архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Мы - помним Победой всё в этом мире венчалось, чтоб память продлилась в веках
МТС - оператор мобильной связи

07.05.202221:07
Просмотров: 571, комментариев: 0

Победой всё в этом мире венчалось, чтоб память продлилась в веках

Великая Отечественная война всему миру показала бесчеловечную жестокость фашистов, их издевательства, садизм над беззащитными пленными и мирными жителями. Не щадили ни старых, ни малых. Святой долг живущих поколений - помнить историю и тех, кто отдал жизнь за Великую Победу.

Война нарушила мирную жизнь каждой советской семьи. Большинство борчан добровольцами встали на защиту Родины. Всего за годы ВОВ было призвано 8 057 человек. В с. Борское в сентябре-ноябре 1941-го был сформирован 1183 стрелкой полк под командованием майора А.Н. Кузнецова. За успешные боевые действия полк награжден орденом Суворова II степени.

2 500 наших земляков удостоены орденов и медалей, из них 100 женщин. Шесть Героев Советского Союза прославили Борский край.

Наш район в годы войны был тылом, но и сюда долетало ее эхо - 4 703 человека не вернулись на родную землю. Но они живут в народной памяти, которую мы не позволим стереть, не смотря на все старания недружественных государств.

 Через 43 года

Так называется статья Ж. Пономарчука, вышедшая на страницах «районки» под рубрикой «Судьбы людские».

Она начинается словами: «До сих пор люди ищут друг друга. Порой только случай помогает найти затерянный в годы войны след. Так и в этой истории».

Как-то старший инспектор министерства культуры РСФСР И.В. Ухваронок в музее одной из московских школ увидел маленькую фотографию, разбудившую его воспоминания. На фоне 45-мм пушки в маскировочном белом халате с биноклем в руках сидел его командир батареи, гвардии старший лейтенант П.М. Болдырев. Его Ухваронок не видел с 1944 года, помнил только название села, куда писал письма его комбат - Подсолнечное. Но Подсолнечных в России так много!...

Прошло пять лет, и вот, знакомясь с населенными пунктами предстоящей командировки в Куйбышевскую область, Ухваронок нашел село Подсолнечное в Борском районе. Вдруг то самое?

Из сельсовета сообщили, что П.М. Болдырев теперь проживает в селе Петровка того же района. Списались, Петр Максимович в ответном письме изложил свою биографию - только факты, никаких лирических отступлений.

Полной противоположностью оказалось письмо жены Болдырева - Антонины Георгиевны. Она поведала о всех трудностях, о которых муж скромно умолчал. Было ранение под Сальдусом (Латвия), в результате лишился правой ноги, ослеп, потерял много крови. Отчаяние, утрата веры в себя. Врачей не допускал. И все же Болдырев сумел себя переломить. Зрение восстановилось.

Инвалидом III группы Петр Максимович вернулся домой. Это было в ночь на 9 мая 1945-го…

И вот И.В. Ухваронок с Ж. Пономарчуком уже едут в с. Петровка. Всю дорогу Иван Васильевич ведет рассказ о том далеком времени.

Около года Ухваронок находился под командованием Болдырева, впервые увидел его в Смоленских лесах на формировании: вышел к бойцам молодой, курчавый, энергичный ком бат, на груди - орден Красного Знамени, за Халкин-Гол.

Фашистов он ненавидел люто. Бил по ним прямой наводкой, всегда на переднем крае. В результате - четыре ранения.

Находчивый и смелый, всегда находил выход из крайних ситуаций.

Воздушный налет, зениток нет. Болдырев предложил вырыть круглую траншею, а на бугор в центр установить пушку дулом вверх.

Ухваронок метко назвал комбата военным рационализатором и добавил: «Если бы у нас побольше таких командиров было, то война быстрее бы кончилась».

Боевые действия батареи отразились в книге А.И. Еременко «Годы возмездия 1943-1945 гг.».

Супруги Болдыревы встретили гостей хлебосольно. Антонина Георгиевна рассказала, что еще в госпитале Петр Максимович начал учиться на пчеловода. Считал, что ни на что больше не годен. А жизнь распорядилась по-своему: пошел по хозяйственной, по партийной линии. Последние 9 лет работал председателем колхоза. Будучи на пенсии возглавлял ревизионную комиссию колхоза. В свои 72 года (на момент встречи с И.В. Ухваронком) Петр Максимович оставался таким же бравым и кудрявым.

После встречи с комбатом бывший сержант 253 Гвардейского стрелкового полка И.В. Ухваронок напишет воспоминания, которые наша газета опубликует в этом же 1987 году. Вот лишь один абзац, характеризующий П.М. Болдырева. «… Комбат всегда тщательно готовил личный состав к боевым действиям, добиваясь полной взаимозаменяемости в расчетах. Однажды на полковое стрельбище в прифронтовой полосе приехал командир дивизии. На одном из флангов батарейцы Болдырева выполняли упражнения из 45-мм пушки. Комдив решил проверить один из орудийных расчетов. Сложное упражнение было выполнено на «отлично».

Комдив тут же наградил каждого из бойцов премией по 200-300 рублей и объявил благодарности. Остальные расчеты не стал проверять и с улыбкой сказал: «У меня не хватит денег, я уверен, что и остальные будут стрелять на «отлично».

В годы ВОВ П.М. Болдырев награжден тремя орденами Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и многими другими.

За Родину и свободу

Так озаглавил свою небольшую статью о военном пути участника ВОВ Ф. Попов. Речь пойдет о нашем земляке П.В. Кунавине - кавалере орденов Славы II, III степеней.

Дыхание войны коснулось его, когда он еще не успел закончить 10 классов. В 1942-ом Павла призвали в ряды Советской Армии. Вначале направили в офицерское училище, находившееся тогда в г. Кинеле. Потом было формирование полка в г. Звенигороде, оттуда его путь лежал в Карелию.

Павел Васильевич вспоминает:

- Километров 400 мы шли пешком. Устали. Хотелось пить, есть, спать. Отдыхать долго не пришлось - стали готовиться к форсированию реки Тулома, где, как мы и предполагали, фашисты навяжут нам неравный бой. Никаких лодок, плотов у нас в то время не было.

Пулеметчики получили команду: занять рубеж для прикрытия форсирующих. Начали переправу наши войска под ураганным огнем вражеских орудий. Наша артиллерия вела ответный удар вслепую, так как огневые точки противника были скрыты лесом. А мы перед врагами предстали неплохой мишенью, он видел нас как на ладони.

Переправу осуществляли на бревнах и досках. В том неравном бою погибло более 50 процентов всего личного состава солдат и офицеров.

Я получил приказ: переправить через реку три танковых пулемета. Приказ выполнил. Закрепившись на суше, мы уже не отступали ни на шаг и гнали врага с родной земли…

Позже полку пришлось осуществить еще одну переправу. Это происходило в Австрийской столице - Вене. Тогда был дан аналогичный приказ: группой добровольцев из 30 человек форсировать на подручных средствах канал и занять оборону. Приказ был выполнен успешно.

Долог был путь солдата - пулеметчика, снайпера, помощника командира взвода в 304 стрелковом полку. Был ранен, контужен. Свой боевой путь П.В. Кунавин завершил в Австрии, где служил в конной разведке.

Мирную жизнь он посвятил работе в финансовых органах, работая инспектором райфо, главным бухгалтером Госбанка, заведующим центральной сберкассой, начальником в райвоенкомате, инспектором по ГСМ в сельхозуправлении. Его трудовой стаж составил 42 года.

Защищая землю от врага

Автор этой статьи в районной газете - снова Ж. Пономарчук.

Кавалер ордена Ленина М.И. Сгадов прошел путь от Волги до Берлина. До войны в Куйбышеве успел окончить партийную школу, потом курсы политруков в Казани.

Б.Л. Вениг воссоздал по документам боевой путь своей 148-ой стрелковой дивизии. Есть в ней несколько упоминаний и о М.И. Сгадове. Автор пишет, что после летних боев 1942 года комиссар Сгадов был назначен командиром 1-го батальона 507 стрелкового полка. Военным талантом, кровью своей заслужил высокие награды Родины: два ордена Отечественной войны, орден Ленина и несколько медалей.

Орден Ленина Михаил Иванович получил в 1945 году. В апреле начался прорыв немецко-фашистской обороны на реке Одер восточнее Франкфурта-на-Одере. Сгадов командовал вторым батальоном 621 стрелкового полка 33-ей армии. Его подразделение, прорвав оборону, вышло на шоссе Франкфурт-Дрезден и перекрыло железную дорогу. Укрепившись, перешли в наступление. В ходе боя взяли в плен много фашистов и техники. За прорыв немецкой обороны и последующие бои Сгадов и был награжден орденом Ленина.

Участвовал в боях за Малоархангельск, на Орловско-Курской дуге, в Прохоровском сражении. Освобождал Варшаву и Берлин.

Волею судьбы и в партизанском отряде пришлось побывать. Его и еще трех командиров медведевцы освободили из плена лихим налетом, который по сути был тщательно подготовленной операцией похищения советских офицеров. Об этом целый рассказ можно написать, до того захватывающий эпизод, прямо-таки с детективным сюжетом. Там, в лесах, в гостях у народных мстителей М.И. Сгадов видел Ковпака, пришедшего на соединение с Медведевым, и Кузнецова - легендарного разведчика.

И.И. Швагер, боевой товарищ Сгадова, назвал Михаила Ивановича талантливым командиром, любимцем солдат, смелым человеком. И это не просто дань уважения фронтовому другу, не славословие. Подтверждением талантливости как командира может служить то обстоятельство, что посылали Сгадова учиться в военную академию, но он отказался. Военная профессия не его дело, да и здоровье уже барахлило.

Этот факт впоследствии дал Михаилу Ивановичу повод полушутливо говорить: "Академий я не кончал, но фашистов бил грамотно, от души."

Цветы памяти

В Борском и во многих селах района установлены памятники, на которых золотыми буквами написаны имена односельчан, отдавших жизнь в борьбе за Родину. Есть еще один - установленный на братской могиле Борского кладбища. В. Попов, подполковник в отставке, пишет:

"Каждый раз я с волнением расспрашиваю тех, кто помнит, кто знает хотя бы чуть-чуть об истории захоронения, об увековечении памяти воинов, для которых Борская земля стала последним пристанищем.

Выпускницы Борской средней школы военных лет Лена Труфанова, Нина Триль и другие, встречаясь, между собой вспоминают о тех памятных днях, когда они по зову сердца ходили в военный госпиталь, главный корпус которого размещался в здании бывшей стоматологической поликлиники. Стирали перевязочный материал, нательное и постельное белье. Обмывали тяжело раненых, чинили обмундирование, топили печи и старательно ухаживали за ранеными.

В каждой палате девочки читали вслух книги, стихи, писали на родину бойцов письма. Особое оживление в палатах наступало, когда группа девочек устраивала импровизированный концерт. Они же провожали в последний путь умерших от полученных ран солдат и офицеров, молодых и пожилых, представителей разных народов братских республик.

Старожилы утверждали, что известны далеко не все их имена, а потому их нет в памятном списке. Кто они, эти славные сыны нашей Родины?  Кого приняла наша борская земля? Где та последняя ступенька дома, от которой ушли навсегда? Там они оставили все, что составляло сущность человеческой жизни.

Ранней весной, когда согретая ярким солнцем, пробуждается земля, и первые цветы ласкают глаз своим нарядом, сотни людей идут и едут на Борское кладбище, чтобы поклониться праху своих родных и близких.

Ослабевшие старые матери и отцы, безнадежно ожидающие своих сыновей, несут веночки, нежные цветы и кладут их к памятнику на братской могиле. Сюда же приезжают из дальних мест родственники захороненных здесь воинов.

Обрастая разноцветьем, памятник оживает, становится торжественно-величественным, принимая все новые и новые цветы всенародной любви, скорби и вечной памяти."

***

Наш район в годы войны был тылом. Но и сюда в 1941 году дошло ее дыхание с первым поездом с ранеными. В с. Борское разместился эвакогоспиталь. Многих бойцов вновь вернули в строй, некоторых спасти не удалось.

Памятью погибшим стал обелиск, установленный в 1966 году учащимися Борской восьмилетней школы на братской могиле. На нем - фамилии похороненных бойцов и слова:

"Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись".

В 1942-43 г.г. в наше село была эвакуирована школа военных летчиков. В память о боевых подвигах ее выпускников в год 40-летия Победы в Борском воздвигнут на постамент боевой самолет.

 Татьяна ГОРБУНОВА

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube