архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Реклама

Главная Интервью Первостепенная задача - помощь детям

27.07.2016
Просмотров: 1253, комментариев: 0

Первостепенная задача - помощь детям

   Психологическая служба образования Борского района начала свое развитие с введения ставки педагога-психолога в штат Борского районного отдела образования в сентябре 1992 года. На тот момент здесь  работал еще учитель-логопед. Теперь это уже более 17 лет самостоятельная структура - ГБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" муниципального района  Борский. С 2012 года Центр осуществляет сопровождение образовательных учреждений Юго-Восточного управления Министерства образования и науки Самарской области, которое включает три района: Алексеевский, Борский, Нефтегорский. С учреждениями средне-профессионального образования и структурными подразделениями психологический центр взаимодействует на основе договоров на отдельные виды работ: проведение разовых мероприятий, участие специалистов в  профессиональных объединениях. Сегодня о буднях учреждения мы беседуем с его директором О.П.Деминой.

 - В настоящее время все большее количество детей оказывается в положении острого социально-психологического неблагополучия. Ухудшение экологической обстановки, рост социальной агрессии, экономические проблемы , распространение психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя), нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и многие другие факторы тормозят и искажают процесс развития ребенка. Поэтому деятельность Центра нацелена на более эффективное включение его специалистов в решение актуальных психолого-педагогических и медико-социальных проблем развития образования и составляющих этой системы - педагогов, детей и их родителей. Главные цели деятельности Центра: оказание квалифицированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающимся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении; создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие детей; сохранение их здоровья, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах. В соответствии с этим наши педагоги решают поставленные задачи на двух уровнях: территориальном - деятельность специалистов в образовательных учреждениях Юго-Восточного управления, и  уровне образовательного учреждения  -  в самом Центре.

- Ольга Петровна, какова в настоящее время структура Центра и по каким направлениям он работает?

В 12 школах работают психологи. Остальные школы и их филиалы курируются специалистами. Работа в этих образовательных учреждениях строится на основе договоров о сотрудничестве. Ежегодно в августе-сентябре они направляют свои запросы на оказание помощи в Центр, на основе которых формируется содержание государственного задания. За школами закрепляются психологи, которые на основании запросов, госзадания и объема своей нагрузки планируют работу в конкретной школе. Приоритетными направлениями деятельности на этот год остаются: сопровождение введения Федеральных государственных образовательных стандартов и одаренных детей, консультативная и практическая помощь педагогам и родителям.

 Новым направлением в деятельности станет введение в школах с сентября 2016 года ФГОС начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе Борского психологического центра будут отрабатываться методики по психологическому сопровождению таких первоклассников.

 В кабинете ранней диагностики центра работают психолог, логопед, воспитатель, врачи - педиатр и психиатр. Ежегодно около 70 семей с детьми раннего возраста получают консультативную и коррекционно-развивающую помощь у специалистов кабинета. Первичный прием ребенка в течение часа проводят все специалисты одновременно, затем коллегиально решают -  зачислить малыша на занятия или достаточно будет проконсультировать родителей. На занятия зачисляются примерно третья часть детей. Причем занятия могут проводить один, два или все специалисты в зависимости от выявленных проблем. На консилиуме утверждаются индивидуальные программы развития ребенка, определяется срок их реализации.

 Отрадно то, что в последнее время молодые родители приходят на консультацию, чтобы просто определить уровень развития своего ребенка, и, если у ребенка норма, хотели бы получить помощь в дальнейшем его развитии. Но возможности Центра ограничены, и мы набираем на занятия в основном сложных детей. Поэтому специалисты дают рекомендации по работе с малышом и приглашают на повторные консультации.

 В настоящее время в Центре две дошкольные группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи - старшая и подготовительная. Начинали мы с одной, дети были разного возраста, занятия проводили логопед и психолог. Но со временем стало ясно, что с такими сложными нарушениями, как общее недоразвитие речи, и комплексные нарушения развития, необходимо разделить детей по возрастам, ведь эти дети зачисляются как минимум на два года обучения.  Так появились две группы. Затем возникла  потребность в воспитателе, ведь узкие специалисты занимались непосредственно коррекцией, а дети не умели играть, конструктивно общаться, у многих была нарушена моторика - и мелкая и крупная. Ввели должность воспитателя в штатное расписание. Если нарушения у ребенка остаются и после двух лет, то он зачисляется на индивидуальные занятия на логопункт. Добиться положительной динамики возможно только тогда, когда родители хорошо понимают особенности своих детей и учитывают их в общении с ними. Им предоставляется возможность присутствовать и активно участвовать в занятиях, наглядно приобретать практический опыт обучения и воспитания своего ребёнка.

Логопедический пункт осуществляет свою деятельность на базе Центра, а также школ села Петровка и ее Языковского филиала. Учреждения могут ежегодно меняться в зависимости от запроса образовательных учреждений, нагрузки специалистов, количества детей. Были годы, когда наши логопеды работали и на логопедических группах в дошкольных учреждениях, а детей с нарушением речи было очень много. В этом году есть возможность работы логопеда в летний период - потребность очень высокая, и, к сожалению, нагрузка специалиста не позволяет зачислить всех желающих.

В кабинете психолого-педагогической профилактики наркомании у детей и подростков реализуются учебные курсы по профилактике негативных зависимостей, а также обучение навыкам саморегуляции, формирование социальных  установок на здоровый образ жизни. Программы интересные, результативные, и жаль, что занятия имеют возможность посещать только учащиеся районного центра.

Не могу не отметить, что на базе Центра работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей для своевременного выявления недостатков в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении детей. А  также -  обследование детей, испытывающих серьезные  трудности в обучении, связанные с отклонениями в поведении, особенностями  развития и здоровья (нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, со сниженным интеллектом, соматически ослабленные). Заседания комиссии проходят как в здании Центра, так и в выездном режиме в образовательных учреждениях Борского района. Ежегодно от 150 до 170 детей проходят освидетельствование. Специалисты определяют им программу обучения с учётом их образовательных потребностей.

- Расскажите о коллективе вашего Центра.

- На сегодняшний день в центре  работает междисциплинарная команда высококвалифицированных специалистов: педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, врачи, воспитатели. Специалисты постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуют в конкурсах, делятся опытом с коллегами. 12 специалистов из 21 имеют первую и высшую квалификационные категории. Педагоги-психологи Зайцева Наталья и Герасименко Ольга, учитель-логопед Солопова Наталья награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ.

Квалификация и опыт специалистов Центра позволяют на протяжении ряда лет решать наиболее важные задачи по сопровождению деятельности образовательных учреждений и оказанию необходимой и специализированной  помощи детям.

- Насколько успешной и востребованной вы оцениваете деятельность Центра?

 - Психология медленно, но верно занимает своё достойное место. Пройдя в нашей стране тернистый путь от запрета, непонимания до принятия и признания, она сегодня позволяет осознать, что выйти из сложившейся сложной ситуации, разобраться в самом себе можно гораздо эффективнее и разумнее с помощью высококвалифицированного специалиста - психолога, нежели бороться с жизненными трудностями в одиночку, порой не совсем удачно. Введение практической психологии в систему образования помогло формированию культуры обращения к психологу как междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ в дошкольном, общем, специальном (коррекционном) и дополнительном образовании. Наше учреждение в полной мере  соответствует требованиям министерства образования, со всем объемом работы наши специалисты хорошо справляются. А о востребованности и результативности их работы говорят итоги - ежегодно сотни детей получают необходимые знания, помощь и поддержку.

Ольга Дяшкина

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube