архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

Главная к 70-летию Победы Со школьной скамьи - на войну
25.02.2015
Просмотров: 2101, комментариев: 0

Со школьной скамьи - на войну

   В маленьком домике на Молодежной улице села Новое Геранькино проживает ветеран Великой Отечественной войны М.П. Болгова. Несмотря на почтенный возраст, она сохранила хорошую память и смогла в подробностях рассказать нам о двухлетней службе в Красной Армии. И о том, как сложилась мирная жизнь после войны.

- Мария Петровна, Вы родились в Новом Геранькино и здесь провели большую часть жизни. Скажите, среди ваших родственников были такие же долгожители, как вы?

- Могу назвать только маму, которая прожила 88 лет. А отец умер рано: в 28-ом году, когда мне было четыре года, брату два, а сестре не было и года. Я их пережила. Без кормильца семья, конечно, очень бедствовала. Помню, например, что ходила в школу в первую смену, и, возвратившись, отдавала одежду и валенки сестре и брату - они учились во вторую.

- Но Вы, тем не менее, смогли получить среднее образование, причем в военное время...

- У нас в селе была только начальная школа, и около десяти моих одноклассников продолжили учебу в Петровской средней школе. Проживали на квартирах, а на выходные (но не на каждой неделе) родители по очереди на лошадях привозили домой. Мама все силы отдала, чтобы получила образование: из тех, с кем пошла  в Петровскую школу, только я одна получила аттестат. Это произошло в июне 43-го года. Остальные новогеранькинские ребята и девушки оставили учебу раньше: либо получили профессию в ФЗО (профтехучилищах), либо пошли на работу в колхоз.

- А Вы?

- Меня взяли делопроизводителем в райсобес Петровского района. Проработала там всего месяц. Как только в июле исполнилось девятнадцать, принесли повестку из райвоенкомата. Вместе со мной призвали двух подруг-односельчанок: А.В. Карлову и А.И. Суворову. В Кряже формировался 1863-ий зенитно-артиллерийский полк ПВО, куда мы и были зачислены. Я - в пятую батарею второго дивизиона. Потом отвезли нас на Красную Глинку, где проходило обучение.

- В чем оно заключалось?

- Оно началось не сразу. Выгрузились в чистом поле, где нужно было вначале обустраиваться. В первые дни вообще спали под открытым небом, ведь стояло лето. Вокруг были луга, новобранцы скашивали траву, и из сена делали шалаши. А уже затем построили землянки. Ходили в одежде, которую взяли из дома. Обмундирование выдали только через два месяца, когда отправили на фронт. До отправки успели изучить устав службы, устройство винтовки, автомата, телефона, противогаза. Ходили на стрельбище. Нас также учили по силуэтам определять типы немецких самолетов.

- На какой фронт Вас отправили?

- На Карельский, в Заполярье. До Мурманска добирались по железной дороге, потом через Кольский залив - в сторону Норвегии. С аэродромов этой страны, окуппированной Германией, осуществлялись налеты на Мурманск и военную базу Полярный. Зенитные батареи нашего полка и стали отражать полеты немецкой авиации.

- Условия несения службы были, наверное, очень тяжелыми? Север...

- ... Тундра, небольшие лесочки. Вокруг сопки, озера. Зимой очень холодно. Летом земля оттаивала, превращаясь в болота. Особенно плохо было вначале, зимой 1943-44 года. Нам ведь пришлось опять делать самим землянки. Представьте, какие неудобства испытывали женщины, если даже нормально помыться и постирать зимой было негде. Только на второй год службы солдаты срубили баню, куда по очереди стали ходить и мужчины, и женщины.

- Много ли было полетов немецкой авиации?

- Были, и тогда в любое время суток, чаще ночью, поднимались по тревоге. Вначале в нашей батарее было четыре зенитных 85-миллиметровых орудия, соответственно было четыре огневых взвода. В этих взводах - только мужчины. Мы, девушки, входили во взвод управления, связи и разведки. Посты наши - в стороне от батарей. На каждом - разведчик и телефонист. Разведчик наблюдает за небом, телефонист передает данные огневым взводам. Зенитки бьют. Так, если коротко, действует батарея.

- Удавалось ли вражеским самолетам прорываться через огонь?

- Редко. Немецким летчикам тоже не хотелось гибнуть. При плотном огне они разворачивались назад. Кроме этого, за ними охотились наши истребители. Во второй половине 44-го и начале 45-го года полетов стало значительно меньше. Последний, я хорошо это запомнила, был 23 февраля 45-го года, в день Красной Армии.  И в конце апреля наш полк из Заполярья отправили на китайскую границу.

- Там тоже были военные действия?

- Полк в них не участвовал. Мы просто стояли недалеко от Читы. Было лето. Службу несли в обустроенных казармах. А в начале сентября война закончилась. В конце октября я уже была дома.

- Кто Вас встретил?

- Мама и сестра. Брат продолжал военную службу, на которую его призвали так же, как и меня, в 43-ем году.

- Куда пошли работать?

- В Петровский райсобес, откуда я была уволена при мобилизации. Меня приняли на прежнюю должность делопроизводителя. Вскоре перевели на должность инструктора отдела соцобеспечения, а уволилась по собственному желанию в 53-ем году уже с должности бухгалтера.

- Почему же прервалась карьера в райсобесе?

- Младшая сестра уехала в г. Ташкент, вышла там замуж и меня позвала. Жила на съемной квартире, работала счетоводом-кассиром в жилкомхозе. Вышла замуж за грека.

-?

- Обрусевшего. Он был родом с Кавказа. Родилась дочь. Девочка стала часто болеть, и врачи посоветовали поменять климат. Договорились с мужем, что и он через некоторое время уволится с работы и приедет к нам в Н-Геранькино. А он не приехал. Правда, алименты потом стал перечислять. Но растить дочь мне пришлось одной. Мама меня жалела: "Ты мою жизнь повторяешь".

Дочь выросла, вышла замуж и живет сейчас в г. Воскресенске.

- Где Вам пришлось работать после возвращения на малую родину?

- Сначала в райсобесе, куда мня снова приняли. Но в 60-ом году Петровский район ликвидировали. Мне предложили поехать либо в К-Черкассы, либо в Борское. Но мама сказала: "Я со своей печи не слезу". И последние двадцать лет я проработала в колхозе "Путь Ленина". Начинала экономкой (приемщицей молока), а закончила зоотехником.

                            ***

О трудолюбии Марии Петровны свидетельствует множество почетных грамот, которые мы просмотрели. А затем она надела кофту с наградами, которые ей вручили в Петровском военкомате вскоре после окончания войны: "За победу над Германией", "За победу над Японией", "За оборону Заполярья".

 

Владимир ЦИЦОРИН

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube