Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Без поддержки государства
- Как законодательно решается вопрос о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей?
- Такие граждане обеспечиваются бесплатным жильем на основе Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Аналогичные законы приняты и на уровне субъектов РФ.
- Каков механизм реализации этих законов?
- Поясню вначале, каким он был до 1 января 2013 года, поскольку ситуация с Анастасией Рябцевой возникла до этой даты. Законодательство позволяет передавать некоторые полномочия с областного на муниципальный уровень - администрациям районов. Из областного бюджета муниципальным образованиям Самарской области должны предоставляться субвенции на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления их детям, воспитывавшимся в детских домах либо в приемных семьях и признанных нуждающимися в жилых помещениях. Жилищные комиссии администраций районов ставят таких граждан на учет и приобретают им жилье. В прошлом году размер одной социальной выплаты для нашего района составлял 513810 рублей. На эти средства должно быть приобретено не менее 33 кв. метров жилой площади, отвечающей необходимым требованиям благоустройства.
- Замечательно. Тогда почему не была обеспечена жильем Анастасия Рябцева, воспитывавшаяся в приемной семье?
- Потому что администрации района переданы полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, но они перестали подкрепляться денежными средствами. Сбои начались в 2010 году, а в прошлом году денежные средства для этих целей поступили в ограниченном объеме и слишком поздно, чтобы можно было их использовать.
- Поясните.
- В июне 2012 года А.Рябцева закончила обучение в Борском техникуме и стала обращаться в администрацию с законным требованием о предоставлении жилья. В ее интересах Борская прокуратура обратилась с иском в суд и суд 29 августа вынес решение: обязать администрацию муниципального района Борский предоставить Рябцевой социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте муниципального района Борский. Я представляла в суде сторону ответчика, который, разумеется, оспаривать решение суда не стал. Затем через каждые десять дней судебные приставы возбуждали и приостанавливали исполнительное производство. Но субвенции не поступали, а суд вынес еще восемь аналогичных решений по детям-льготникам, не обеспеченных жильем. И только 14 декабря в бюджет района поступили 1,5 млн. рублей, это позволило бы приобрести квартиры для трех первых очередников.
- Но этого не произошло?
- Двадцать четвертого декабря жилищная комиссия собралась и вынесла решение о выделении средств, в том числе и А.Рябцевой.
- И?
- А 25 декабря из Министерства экономического развития поступило письмо, предписывающее возвратить в областной бюджет все денежные средства, не освоенные в 2012 году. Таков порядок - 28 числа закрываются все счета.
- А если бы жилищная комиссия собралась незамедлительно, покупка жилья могла бы состояться?
- Вряд ли. Ведь нужно еще заинтересованному лицу найти подходящее жилье, а зимой это весьма проблематично. Кроме того, сделка купли-продажи должна быть обязательно зарегистрирована, на это отводится в органе регистрации две недели. Представьте, что 26 декабря поступила сумма и на четвертого очередника...
- Со стороны, извините, эта ситуация выглядит, как издевательство...
- Оценивайте, как хотите. Но мы действительно оказались заложниками этой ситуации - при всем желании изменить ее не смогли бы.
- Что же дальше? Деньги возвращены в областной бюджет. Наверное, они должны поступить вновь в бюджет района?
- Да, из Министерства экономического развития от нас потребовали подтверждения, что деньги на приобретение жилья детям сиротам необходимы. Мы отослали заявку и потом, поверьте, еще не раз звонили и обращались письменно.
- Результат?
- Пока нулевой. За эти несколько месяцев с начала года произошли изменения: полномочия по обеспечению детей-сирот жильем от Министерства экономического развития переданы почему-то Министерству строительства Самарской области. А денег все нет. Восемь нуждающихся не обеспечены жильем. Восемнадцатого апреля отправили очередное письмо теперь уже в Министерство строительства. Как ни грустно признать, но ситуация такая, как будто мы - крайние и перед нами глухая стена. Мы надеемся, что если деньги в бюджет заложены, то они все-таки поступят. Вопрос в том, когда?
- В начале беседы Вы упомянули, что с 1 января произошли какие-то изменения в законодательстве. Они позитивны?
- В самом конце года, 28 декабря, был принят в новой редакции Закон СО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области". Но это - отдельная тема, требующая дополнительного разговора. Если в двух словах, то новый закон нам представляется очень непроработанным, что может еще более затруднить предоставление жилья детям, оставшимся без поддержки родителей или опеки. Глава администрации муниципального района С.Г. Сучков после изучения закона отправил наши предложения с критическими замечаниями руководителю Правового управления Самарской губернской Думы. Будем надеяться, что Закон будет усовершенствован.
"АиФ" пообещал, что будет отслеживать ситуацию, в которой оказалась А. Рябцева и другие дети-сироты в Борском районе. Будем делать это и мы. В ближайших номерах читайте интервью с приемной матерью Анастасии Рябцевой.
Владимир ЦИЦОРИН