Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
На индюшиной ферме
НЕКОГДА крепкое коллективное хозяйство имени Куйбышева в Соковнинке, как и многие сельхозпредприятия в районе, не выдержало испытание постсоветскими экономическими реформами. В колхозе поменяли форму собственности, создав на его базе общество с ограниченной ответственностью "Прогресс". Последнее просуществовало недолго, а недвижимое имущество обанкротившегося предприятия выкупил молодой бизнесмен из Самары Владимир Рузанов и создал свою фирму под названием "Родное подворье".
Стали заниматься крупнорогатым скотом. Завезли молочное стадо из пятисот голов. Сверхприбылей на этом деле не заработали. Мало того, как могли, вытягивали предприятие из убытков, вкладывая в него средства от работы мясокомбината в Самаре, учредителем которого тоже является Владимир. Так продолжалось несколько лет, пока в 2010 году не созрел новый проект - "Борская индейка".
Мы, конечно, поинтересовались у предпринимателя, почему выбор пал на производство мяса именно этой домашней птицы.
- На свинину часто падают закупочные цены, мясом кур рынок завален, зато есть устойчивый спрос на индюшиное мясо, - рассказывает Владимир, - Не скрою, было сложно начинать, когда культура выращивания индейки в России потеряна, когда не имеешь полной информации. В стране осталось небольшое количество предприятий, которые занимаются селекцией этой птицы. Да и очень уж она прихотливая. Требовательная к кормам и условиям содержания...
Первый год решили просто поэкспериментировать, закупив двести индюшат. Утеплили бывший свинарник, построили деревянные клетки. Бывалый специалист, увидев эти сооружения, взялся за голову: что вы делаете? С того момента и пошла крепкая дружба Владимира с Александром Эдмундовичем Миссалем, ветврачом с высшим образованием, всю сознательную жизнь проработавшим по профессии. Более двадцати лет его связывает с Тимашевской птицефабрикой. Когда его, опытного человека, по телефону пригласили работать на индюшиную ферму, тот сразу согласия не дал - прежде решил сам на место съездить.
- Посмотрел и увидел заинтересованность Володи, стремление к его делу. А это для меня самый главный показатель, - делится с нами мнением Александр Эдмундович. - После ознакомился с материальной базой. Как таковая она имелась. Через месяц будет год, как я здесь работаю, только теперь уже в качестве управляющего.
Коллектив на ферме небольшой - еще трое мужчин, приехавших на заработки из Узбекистана. К своим обязанностям относятся добросовестно, трудовую дисциплину не нарушают, считаются с общепринятыми правилами - например, не курить в помещениях.
Для них специально капитально отремонтировали здание бывшего колхозного "красного уголка". Создали все необходимые для проживания условия. В отдельной комнате расположен рабочий кабинет В. Рузанова, в котором мы и ведем беседу. На стене - рекламный плакат. На фоне природы изображены индюки во всей своей красе. В нижнем правом углу надпись, говорящая о том, где выращена индейка, на каких кормах и каким способом содержания. Об этом нам тоже рассказали и провели экскурсию по ферме.
- Главное - птенцов до месячного возраста довести, - объясняет Александр Эдмундович, - создать для этого нужный микроклимат: поддерживать постоянную температуру 36-37 градусов по Цельсию, хороший приток и отток свежего воздуха. Обеспечить чистоту и сухую подстилку.
Сбалансированные полнорационные корма тоже играют не последнюю роль на всех этапах выращивания птицы. Поэтому мы сотрудничаем с комбикормовыми заводами в Самаре, которыми разработаны рационы для всех видов птицы. Через Москву работаем с испанской фирмой "Провими", филиал которой находится в Безенчуке. Сами варим корма хозспособом...
Самцов индейки здесь выращивают пять-шесть месяцев - как рекомендует наука. За это время выходит тушка весом от 13 до 16 килограммов. Рекорд фермы - 19,8 кг. Самок можно растить меньше. Выход чистого мяса обычно составляет 6-7 килограммов, иногда и десять.
Сейчас в хозяйстве содержатся 6 тысяч голов птицы двух пород: канадской "Биг-6" (индюшатам по одной неделе и по два с половиной месяца), российской "Белая широкогрудая" (особям по пять с половиной месяцев).
Яйцо завозится из г. Ростова, инкубируется в Большой Глушице. Суточных малышей привозят на ферму.
Прежде чем зайти в помещение к недельным индюшатам, нас попросили продезинфицировать подошвы обуви в неглубокой емкости с раствором.
Одну партию птенцов от другой отделяли невысокие жесткие сетки, вкруговую ограничивающие пространство. Это необходимо, чтобы малышня не скучивалась на одной стороне.
В каждом таком секторе подвесные лампы с инфро-красным светом. Помимо локального обогрева воздух в помещении согревает газогенератор. Если случится сбой в электросети, выручит резервный бензиновый генератор. А на худой случай есть еще и печка. В отдельной комнате установлены датчики, показывающие температуру в каждом секторе. Тепло удерживает второй, ложный, потолок из полиэтиленовой пленки. Постоянно работает вентиляция. Это помещение со временем еще будут доводить до ума - благоустраивать.
Пока молодняку не исполнится двадцать дней, процесс кормления и поения производится вручную, потом на помощь придет автоматика. В этом помещении индюшата пробудут до двух месяцев. Потом их переведут в зимник, бывшую колхозную родилку. Сегодня там провели дезинфекцию, завезли на подстилку опилки и продолжают ремонт. Следующую партию молодняка в "детскую" запустят в марте-апреле следующего года.
Мы проследовали в помещение другого "коровника", в котором после ремонта отдельно содержатся индюки и индюшки. Им без малого полгода. И уже не требуется специального обогрева даже в зимние месяцы, тем более, пребывать им здесь осталось совсем недолго.
Еще в прошлом году общипка пера с тушки производилась вручную, занимая шестьдесят процентов времени от ее полной разделки. За день на этом процессе, работая по четыре-пять часов, три человека могли управиться только с тридцатью головами. Недавно в работу запустили свой забойный цех. Ремонт в его помещениях еще продолжается. Нужно установить окна, двери, завезти и смонтировать холодильное оборудование, отсутствие которого не позволяет забивать птицу большими партиями.
Превосходство механизации труда работники оценили сразу. В чане для ошпаривания тушек в автоматическом режиме поддерживается постоянная температура - шестьдесят пять градусов по Цельсию. Из него содержимое перекладывается в машину общипки пера, представляющую собой центрифугу с резиновыми щипами на стенках. За одну минуту МОП пропускает через себя 10-12 тушек одновременно. Тут же на разделочных столах их потрошат вручную.
- Продукция нашего хозяйства расписана буквально по дням, - рассказывает Владимир Рузанов. - Часть ее перерабатываем на собственном комбинате мясных инноваций "Деликатесофф" в Самаре. У нас есть лаборатория, где технологи придумывают разные новинки. В частности, мы изобрели, правда, не запатентовали 15 видов колбас.
Мясо индейки перерабатываем на котлеты, пельмени, сосиски, сардельки, колбасу. Осуществляем прямые продажи. Заключили договор на поставку сырья с Сызранским мясокомбинатом. Кстати, в Борском районе магазин "XXI век" после прошедшей в поселке Усть-Кинельский выставки, где мы рекламировали свою продукцию, тоже ею заинтересовался. Надеемся, борчанам она понравится.
Татьяна ГОРБУНОВА