архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Главная Интервью Готовим ребенка к школе
МТС - оператор мобильной связи

30.10.2012
Просмотров: 3407, комментариев: 0

Готовим ребенка к школе

    По данным Российской академии образования, более 20% первоклассников не готовы к обучению в школе, и если вовремя не поддержать их, то вряд ли в будущем можно надеяться на их успешное образование. 90% при поступлении в школу хотят учиться, а спустя месяц учебы тех, кто идет в школу с большим желанием, остается уже 70-75%. 
Что понимается под готовностью к школе?
    - Школа - это совершенно новая жизнь для ребёнка. И все будет зависеть от того, насколько готов он к новому этапу в своей жизни…
    Принято выделять две составляющие школьной зрелости: физиологическую и психологическую. Оценку физиологической готовности детей к школе осуществляют медики по определенным критериям. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка. Поэтому по современным нормативам ребенок может поступить в школу не ранее 6,5 лет. Однако практика показывает, что многие родители пытаются отдать ребенка в школу в более раннем возрасте, они считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет - это учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована мотивационная готовность: выраженное желание учиться, узнавать новое - ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснения от взрослых. Школьная мотивация - это один из компонентов психологической готовности. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное, оно предусматривает наряду с мотивационной составляющей готовность основных психических сфер ребенка: интеллектуальной, волевой, социальной.
    Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
    К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
    Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы и т.д.
    Не менее важна для подготовки детей к систематическому обучению социальная зрелость: умение работать в коллективе, продуктивно общаться со сверстниками, считаться с мнением других детей, выполнять требования взрослого, то есть не только слушать, но и слышать просьбу, указание, совет.
    Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера: умение планировать свои действия, способность напряженно трудиться, умение управлять своим поведением. Как видим, требования к ребенку достаточно высокие. Но дети все разные, и школа должна быть готова к работе с детьми, разными по уровню развития и уровню готовности к обучению в школе.
Как определить, готов ли ребенок к школе?
- Существует пакет психологических методик, при помощи которых педагог-психолог может определить уровень развития ребенка, оценить степень сформированности всех составляющих психологической готовности. Учитель-логопед - проводить диагностику речевого развития.
    Родители будущих первоклассников могут обратиться с таким запросом в наш Центр и получить квалифицированную консультацию. И лучше сделать это не накануне 1 сентября, а, как минимум, за год до поступления ребенка в школу, чтобы можно было откорректировать выявленные пробелы.
    В последние годы значительно увеличилось число детей с нарушением речи. Поэтому желательно, чтобы родители как можно раньше обращались к логопеду. Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут заниматься со специалистом в ДОУ. Неорганизованных детей мы приглашаем на наши логопедические пункты, которые работают в психологическом центре и на базе школ Петровки, Языково, Подсолнечное. Также в психологическом центре работают две группы кратковременного пребывания для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в которых дети занимаются весь учебный год.
Когда нужно начинать готовить ребенка к школе?
    - Практически с самого рождения. Ведь развивая ребенка, родители готовят его к успешному обучению в школе. Но всякое воздействие должно соответствовать возрасту ребенка, чтобы не перегрузить его хрупкий организм. На нашей практике было немало случаев, когда родители, пытаясь наверстать упущенное, в последний год перед поступлением в школу записывают ребенка на всевозможные занятия: в группу подготовки к школе, на различные кружки, на занятия с психологом, логопедом, да он еще и в детский сад ходит. В результате у ребенка происходит, конечно, резкий скачек в развитии, но он устал, и в школу идти ему уже не хочется. Поэтому все должно быть своевременно и в меру.
    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В связи этим изменились и требования к будущим первоклассникам.
    - Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. По требованию новых стандартов, полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
     Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред их морально-психологическому состоянию.
     В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, учитываются личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе - добро, мир, справедливость, терпение. Поэтому то, о чем мы говорили выше, является в процессе подготовки ребенка к школе значимым и актуальным.

Ирина БОЛЬШАКОВА

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube