Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Лучший бортмеханик Арктики
В архивном отделе администрации Борского района имеется историческая информация не только о событиях, производстве и других сторонах жизни территории, которую можно почерпнуть из первоисточников. В документах, к примеру, метрических книгах можно найти имена людей интересных героических судеб. Для своей страны, ее народа они совершали настоящие подвиги - трудовые, научные, боевые.
Сегодня вспомним об одном из таких, чье имя известно не только у нас в стране. Уроженца с.Усманка Самарской губернии Григория Побежимова (1897 г.р.) по праву считали лучшим бортмехаником Арктики. Он всегда мог найти выход из сложной ситуации, починить мотор в тяжелейших условиях Крайнего Севера.
Прожил Григорий Трофимович слишком мало, всего 40 лет, из которых 22 года отдал авиации. Знакомство с ней случилось до революции, когда его призвали в солдаты. Служил на Балтике, на острове Дегербю, где в то время строили станцию морской авиации. Смышленого матроса направили учиться на авиамоториста. Там он познакомился с будущим Героем Советского Союза Василием Молоковым, дружба с которым продолжалась многие годы.
Два паренька горячо приняли революцию, добровольно вступили в Красную Армию. Были участниками боев с белочехами под Самарой. Потом попали в Нижний Новгород, где создавался авиационный гидроотряд Волжской военной флотилии. Побежимова с Молоковым и еще нескольких мотористов направили служить в авиашколу под Петроградом. Потом их пути разошлись, но снова пересеклись уже в Красноярске.
Работа Григория в Арктике началась в 1927 году: в составе экспедиции Г.Д.Красинского он летал на остров Врангеля.
Вот любопытная грамота, которую вручили всем авиаторам после полета. В ней говорится: "... Вы своим перелетом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи с Якутией, веками оторванной от культурных центров нашего Союза. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум ОСОАВИАХИМа ЯАССР жалуют Вас шкурой белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайством перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас орденом Красного Знамени".
В 1932-1936 годах в качестве бортмеханика Побежимов принимал участие в воздушной ледовой разведке, прокладывал воздушные трассы на севере Красноярского края, в Арктике. На Красноярском авиаремзаводе руководил ремонтом авиационных моторов, помогал рабочим осваивать технику, учил их. Газета "Красноярский рабочий" тогда писала о нем: "Говорят, что он Бог в своем деле. И действительно, вряд ли кто лучше Побежимова знает условия работы мотора в Арктике".
По рассказам сослуживцев, Григорий Трофимович был неунывающим, добрым, чутким, всегда готовым прийти на помощь человеком. Имел много друзей. Жизнерадостный, обаятельный, он очень любил жизнь и детей. Был простым и скромным.
Последний полет Г.Побежимова состоялся в августе 1937 года в составе экипажа Леваневского. Летчики должны были добраться из Москвы через Северный полюс в Америку на четырехмоторном бомбардировщике. После двадцати часов полета связь с экипажем оборвалась. Их искали много месяцев, в поисках участвовали и советские, и американские летчики. Но усилия оказались тщетными. До сих пор никакой достоверной информации о месте и деталях гибели самолета нет.
В честь Г.Т.Побежимова были названы улица в Красноярске, северный мыс арктического острова Циглера в архипелаге Земля Франца Иосифа, а также Красноярский судостроительный завод. Однако имя полярного героя в его названии до наших дней не сохранилось.
Татьяна Горбунова