архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Мы - помним Война в истории моей семьи
МТС - оператор мобильной связи

22.06.202222:09
Просмотров: 246, комментариев: 0

Война в истории моей семьи

 На днях к нам на почту пришло письмо от жительницы города Воронеж Татьяны Владимировны Марулиной. В нем она рассказала о непростой жизни своих родителей Владимира и Анастасии Новиковых, в которой, несмотря на беды и лишения, нашлось место для любви и подвига. Самые тяжелые испытания выпали на долю этой семьи в военные годы, часть из которых были тесно связаны с нашим селом Борское.

 И вот что она пишет:

«Владимир Матвеевич Новиков родился 13 июня 1915 года. Отец его, Матвей Лукич, был москвич, а мама, Александра Сергеевна Чупеева - курчанка. Родительский дом находился недалеко от Большого театра.

Как говорила сама Александра, взяли ее в этот дом из-за красоты, а я думаю, Матвей ее полюбил просто. Она была очень красивая, блондинка с длинной косой - чисто русская красавица. У них родилось шестеро детей: Василий, Мария, Клава, Михаил, Петр и Володя.

Окончив среднюю школу, Володя (мой отец) поступил в техникум. На каникулах подрабатывал электриком в Большом театре. Здесь у него произошла встреча с борцом Иваном Поддубным, который рассказал Володе, что в городе Ейск есть авиационное училище. Из Москвы туда ехало много молодых ребят. Но поступали не все. Володе было 20 лет, когда он стал курсантом. Здесь он развил свои способности, выпускал стен- газету, играл в музыкальном ансамбле, т.к. еще в Большом театре научился играть на гитаре, балалайке, мандолине, пианино, контрабасе.

Анастасия Трубаева (моя мама) родилась в г. Ейск Краснодарского края 25 декабря 1917 г. Закончила курсы медсестер, курсы парашютистов ОСОАВИАХИМ. О первых девушках-парашютистках даже писали в газете.

В 1936 году она начала работать в детском саду воспитательницей (всех детей этого детского сада фашисты полностью уничтожили в годы ВОВ). Весной 1937 года всех работниц детского сада послали на территорию летного училища благоустраивать территорию.

Хорошая, солнечная погода, под окошком училища какие-то девушки сажали цветы в клумбу. А одна из них была лучше всех. Володя сразу же заприметил ее. Красивая, стройная, шустрая, работу выполняет легко как-то. Подойти не решался. Все думал о ней, где бы ее встретить. А через неделю девушки опять пришли  сажать цветочки. Владимир взял гитару, сел на подоконник и запел.

Да, пел он красиво, но Настя фыркнула и отвернулась. А вечером в Загородном парке (сейчас это парк Поддубного) были танцы. Отец пригласил на танец эту девушку и спросил:

«Как вас, красавица, зовут?»

«Нэля!»

Почему Настя сказала ему, что зовут ее Нэля, сама не знает, но так и осталась она до конца своей жизни для него Нэля. А братья шутя звали ее Наля. Больше года они встречались. Когда у Володи были тренировочные полеты, он пролетал над домом Насти, а соседи кричали: «Настя, твой летает!»

14 декабря 1938 года они расписались. Владимир окончил учебу в Военно-Морском авиационном училище и был направлен в г. Севастополь (летчик 119 отдельного полка). Начальство заметило, что у него инструкторские способности, и его перевели под Очаков (Украина) инструктором Военно-Морского училища им. Леваневского. 26 мая 1940 года у супругов родилась дочка Людочка, копия бабушки Александры Новиковой. Беленькая, голубоглазая.

Никто не ждал войны, но фашисты пришли на нашу землю. И все, кто любит свою Родину, стремились уйти на фронт. Владимир сразу подал рапорт, чтобы его отправили воевать, и подавал потом регулярно, но начальство считало, что стране необходимы хорошие инструкторы - нужно было готовить новые кадры для фронта.

Училище эвакуировали в г. Моздок Северной Осетии. И только после скандала, который он устроил и за который его могли подвергнуть взысканию или еще хуже, просьбу Владимира все же удовлетворили. Перед отлетом на фронт его послали на самолете получить махорку для летчиков, а когда он прилетел с махоркой в часть, ее уже передислоцировали в другое место.

Настя была беременна вторым ребенком, и в такой ситуации, когда муж улетает на войну, возникал вопрос - что дальше будет с ней? Володя сказал: «Нэля, роди ребенка, может, он будет жить, и я жив останусь». Оставил махорку жене и улетел в Ленинград. Послали его в Краснознаменный Балтийский флот летчиком 57- го штурмового авиаполка.

