Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Бог одарил долголетием
Несколько последних лет этот приземистый деревянный домик, скрытый от изнуряющего зноя тенью разлапистых соседских деревьев, ведет свою особенную, дачную жизнь. Стоит земле напитаться весенней влагой, как сразу появляются его обитатели, чтобы здесь отдыхать и работать.
Этого момента каждый раз с нетерпением ждет 103-летняя хозяйка домика в Соковнинке - Просковья Георгиевна Поливанова. Теперь она постоянно живет в двухкомнатной квартире вместе с сыном Алексеем Николаевичем и снохой Любовью Васильевной в Кинель-Черкассах. Глядя в окно в чужом краю на заснеженные улицы, баба Паша проговаривает как молитву одни и те же слова: "Господи, скорее тепло - в деревню уехали бы".
Если еще два года назад она с посторонней помощью могла прогуливаться по двору, то после перелома шейки бедра, который сросся через два с половиной месяца, врачи запретили ей ходить. Бог наделил женщину крепким здоровьем и до сегодняшнего дня - ясным умом и хорошей памятью. Никогда в жизни она не пила лекарств. Первую операцию, на глаза, перенесла в 85 лет, и в тот же день ее отпустили домой. Под скальпель хирурга пришлось лечь в 100 лет. Тогда Марат Шарапов удалил великовозрастной пациентке аппендикс и сделал операцию на желчном пузыре. И что вы думаете? Уже на следующие сутки прооперированная встала с постели.
Мы застали Просковью Георгиевну в окружении правнуков - семилетней Насти и восьмилетней Кати. Они родные сестренки. Тоже с родителями живут в Кинель-Черкассах, а летние каникулы проводят на даче в Соковнинке. Пока их бабушка Любовь Васильевна пекла на кухне блины, девочки внимательно слушали нашу с бабой Пашей беседу, которая в конце концов свелась к вопросу о секрете долголетия.
- Нет у меня секретов.
Но Катя поспешила добавить:
- Бог так ее одарил. А еще баба Паша всегда говорит, что нужно много работать.
Трудилась Просковья Георгиевна много и с душой. Окончила всего один класс начальной школы: научилась читать-писать да и ладно. С восьми лет мать посадила Пашу за прялку, которая и по сей день сохранилась, коротает свой век в амбаре. Потом научилась маленькая хозяйка холсты ткать. Вязала и шила на всю семью, где было пять братьев и две сестренки. С 15 лет, как и все деревенские, пошла в местный колхоз "Труд" на разные работы. Трудилась Просковья там, "куда пошлют". Только в 76 лет решила уйти на пенсию, да и то, когда бригадир из жалости настоял: "Хватит тебе, Просковья Георгиевна. Уже и отдохнуть пора..."
Долгими казались женщине зимние дни, когда не надо было никуда спешить. Тогда вспоминала она супруга своего, Николая Васильевича, без которого жила без малого тридцать лет. С тяжелой болезнью легких вернулся он с фронта, да так и не справившись с ней, отдал Богу душу в 1956-ом. Тогда младшему сынишке Поливановых, Алеше, не было и трех лет. Старшему, Александру, шел семнадцатый год. Перед его появлением в 1940-ом умер первенец Алексей в возрасте восьми лет.
Мужа своего Просковья Георгиевна очень любила. Красив был Николай Васильевич, характера спокойного и на любую работу мастер. После рождения первого ребенка родители помогли купить маленький домишко, к которому сделали бревенчатый пристрой. