Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
“Секрет один -любовь к детям”
- Римма Геннадьевна, какой класс вы сейчас ведете?
- Четвёртый, и доведу своих воспитанников, разумеется, до конца - передам их учителям среднего звена.
- А потом возьмёте новых первоклассников?
- Может быть, кого-то и разочарую ответом: уйду на заслуженный отдых.
- Неужели ваш большой опыт не смог бы пригодиться школе?
- Возможно, и пригодился бы. Но я, как многие мои коллеги, отдавала слишком много времени работе в ущерб своей семье. И теперь мне хочется восполнять пробел. Буду мужу уделять больше внимания - ему ещё пять лет до достижения пенсионного возраста, а также, детям, внукам.
- Никогда не интересовался, сколько их у вас…
- Я их всех называю словом «дети»: и сына, и сноху, и внучку (ей десять лет), и внука (три с половиной года). Сын со снохой закончили институт инженеров железнодорожного транспорта, работают в Управлении Куйбышевской железной дороги.
- Ну если так - собираетесь завершить трудовую деятельность, то вспомните её основные этапы. Естественно, сначала был выбор профессии. Кто-то на него повлиял?
- Не родители, они не имели отношения к школе, и среди родственников не было ни одного педагога. Но были хорошие учителя в Ново-Геранькинской 8-летней школе, которую закончила: её директор М.Л. Максимов, учитель немецкого языка А.Я. Никитина - классный руководитель. Вспоминаю, что в школе я любила объяснить всё своим подругам, и поэтому выбор будущей профессии произошёл совершенно естественно. В 77-м году закончила Подбельское педагогическое училище, где давали очень хорошую методическую подготовку. С огорчением узнала, что несколько лет назад наше училище закрыли - присоединили к педагогическому колледжу в г. Похвистнево.
- Куда вас направили на работу, как молодого специалиста?
- На четвертом курсе проходила практику в своей школе, в Ново-Геранькино, и приехал в нее по делам тогдашний заведующий Борским РОНО Н.В. Холодков. Директор Михаил Лаврентьевич представил, как перспективную студентку, и Николай Васильевич сделал на меня заявку директору училища. Кстати, и все другие борские выпускницы 77-го года попали тогда в наш район. Я оказалась в Борской начальной школе (сейчас в этом здании размещается филиал детского сада "Солнышко").
- Как Вас встретили?
- Прекрасно. Заведовала школой Е.С. Рягузова, и она отнеслась ко мне, как родная мама. Щедро делилась опытом. Трудно было в самом начале потому, что в первый класс набрали 44 (!) ученика. Это сейчас установлена разумная норма - не более 25-ти. И проработала я в Борской начальной школе шесть лет, пока не ушла в отпуск по уходу за ребенком.
- Но я помню, что был период, когда Вы покидали школу...
- В школе в те годы была шестидневка, а в субботу детский сад не работал - с кем оставлять сына? Няню на один день в неделю не найдешь. Поэтому и устроилась в редакцию "Борские известия". Сначала корректором, потом корреспондентом. Потрудилась три года, и редактор М.Г. Свиридов даже предлагал мне поступить в Воронежский университет на отделение журналистики. Но когда сын подрос, вернулась в любимую профессию. Меня взяли в Борскую среднюю школу сначала воспитателем группы продленного дня (на год), потом учителем начальных классов. Пятнадцать лет работы в БСШ №1 - самый интересный и плодотворный период моей трудовой биографии. Коллектив учебного заведения большой, только в начальных классах работало до 15 педагогов. Потом, правда, из-за демографии число учащихся в начальных классах уменьшилось почти в два раза. Учитель Л.П. Ненашева первой начала обучение детей-шестилеток, и я перенимала ее опыт.
- Это нововведение себя оправдало?
- Если бы все дети проходили в детских садах дошкольную подготовку, то обучение с шести лет давало бы хорошие результаты. Но не все посещают дошкольные учреждения, и поэтому сейчас установлен возраст начала обучения в школе с 6,5 лет. Если к 1 сентября ребенок его не достигает, то начало обучения откладывается на год. В общем, в БСШ №1 произошло мое становление педагога-учителя начальной школы.
- Вам когда-нибудь хотелось стать учителем-предметником?
- Скажу совершенно искренне: нет. С малышами работать интереснее: они очень непосредственные, более эмоциональные и доверчивые. В начальной школе заметнее влияние педагога на личность ребенка. Поэтому и для получения высшего образования заочно я выбрала факультет педагогики и методики начального обучения Куйбышевского пединститута.
- С чем был связан переход в Борскую школу №2?
- Ее директор предложила мне должность своего заместителя по учебно-воспитательной работе в начальных классах (полставки) и класс. Свою роль сыграла и география: вторая школа ближе к дому, чем первая, - всего в десяти минутах ходьбы. Завучем я была семь лет, потом должность эта была упразднена. С 2009 года являюсь только учителем.
- Какие изменения за три десятка лет произошли в работе учителя начальных классов?
- Пожалуй, это внедрение в учебный процесс компьютеров. Вы видите, что на моем рабочем столе тоже стоит ноутбук. Например, классный журнал теперь ведется и в электронном виде. Если у родителей ученика есть компьютер, то они могут в любое время узнать, какие оценки получило их чадо. Компьютер, конечно, помогает учителю готовиться к урокам - использую его при обучении.
- Учебные программы за это же время сильно изменились?
- Очень. Они значительно усложнились. Настолько, что без помощи родителей учителю не справиться. Если родители сами "учиться" не будут, то ребенок вряд ли усвоит программу. К счастью, многие родители это хорошо понимают - ежедневно помогают сыну или дочке выполнять домашние задания.
- Сколько же учеников прошли через Ваши руки?
- Сделала всего десять выпусков. Значит, примерно, триста ребят подготовила к дальнейшей учебе.
- Есть у Вас какие-то педагогические секреты, которыми можете поделиться с молодыми коллегами?
- Как бы методически хорошо не был подготовлен учитель, результат будет зависеть во многом от того, любит ли он детей искренне. Я могу повторить, что работу свою выполняла от души. Она стала моим призванием. Так что секрет только один - это любовь к детям.
Владимир ЦИЦОРИН