Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
О них писала газета. 1985 год
Мы несли свободу
Ветеран войны А. Мухортин повествует о своих фронтовых буднях. Он участвовал в Висло-Одерском наступлении в составе 1-го Белорусского фронта в качестве командира огневого взвода противотанкового дивизиона.
...24 января советские войска в районе Познани пересекли немецкую государственную границу. Их встретили укрепленные боевые позиции врага.
- Наша дивизия осталась блокировать укрепрайон, а передовые части обошли его и двинулись к Одеру. Мы начали вести затяжные бои с осажденным противником, - пишет А. Мухортин. - Однажды над нашими позициями был подбит советский истребитель. Летчик сумел посадить машину, но она оказалась на нейтральной полосе.
Я бросился к орудию и открыл огонь по немецкому дзоту, который уже начал обстреливать самолет. Воспользовавшись прикрытием, члены экипажа скрылись в противотанковом рву. До наступления темноты мы охраняли их, затем они пробрались к нам. За спасение летчиков я был награжден орденом Отечественной войны...
Война для А. Мухортина закончилась 26 апреля, тогда он был ранен и госпитализирован. Когда ветерана спрашивали, как относилось к советским бойцам местное население, он рассказывал такой случай.
- Незадолго до ранения мы со своим взводом вели бои на улицах города Фюртенвальд. Во время небольшой передышки почувствовал, что у меня сильно подопрели ноги. Решил переобуться и спустился в подвал рядом стоящего дома. Там оказались пожилые немец и немка. Увидев мои ноги, женщина куда-то побежала и вскоре вернулась с тазом воды и парой чистых носков. Встречались, конечно, и другие немцы, но в основной массе к нам относились дружелюбно. Ведь мы несли свободу.
Солдатская работа
Так называл свою службу в разведке житель с. Немчанка Д.Д. Щербаков. Ему довелось участвовать в двух крупнейших битвах ВОВ - Сталинградской и на Курской дуге. За участие в боях под Курском Дмитрий Дмитриевич был награжден орденом Славы II степени. А первый орден Славы, III степени, он получил за удачно проведенную операцию по добыванию "языка" при взятии одной из деревень.
Немцы находились в 500 метрах от наших позиций. Под покровом темноты группа разведчиков в составе 12 человек, среди которых был и Д. Щербаков, двинулась в сторону вражеских укреплений. Путь прокладывали саперы с помощью миноискателей. Бесшумно сделав проход в проволочном заграждении, саперы вернулись назад.
Стремительный бросок разведчиков настолько ошеломил фашистов, что те толком не могли понять происходящее. Бойцы уничтожили вражеские боевые точки, прихватили "языка" и были таковы.
А через некоторое время в наши окопы приполз... немецкий сержант. Он оказался командиром отделения, из которого и был взят "язык".
Через переводчика удалось узнать, что взбешенные дерзким налетом разведчиков немецкие офицеры приказали сержанту любым путем или тут же вернуть взятого в плен подчиненного, или убить его. Сержант предпочел стать перебежчиком.
В конце войны грудь Дмитрия украсил еще один орден, Красной Звезды, за смелые действия при уничтожении Курляндской группировки врага. В Прибалтике и встретил победный май 1945-го командир отделения Д. Щербаков.
Парень из-под Борского
Под таким названием в районной газете вышла заметка, автором которой является А. Крупенков, руководитель клуба "Поиск".
Он пишет, что в адрес красных следопытов клуба "Поиск" г. Белгород пришло сразу несколько писем из Борского района Куйбышевской области. Односельчане и родственники В.П. Краснова, младшего сержанта 235 стрелкового полка, узнав, что белгородские пионеры разыскивают тех, кто знал их земляка, отозвались тотчас же. Из их письма стала известна биография воина, павшего в боях за Белгород.
Виктор - выходец из крестьянской семьи с. Таволжанка. В июне 41-го на фронт ушел его отец. Через год - и сам 18-летний Виктор. Но недолго молодому солдату пришлось бить врага, при освобождении Белгорода он погиб.
С боевыми наградами вернулся с фронта его отец, с болью в сердце прочитал похоронную на сына. Вот только не было указано место его гибели. Родители Виктора умерли, так и не узнав об этом...
В дни празднования 40-летия Курской битвы в Белгород приехали братья Виктора, в горьком молчании стояли у братской могилы. Пионеры, разыскавшие родственников В. Краснова, вручили им гильзу со священной землей, где происходила Курская битва. Гости из Куйбышевской области оставили запись в книге почетных гостей Белгородского Дворца пионеров: "С глубоким душевным волнением, со слезами на глазах принимали мы почести в день 40-летия освобождения Белгорода, заслуженно полагавшиеся нашему брату Виктору Краснову, отдавшему жизнь за ваш город, свободу и независимость нашей Родины".
Татьяна Горбунова