Фашисты подходили все ближе к Моздоку, надо было эвакуироваться. Настя собрала кое-какую одежду себе и Людочке, взяла с собой махорку и белье Володи из обмундирования, которое он не использовал. С большим трудом они сели в забитые людьми вагоны и поехали, сами не зная куда. Вместе с ней эвакуировались две ее подружки с детьми, жены летчиков, с которыми она прыгала с парашютами, училась на медсестру - Воскресенская и Осипенко.

На многочисленных остановках Настя выходила из вагона, продавала махорку, если удавалось, белье мужа, и покупала еду. Других средств ни у кого из них не было. На конечной станции надо было пересаживаться в другой состав и ехать дальше. Пока ждали другой поезд, какая-то женщина схватила Людочку и побежала. Настя бросилась вдогонку, отняла дочку, а когда вернулась назад - вещей ее не было, все украли.

Группа подружек лишилась последних средств к  существованию. Сели в угольный вагон, опять битком забитый людьми. Люда заболела ветряной оспой. Когда они вышли на станции села Борское Борского района Куйбышевской области, все были перепачканы угольной пылью, а у девочки были черные нарывы.

Группа женщин с тремя детьми стала жить на вокзале. Сходили в воинскую часть, рассказали, в каком бедственном положении оказались. Там записали их данные, пообещали узнать, где воюют мужья, но помочь чем-либо отказались. Женщины приметили на территории части бобину с канатом и мусорную яму, куда сбрасывали отходы из столовой. Ночью, оставив детей с кем-нибудь на вокзале, подружки проползали под забором, отрезали по куску каната, в котелок набирали очисток из мусорной ямы и тем же путем возвращались обратно.

На вокзале (кто-то из сердобольных дал керогаз и котелок) мыли очистки, перебирали их и варили суп. Куски каната разбирали на нитки, а утром шли на рынок продавать. На вырученные деньги покупали еду детям. А взрослые питались очистками. Сентябрь был холодным, яму стали пересыпать хлоркой. Замерзшими руками женщины отгребали хлорку и запасались очистками, ведь ничего другого было не достать. Как хорошо ни мыли, но хлорный запах все равно проникал в варево.

Как-то к ним подошел военный в форме летчика. Подсел: «Женщины, как же вы живете в таких условиях, да еще с детьми!» Подружки рассказали ему, как все случилось, что у них мужья тоже летчики, но где они воюют, не знают,  без денег на квартиру не пускают.

“Женщины, я лечу на фронт, давайте я запишу фамилии ваших мужей и, может быть, их встречу там".

Воскресенская и Осипенко назвали данные мужей, а Настя все время молчала. Летчик обратился к ней: «Ну, а вы что ж молчите, ведь ваше положение хуже всех, ждете ребенка, давайте я запишу фамилию вашего мужа».

«Фронт большой, где там вы можете их встретить, это нереально», - ответила мама.

Но Воскресенская все же дала данные моего отца. Он все записал, прибыл в часть в Ленинграде и пошел в штаб отрапортовать о прибытии. А в коридоре штаба на стене висит газета, а там портреты двух летчиков и статья, что за мужество и отвагу при выполнении правительственного задания они получили благодарности от высшего командования, от наркома Военно-Морского флота адмирала Кузнецова, а еще от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. Сталина. Сталин лично наградил летчиков В.М. Новикова и Емельянова орденом Красного Знамени.

Прибывший летчик представился командиру и потом рассказал, в каком бедственном положении находится семья Новикова. Вызвали отца, все ему рассказали и, в поощрение за подвиг, разрешили на самолете самому лететь в село Борское, а пока дали телефонограмму в воинскую часть села, чтобы оказали посильную помощь Анастасии Новиковой.

После той встречи с летчиком Настя шла по рынку, продавала нитки. Видит, впереди ей навстречу идет человек, ну очень знакомый. Она чуть пробежит к нему на встречу, остановится и опять пробежит. А в голове: «Кто это, кто?». А он уже бежит к ней, подхватил ее, а она потеряла сознание. Прохожие: «Что случилось?» А он: «Я ее брат, сестру встретил». А у Насти начались роды, на свет появилась я. Это случилось 21 сентября 1942 года.

Брат Вася Трубаев служил в пехоте и в Борском оказался на переформировании.  Через какое-то время должен был опять уйти на фронт. Но как дальше жить Насте с двумя детьми?  Брат Ваня начал искать квартиру. Тогда мало бы кто взял женщину с детьми без средств для жизни. Никому не нужна такая обуза в лихолетье.

После долгого хождения по улицам села, зашел он в дом по улице Крестьянская 8А. Тоже отказ, а на днях ему уже на фронт. И он в горечах достал пистолет и говорит: «Я сейчас вас всех перестреляю (пусть нас простят хозяева этого дома, тяжелое время было для всех россиян). Мне на фронт уходить, а я сестру не могу пристроить». Очень расстроенный, говорил он много, и хозяева согласились, но с условием, чтоб в округе об этом никто не знал.

И Ваня привез сестру в этот дом. Люда была очень спокойная, послушная, а я все время спала. Ваня принес из части много мыла, друзья-товарищи собрали какие-то тряпки на пеленки, еду. Вот только пеленки Насте пришлось сушить своим телом, так как вывешивать их было нельзя. Спали на полу, но и этому была рада. А в воинскую часть Борского пришла телефонограмма, помочь семье Новикова. Посыльный - на вокзал, там сказали, что она родила и теперь живет на улице Крестьянская 8А.

Раздался стук в ворота дома. Вышел хозяин, а там привезли воз дров, говорят, дрова для Новиковой. Хозяин к Насте: «Не может быть такого, наверно ошиблись». Дрова в это время достать было трудно и накладно. Разгружать вышли все, и сразу запрятали их в сарай, уверенные, что произошла ошибка. Через некоторое время - опять воз дров. Здесь Настя расплакалась, наверное, Володя погиб, а они, как бы напоследок, помощь. Опять разгрузили дрова и спрятали, на всякий случай.

Вечером пришел Ваня, хорошо переобмундирован, все на нем новенькое. Принес деньги кое-какие, собрали в его части, чтобы помочь сестре. А он очень грустный, как же сестре жить здесь одной с маленькими детьми?

Володя прилетел в Борское и сразу на вокзал, оттуда в роддом, там ему сказали, где искать жену. Проходящую бабушку спросил, где это. Она ответила, что идет в ту сторону, и он пошел с ней.

 Володя пробежит квартал, оглянется, бабушка отстала, он к ней, и так бегал вперед-назад, пока не дошли до нужной улицы. Подойдя к дому , спросил у хозяев: «Новикова здесь живет?»

«Нет такой и рядом нигде такой нет».

«Может, вы  знаете, она родила недавно ребенка, и еще у нее маленькая девочка?»

«Нет, мы всех кругом знаем, к соседям приехала родственница, но у нее нет детей».

Володя развернулся, куда теперь идти, где искать?!  А Настя в это время мыла полы. Благо Людочка увидела отца и говорит: «Мама, папа идет!» Настя, думая, что Володя погиб: «Замолчи». А Люда заплакала и через слезы: «Мама, папа наш идет». Настя не поверила, взяла таз с грязной водой  и пошла на улицу ее выплеснуть. Через забор увидела спину военного, таз выпал из рук, и она закричала, что было сил: «Володя!!!!»

Какое это было Счастье! Люда повисла у него на шее: «Я же говорила, что папа идет» (Ей было всего 2 года и четыре месяца. А номер дома 8А чуть не сыграл с ними нехорошую шутку).

Брат Ваня, узнав, что Владимир приехал, расплакался от радости и сказал: «Теперь я со спокойным сердцем уйду на фронт».

Владимир перевез семью и подруг жены в село Ичалки в Мордовии. В Ичалках принимали и создавали военные части. Здесь было и летное училище. Им всем дали жилье. А Владимир улетел опять в Ленинград. В начале 1943 года вышел номер газеты, где была статья о летчике В.М. Новикове «Кавалер ордена Отечественной войны».

В бою на штурмовике ИЛ-2 он сбил мессершмитт и штабную машину. Война для него закончилась на Дальнем Востоке. Настя с детьми приехала к нему, где у них родился еще сын. Перед выпиской из роддома сестрички думали, как же братика назвать, а Настя сказала, что только Володей.

Владимир Матвеевич умер в 2000 году, а через 40 дней умерла Настя. Вот такая была Любовь! Брат ее Ваня погиб 3 февраля 1943 года. Брат Вася, командир тяжелой батареи, погиб 19 ноября 1942 года, похоронен в братской могиле на безымянной высоте под Сталинградом.

Брат Гаврюша, летчик-истребитель, погиб, выполняя боевое задание 6 ноября 1943 года под Ленинградом. Был ранен в бою над вражеской территорией, но дотянул самолет до своих, смог посадить машину, сохранив ее, но группа спасения не успела. Он потерял много крови. Похоронен при кладбище возле аэродрома в Ленинграде. Брата Владимира, Михаила, фашисты сожгли в топке паровоза...

Наверно, нет семьи в России, кому фашисты не принесли горе. Будем молиться за наших военных, кто сейчас защищает людей на Украине от фашистов».

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube