах и того нет. А тут не город, не райцентр, а заурядное село в 360 дворов.

Но прибывших на это место поражает великолепие храма, как внешнее, так и внутреннее. Казалось бы, деревянная церковь, построенная в 1910 году, как и все храмы в советское время закрытая и разграбленная, не могла так хорошо сохраниться.

Но вот она, стоит перед глазами! Уцелела! Сохранил Господь! Чудесные иконостасы, великолепные Царские врата, обилие икон и прочая старинная утварь.

Еще более поразительной и удивительной оказалась история этой церкви. В 1910 году храм был построен и возведен в нынешнюю стройную красавицу с куполами, окрашенную в бело-голубой, богородичный цвет.

В 1937 году церковь закрыли, разбили и сломали иконостасы, все иконы выбросили на улицу. Люди старались потихоньку их унести. Один мужчина нагрузил целую телегу деревянных резных украшений - то, что осталось от иконостаса, киотов и алтаря. Над ним смеялись местные "активисты": на всю зиму дров хватит!

Разрушили все, что можно было. Не оставили камня на камне даже от церковной ограды (а она, кстати, была именно каменная). "Двадцатку", то есть церковный совет, разогнали. Многих арестовали и увезли, как оказалось, навсегда. Священника расстреляли.

Из всех арестованных вернулась одна только Варвара Степановна Зайцева. История ее возвращения тоже удивительна. Здесь явственно виден Промысел Божий. Говорят, она рассказывала, что в тюрьме один священник сказал ей:

- А ты, Варварушка, еще помолишься в своей церкви.

- Да как же это может быть, - возражала она, - когда церковь нашу всю разрушили, а нас вот всех посадили?

Через некоторое время тот же батюшка сказал:

-Ну, Варварушка, собирайся - скоро домой поедешь.

И снова недоумение:

- Как же я домой поеду, когда все "сидят"?

Но ее действительно вскоре освободили, так как сын ее погиб на войне, а жена его умерла, оставив четырех детей. И в своей церкви молилась она до конца жизни, так и сбылось второе предсказание батюшки: в 1947 году церковь вновь открыли.

И вот тут начались поистине чудеса!

Люди понесли в храм иконы, которые когда-то были выброшены из него на улицу. Оказалось, что ни одна икона не пропала. Словно ручеек, стеклись они вместе и вернулись на свои места. Вернулась и телега с деревянными украшениями. Оказалось, что колхозный бригадир Алексей Степанович Панарин (а это он увез их тогда на "дрова") все это время бережно хранил бесценную поклажу на чердаке своего дома.

Вернулись на место и боковые (северные и южные) алтарные ворота. Их сохранил школьный завхоз Гаврила Степанович Жуковский. Ему при разгроме церкви было поручено из этих дверей сделать классные доски для школы. А двери эти старинные,  таких сейчас, наверное, нигде нет. Из монолитной толстой доски, почти метр в ширину и около трех метров в высоту. На них изображены ангелы во весь рост.

- Как же я мог ангелам головы пилить или ноги? - говорил потом Гаврила Степанович. И стал делать доски для классов из другого материала. На строгий вопрос директора школы: "Зачем переводить материал, тебе же дали готовые доски?" - он ответил: "Да вы что? Это же такая тяжесть! Не дай Бог упадет такая доска - ведь прибьет ребенка, а я - отвечай!"

Самым, пожалуй, удивительным и трогательным моментом истории храма является спасение и возвращение напрестольного Евангелия. Оно очень красивое: большое, старинное, сделанное в 1859 году, в желтом металлическом окладе, с золотым образом. Лет сто назад его пожертвовала в храм семья Косякиных, из которой теперь уже в селе никого не осталось. Семья эта была очень религиозной и добродетельной. Некоторые ее члены путешествовали в Иерусалим, откуда и привезли это Евангелие для своей церкви.

К моменту закрытия и разгрома церкви, в 1937 году оставалась последняя представительница этой благочестивой семьи - Косякина Мария Ивановна. Жила очень строго, по-монашески, хотя монашеского пострига не принимала. Воспользовавшись моментом, когда в церкви все уже разбили, но еще не все вынесли, она обошла церковь сзади, со стороны алтаря, помогла одной девочке влезть в разбитое окно и попросила ее потихонечку подать ей Евангелие. Незаметно унеся его домой, бережно завернув, Мария Ивановна замуровала Евангелие в стену и замазала глиной, что в деревне обычно подозрение не вызывает. Конечно, кто-то на нее донес. Был обыск. Но ничего не нашли.

А Евангелие и сейчас лежит в алтаре на престоле, на своем родном и законном месте, и радует сердца прихожан Словом Божьим во время Богослужений.

Разве можно сомневаться в заступничестве и особом покровительстве Пресвятой Богородицы этому храму и этому селу?!

На доброй памяти у прихожан  остались священнослужители о. Николай Манихин, отдавший служению Богу в этом храме в течение 7лет; о. Петр Смолкин, рукоположенный митрополитом Иоанном Снычевым, прослуживший 9 лет, внесший свою лепту и усердие в будущем, и другие (современники).

Но о подвижнике протоиерее Стефане Акашеве, могила которого находится в церковной ограде храма с.Заплавное, следует рассказать особо.

Из истории

До образования Самарской области (14 мая 1928 года) село Заплавное относилось к Бузулукскому уезду Самарской губернии. В 1941 году в селе было 136 хозяйств  и 1485 жителей.

Первая деревянная церковь в селе была построена в 1837 году "тщанием" жителей. Церковь не отапливалась, имела один престол во имя Казанской иконы Божией Матери и в официальных документах прошлого века именовалась Богородицкой.

Первым священником в Заплавном был Петр Павлович Смирнов, сын священника, в 1820 году окончивший Оренбургскую семинарию. С 1845 года по 70-е годы XIX века священником был Иродион Иванович Левковский.

При нем территория церкви была обнесена забором и построена деревянная сторожка, а в 1859 году был отстроен и дом священника, который был записан за церковью.

В документах за 1901 год есть сведения о размерах церкви и ее территории. Церковь вмещала до 800 богомольцев и имела размеры 13х6 саженей или 28х13 метров (1 сажень=2,134 м.). Само основание и здание храма имеют форму креста.

В 1893 году была отстроена деревянная одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1901 году обучалось 44 мальчика и 33 девочки. Преподавал в школе священник церкви Андрей Федорович Докин, выпускник Самарской духовной семинарии. Отец Андрей преподавал также в Бугурусланском духовном училище, был помощником Благочинного 6-го округа Бузулукского уезда, действительным членом миссионерского общества, в 1886-99 годах был катехизатором.

В епархиальных ведомостях за 1912 год сообщается о строительстве в 1910 году церкви во имя Казанской иконы Богородицы в с.Заплавное. Неизвестно, что стало с прежней церковью, так как в ведомостях за предыдущие годы указывалось ее хорошее состояние. Новый храм вмещал уже до 1200 человек и занимал площадь 16х8 саженей в ограде. Освящение престола состоялось 7 ноября 1910 года. Штат церковнослужителей состоял уже из двух священников, двух псаломщиков и дьякона. До 3-х десятин увеличилась и площадь усадебной земли. Продолжала действовать церковно-приходская школа. В 1896-1904 годах были построены дома для священнослужителей.

За Казанско-Богородицкой церко вью числилась приписанная Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1909 году,"что в улице Чернонебовка", и часовня при ней.

Священниками в этот период были выпускники Самарской духовной семинарии П.А. Любимов и В.А. Степанов. (Справка составлена по документам Государственного архива Самарской области).

В период служения протоиерея Петра Смолкина распоряжением Главы администрации Борского района Веревкиным А.А. за №426 от 6 мая 1993 года Казанская церковь в с.Заплавное была включена в список охраняемых государством памятников архитектуры.

С. УСКОВ, священник.

                                                Спасти святыню

 После 1995г. священнослужители периодически менялись, в сентябре 2004г. Владыка Сергий назначил им о.Валерия Радаева, прослужившего здесь до 2007года. Затем председательствовать стал о. Александр, он же - благочинный Борского района.  Доброхотами в этом же году была пожертвована краска, которой произвели наружную покраску церкви.

 В храме много старинных икон -  искусство иконописи 19-20 -х веков, и одна - особая- это образ  Богородицы «Неувядаемый Цвет». Люди обращаются в молитвенном прошении к этой иконе как к чудотворному образу. 

Следует рассказать о двух алтарницах-просфорницах, Полине и Пелагее, посвятивших себя служению Богу именно в Заплавнинском храме. Две послушницы жили при храме, где рядом стоял небольшой домик, пекли просфора, гладили, наряжали церковь к великим праздникам и усердно молились.   Пелагею Ивановну в 2007 году забрала из с. Заплавное в с.Борское дочь, приехавшая с Севера, а упокоилась Пелагея Ивановна 5 лет назад и отпевал ее уже ныне действующий священник о. Александр. Он и рассказал о дальнейших планах:

- Приобщать народ к культуре православной необходимо, с молодежью работать, учить вместе с родителями идти по пути, по которому ведет нас Господь, научить ребят делать правильный выбор. И по сохранению храма стоят большие задачи. Реставрация нужна, но не своими силами, не кустарным методом, а руками опытных специалистов. Выход из положения - это оформление документов на участие в получении грантов от государства. Ведь храм наш - исторический архитектурный объект. Конкурс большой, но если долго трудиться и молиться, то Господь подаст.

 

 

 Это полная версия статьи

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube