Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Чудаки с навигаторами и лебедками
Около Самарки
Следуя программе соревнований, опубликованной в газете накануне "БОРща", мы еще в пятницу побывали в лагере, который появился на поляне вблизи пляжа. Место это получило народное название "Высоковольтка". В первый день здесь появилась большая зеленая палатка организаторов чемпионата, была сооружена сцена. Через день это место стало финишем гонок и местом подведения итогов.
Первыми, еще в четверг, до базового лагеря добрались на двух машинах трое участников соревнований из Москвы. Они установили свою небольшую палатку, где и провели три ночи. Знакомимся. Павел, 49 лет, занимается рекламой и дизайном в головном офисе торговой сети "Пятерочка". Автомобиль "Саненг-кайрон" купил четыре года назад, его и подготовили для соревнований. "Есть люди, которым мы кажемся чудаками, - говорит гонщик. - Как можно топить в грязи машину стоимостью под миллион рублей? Но мы при этом еще и знакомимся с нашей большой страной, узнаем, как живут люди в провинции. Раньше побывали в Самарской Луке, в октябре прошлого года - на таких же соревнованиях, проведенных в вашей же области".
Два других москвича представились как компьютерщик и охранник. Всех объединила любовь к автомобилям и путешествиям. Они не относят себя к людям с высоким достатком, но на содержание автомобилей средств хватает. На вопрос: "Как к вашему хобби относятся в семьях?" ответили одинаково: "Терпят".
На следующий день другим участникам мы задавали вопрос: "Что заставило вас выбрать такое необычное увлечение, как соревнования по преодолению бездорожья?" Обобщающий ответ выглядит примерно так: "Нас объединяет любовь к природе, технике, к преодолению трудностей". Самарский адвокат Артур Манасыров, который, кстати, попросил стать штурманом свою жену, сказал так: "Вместо того, чтобы валяться дома на диване, лучше испытать себя в экстремальной ситуации. Конечно, машину (у меня почти новая "Шевроле-Нива") немножко жалко, но стараюсь об этом не думать. А травму можно получить во многих видах спорта, но ведь из-за этого спортом заниматься не бросают".
По нашим оценкам, трофи-рейдами увлечены люди самых разных профессий. Но удовольствие требует средств, поэтому чаще среди гонщиков встречаются предприниматели либо работники, занимающиеся обслуживанием автомобилей.
Как это происходит?
В полдень субботнего дня более сорока автомобилей всевозможных марок прибыли на место старта - в район, где из артезианской скважины льется знаменитая минеральная вода "Борская". Лучшего места для проведения соревнований по трофи-рейдам в нашем районе, пожалуй, не найти. Здесь имеется множество низинных заболоченных мест - участникам соревнований только это и нужно.
Не знаю, как сейчас, а в советское время определенную популярность приобрели соревнования радиолюбителей под названием "Охота на лис". Суть их в том, что спортсмен с пеленгатором должен обнаружить "лису" - запрятанный где-то в укромном месте передатчик. Трофи-рейд чем-то похож на радиолюбительскую "Охоту". Только вместо "лисы" участник соревнований должен обнаружить и приблизиться к колышку с табличкой, установленному в труднодоступном месте. Этот колышек называют "точкой", потому что известны ее координаты на местности - широта и долгота. Таких точек с установленными координатами бывает достаточно много. На соревнованиях в Борском их было около ста.
Вместо радиопеленгатора участники соревнований используют другое техническое устройство - автомобильный навигатор. Во время регистрации всем участникам соревнований в их навигаторы из компьютера организатора трофи-рейда вносятся координаты всех "точек". После команды "Старт!" машины устремляются на их поиски. Поскольку "точек" в два раза больше, чем машин, то очередей почти не было. К тому же участники сами выбирают, каким путем приблизиться к колышку с табличкой.
Отметим еще, что чем сложнее подобраться к "точке", тем больше за это начисляется баллов. Вилка - от 10 до 150 баллов.
Азарт, с каким участники соревнования "штурмовали" болотные места, вызывал у зрителей сложные чувства: от уважения и восхищения до жалости и искреннего сочувствия.
Но вот участники (в автомобиле обычно два-три человека), долго буксуя, наконец, добираются до "точки"-колышка. Теперь нужно покинуть машину и кому-то одному раздвинуть пошире руки. Чтобы одной дотянуться до кузова, другой - до колышка. Второй (или третий) участник снимает этот момент на цифровую камеру.
А потом предстоит выбраться из лужи, если она глубока, либо с помощью траков, подкладываемых под колеса, либо с помощью лебедки. Одному из экипажей так и не удалось самостоятельно выбраться на сушу: разорвался якорь лебедки.
Регламентом соревнований устанавливается время, отпущенное на поиски "точек": для автолюбителей стандартной комплектации, с обычными шинами, отведено было 12 часов; остальным, т.е. имеющим дополнительные приспособления, дали 24 часа. Таким образом, заезды продолжались и ночью. Понятно, что многолетние участники трофи-рейдов не только устанавливают на них специальные колесные диски, но и ставят аккумуляторы повышенной емкости, лебедки, производят форсировку двигателя и т.д. Во избежание попадания в двигатель воды устанавливается воздушный коллектор с набором воздуха на уровне крыши автомобиля. Часто автомобиль, по сути, переделывают - от базовой комплектации не остается практически ничего, кроме кузова.
Мы побеседовали с владельцем маленького японского джипа "Сузуки". Он так заделал все щели кузова, что машина превратилась в лодку - не тонет.
Награждение
Подведение итогов было проведено также организованно, как и соревнования. Автомобили всех участников в зависимости от их технической оснащенности были разделены на пять классов. Названия необычны и, очевидно, претендуют на оригинальность: "Лак", "Пациенты", "Больные", "Хроники", "Мутанты". Ребята из Ульяновска, с которыми довелось пообщаться, рассказали, что в их клубе названия категорий звучат понятнее: "Стандарт", "Модификация", "Туризм", "Спорт".
Но это не важно. Организаторы "БОРЩъа" не поскупились на поощрения и награды, и провели эту часть мероприятия весело и приятно.
В каждой категории определялись три призовых места. Победителем становился тот экипаж, который посетил больше всего "точек" за меньшее время, т.е. набрал большее число баллов.
Владимир ЦИЦОРИН