Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Служить в спецназе - престижно, быть десантником - почетно
Воздушно-десантные войска и спецназ Главного разведывательного управления по праву считаются элитой Российской армии. Призывники мечтают попасть именно туда, ведь для солдата это большая честь. Недавно наш земляк Наиль Ягудин вернулся со срочной службы в рядах элитных Вооруженных Сил нашей страны. Сегодня мы предлагаем читателям беседу с ним.
- Наиль, расскажи, где ты учился и чем занимался до армии?
- После окончания БСОШ №1 я поступил в Самарский Государственный технический университет на факультет машиностроения. Затем решил получить второе высшее образование, только выбрал специализацию нефтяника. В школьные годы занимался в секции армейского рукопашного боя "Соратник" у тренера А.А. Горбанюка. Участвовал в большом количестве соревнований областного, межрегионального и всероссийского уровня. Победил на первенстве мира. Получил звание кандидата в мастера спорта. В Самаре продолжал заниматься боевыми искусствами - самбо, дзюдо, универсальным боем.
- Почему, имея почти два высших образования, ты все же решил пойти в армию? Многие молодые люди на твоем месте выбрали бы карьеру.
- В моей семье так не принято. Отец служил в армии, старший брат - десантник. И я всегда знал, что это необходимый этап в жизни мужчины. Мне было бы стыдно перед родными, друзьями, да и перед самим собой, если бы я "откосил".
- Как ты попал в спецвойска?
- Еще в Борском военкомате говорили, что с моими данными могут взять в ВДВ. А уже в Сызрани при распределении предложили пойти служить в морской спецназ - тоже один из престижных родов войск. Но я всегда мечтал о голубом берете и прыжках с парашютом, поэтому выбрал Новосибирский спецназ ГРУ. Так я попал в учебный центр по подготовке младших специалистов разведки Главного разведывательного управления.
- Какими были критерии отбора?
- Во-первых, нужно иметь отменное здоровье, так как служащие в спецназе обязаны без вреда для организма выдерживать тяжелые физические нагрузки - ежедневные многочасовые тренировки, вылеты, марш-броски, прыжки с парашютом. Большую роль играет и психологическое здоровье - солдат должен быть уравновешенным, уметь сохранять выдержку и спокойствие независимо от ситуации. Во-вторых, учитывается рост - от 175 до 190 сантиметров, и вес - от 75 до 85 килограммов. В-третьих, учитываются спортивные разряды и опыт занятий в секциях боевых искусств. Такие ограничения обусловлены спецификой службы. Помимо основного направления службы - разведки, в нашем центре все - как в воздушно-десантных войсках: солдаты готовятся для быстрой высадки в тыл врага и являются отрядом быстрого реагирования с наилучшей военной подготовкой.
- С какими трудностями ты столкнулся в начале службы?
- Первое время самое трудное - привыкание. Даже не верилось, что вольная жизнь закончилась. Приходилось все делать очень быстро, по команде. Учебка у меня была в течение пяти месяцев, хотя в других войсках она длится один. Там же обучали укладке парашюта и готовили к прыжкам.
- Расскажи об этом подробнее.
- Подготовка была очень серьезной, так как от этого зависит здоровье и жизнь солдата. У нас были теоретические и практические занятия. Сдавали экзамены. Проверка укладки парашюта проводится в несколько этапов. Завершающий делает начальник воздушно-десантной службы. Он проводил полный осмотр рюкзака и если находил ошибку - либо отправлял переделывать, либо не допускал до прыжков. Зависело от значимости ошибки. Ошибались, конечно, мы все, невозможно сделать все идеально в начале обучения. У нас говорили - мастерство в воздухе куется на земле. Поэтому подготовка к первому прыжку заняла больше месяца. В голове десантник должен держать многое. Необходимо не только выдернуть кольцо после прыжка ровно через три секунды, но и осмотреть купол, пространство вокруг себя, развернуться по ветру, чтоб приземлиться только вперед ногами. Нагрузка при соприкосновении с землей должна быть на обе ноги. В противном случае без перелома не обойтись. У нас даже были случаи, что ребята ломали ноги из-за того, что одна - приземлилась на небольшой камень, а другая - на землю. Та, что ниже - получает больше давления и неизбежно травмируется. Из моих девяти прыжков я только раз приземлился и неправильно сгруппировался – ударился об автомат и рассек лицо.
- Поделись впечатлениями о прыжках.
- Поднимали нас в воздух на обычном вертолете разведчиков МИ-8, вмещающем от 9 до 18 человек в зависимости от погодных условий. В воздухе он маленький, а на земле это, оказывается, такая мощь, заключенная в стальной корпус, что невольно захватывает дух. Первая моя высота - 900 метров, без оружия. Потом уже прыгали с автоматами с 600 и 700 метров. Впечатления, конечно, не передаваемые. Три секунды свободного полета, затем надо выдернуть кольцо. Для безопасности в рюкзаке есть несколько приборов, которые особенно важны для новичков. Это стабилизирующее устройство, которое предназначено для того, чтоб тебя не крутило в воздухе. Еще есть прибор, который, в случае если ты по каким-либо причинам не успел вовремя выдернуть кольцо, делает это за тебя и выпускает парашют.
- Какой по счету прыжок для тебя был страшнее?
- Многие мои знакомые и сослуживцы говорили, что самый страшный - это второй. У меня - четвертый. Не знаю, почему. Может, пришло осознание, насколько это опасно. Но это лишь секунды. Потом берешь себя в руки, понимаешь, что деваться некуда и выполняешь свой долг. Зато после пятого это было сплошное удовольствие от свободного полета.
- Как у вас распределялось время занятий, тренировок и прыжков?
- Есть прыжковые периоды, есть отдых от них, во время которого парашюты меняют, осматривают, ремонтируют. Так же составлен был график занятий - когда стрельбы, когда теоретическая подготовка. За время службы я стрелял из всех видов оружия. Было большое количество марш-бросков. График очень напряженный, зато есть чему научиться. Служба была интересная. Даже ближе к демобилизации легче не стало. Каждый день начинался с длительной зарядки. Да и в течение дня постоянные физические нагрузки - это норма.
- В Новосибирске прошла вся твоя служба?
- Нет. Вторую половину службы я провел в Хабаровске. Там, кстати, довелось поучаствовать в соревнованиях по рукопашному бою. Выступал за свою роту вместе еще с четырьмя бойцами. В финал вышел только я. За мою спортивную историю впервые пришлось выдержать семь поединков подряд. Причем, в числе соперников были контрактники. В финале боролся с командиром роты материального обеспечения и занял третье место. Думаю, "на гражданке" за это бы дали сразу мастера спорта... Там - просто похвалили. Если честно, в Хабаровске мне больше понравилось. Там была уже не учебка. Каждого бойца учили всему, что должен знать и уметь разведчик. Мне было интересно побывать в группе биохимической защиты, захвата или обороны, саперов, минеров или пулеметчиков. Одним словом, для комплексного обучения солдаты должны освоить все необходимые навыки.
- А другими видами спорта в армии занимался?
- Да. Там помимо регулярных тренировок по общефизической подготовке, проводятся соревнования по гиревому спорту, волейболу и футболу. Участвовал во всех.
- Что помогало выдерживать такие большие физические и психологические нагрузки?
- Поддержка родных и близких. А также осознание того, что раз я служу в таких войсках, то не имею права их позорить.
- А увольнительные были?
- Да, когда родители на присягу приезжали. Погуляли по городу, искупались в новосибирском водохранилище, которое зовут Обским морем. А в Хабаровске отпускали по нуждам роты в город. Кстати, он очень красивый. Теперь, когда вижу 5000-ую купюру, сразу вспоминаю место своей службы.
- Нередко родители боятся отдавать детей в армию. Как ты к этому относишься?
- А как к этому относиться? Учится парень в школе, потом в институте, потом "косит" от службы, бегает, как заяц, справки собирает. А когда что-то в стране случается, на помощь приходят военные. Если мы все закроемся и не будем пускать своих детей в армию, что будет? Конечно, армейская жизнь - не для "маменькиных сынков". Если парень не может за себя постоять в обычной жизни, психологически слабый, то в армии все эти качества в нем усиливаются. У нас служба была интересная, поэтому моральное напряжение снималось быстро. Хотя для тех, кто считал, что не выдерживает, была возможность перевестись в обычные войска. Но среди солдат это не одобряется. В таких ситуациях надо перебарывать себя. Это просто проверка на то, что ты из себя представляешь. Выдержал - и отношение к тебе другое.
- А "дедовщины" не было?
- У нас людей убивают на улицах, в подъездах, в клубах. Армия - это народ. Какое общество - такая и армия. Слабость провоцирует всегда насилие. Почему нападают на женщин и стариков, на детей? Потому что сдачи дать не могут. Нужно уметь постоять за себя, как на уровне каждого человека, так и на уровне государства. Особенно сейчас, глядя на то, что происходит в мире, это по-настоящему актуально. Если на улице кого-то бьют, а ты прошел мимо и не вмешался - с тобой будет то же самое...
- Остаться служить по контракту мысли не было?
- Мне предлагали остаться, и даже звание прапорщика давали, так как имею высшее образование и спортивные достижения. Но я решил вернуться на родину.
- В каком звании ты вернулся из армии?
- Рядовой. В элитных войсках они не даются так легко, как в обычных. У меня есть знакомые, которые дослуживались до сержантов за год, например, во внутренних войсках. В спецназе спустя два года службы по контракту некоторые еще в ефрейторах ходят. Там нужны особые заслуги.
- Каким, по-твоему, должен быть настоящий мужчина?
- Физически крепким, умеющим найти выход из любой ситуации, умным и, конечно, добрым. Уметь отвечать за свои поступки и не бросать слов на ветер. А еще он не должен жить одним днем, но всегда думать о будущем. Иметь цель.
- Какие планы у тебя на будущее?
- Завершить второе высшее образование. Потом работать по специальности. Сейчас сослуживцы и родственники предлагают работу в ОМОНе, ФСБ и МВД. Но мне бы хотелось, чтоб годы учебы не прошли даром.
- Какие ощущения от того, что ты десантник?
- Служить в спецназе - престижно, быть десантником - почетно.
- А как после демобилизации?
- Рад, что вернулся к родным. В первую очередь навестил всех родственников. Они меня очень поддерживали. Был в гостях у тренера - А.А. Горбанюка. Я ему очень благодарен. Если бы ни психологическая и физическая подготовка под его руководством, вряд ли местом моей службы был спецназ ГРУ.
- То есть, вспоминая прошедший год, ты не жалеешь ни о чем...
- Нет. В армии есть чему научиться. Особенно в таких войсках, где я служил. Мне она многое дала. Думаю, каждый, проходя армейские трудности, становится сильнее, готовит себя ко взрослой жизни. А еще это время - хорошая проверка, кто тобой дорожит, а кто нет. Да и на работу устроиться проще. Многие говорят - купил военный билет и все в порядке. Только вот разница между заслуженным и купленным большая. Если у парня в голове есть четкое представление о своем предназначении как мужчины, он никогда не будет "косить" от армии. Потому что мужчина всегда готов защитить свою семью и того, кто слабее, и, конечно, свою страну.
Ольга ДЯШКИНА