архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Реклама

Главная Разное “Сказочные уроки”

09.11.2013
Просмотров: 976, комментариев: 0

“Сказочные уроки”

“Сказочные уроки”

   Мир ребенка полон чудес и сказок. Он не похож на мир взрослых! В нем тесно переплелись фантазия и реальность. С помощью сказок можно  многому научить своего малыша. Дело в том, что в сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причем (что очень важно) на подсознательном уровне. Здесь главное - правильно расставить акценты.

   Сказка настолько многогранна и универсальна, что профессиональные детские психологи используют ее в своей работе для решения самых разнообразных проблем. Только называется это уже сказкотерапией, а построенные по определенным законам сказки, которые психолог для ребенка сочиняет индивидуально, называются терапевтическими метафорами. С их помощью психолог помогает ребенку избавиться от страхов, излишней тревожности, научиться контактировать с людьми, развить творческие способности, приобрести уверенность в себе, даже улучшить память и освободиться от ревности к родителям после рождения второго ребенка.

В ГБОУ Борский психологический центр более 15 лет работают группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

В последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии стабильно увеличивается, а также усиливается тяжесть этих нарушений. Речевые нарушения редко встречаются изолированно. Обычно у детей выявляются проблемы и в личностном развитии: заниженная самооценка, несформированность средств общения, проявления тревожности и агрессивности. Поэтому с детьми работает не только учитель-логопед, но и педагог-психолог и воспитатель. Специалисты применяют разнообразные приёмы, методы, эффективные технологии для работы с детьми, способствующие коррекции и развитию речевых и личностных нарушений.

На помощь психологу в работе с дошколятами пришла сказкотерапия. Программа «Сказочные уроки», разработанная педагогом-психологом Ольгой Герасименко, успешно апробирована в группах кратковременного пребывания психологического центра.

Занятия построены как путешествие в сказку  с помощью куклы-марионетки. Дети слушают сказку,  проигрывают её через различные упражнения, находят «уроки сказки» (чему учит сказка), устанавливают связь «уроков» с реальной жизнью и прорабатывают различные варианты использования в жизненных ситуациях.

Детям предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

Программа «Сказочные уроки» средствами сказкотерапии позволяет активизировать механизмы личностного роста дошкольников, формировать ценностные ориентации ребенка. Важной чертой программы является то, что в ходе ее реализации происходит преобразование негативных черт в позитивные. Фантазия помогает ребенку понять самого себя, ориентироваться в законах мироздания, осваивать важнейшие философские категории: добро - зло, жестокость - милосердие, эгоизм - человеколюбие и т.п. Таким образом, программа «Сказочные уроки» решает и задачи нравственного воспитания старших дошкольников.

На индивидуальных занятиях с детьми педагог-психолог использует инновационные технологии песочной терапии.  Песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. В процессе коррекционно-развивающей работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка, развитие самовыражения, творчества, что является мощным ресурсом для личностного развития детей. Необходимо отметить, что занятия в песочнице - самые ожидаемые и любимые для детей. Результаты таких занятий  - это сами дети  - эмоционально и психологически здоровые.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство

                                    не пропала.

Простейший ящик из стола -

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Наблюдения за детьми показывают, что благодаря сказкотерапии их поведение меняется из непроизвольного в сторону произвольного (дети контролируют себя в соответствии с общепринятыми нормами и правилами), снижается тревожность, агрессивность. Дошкольники адекватно оценивают свои возможности и принимают необходимую помощь, сами решают возникающие споры, используя вежливые слова и слова-помощники («давай вместе», «поиграем в игрушку по очереди», «помоги мне»), учатся осознавать свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка.

Таким образом, специально разработанный цикл «сказочных» занятий помогает детям решить ряд личностных проблем,  а так же способствовать развитию речевого, активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства в языке.

Ольга Демина, директор ГБОУ Борский психологический центр

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube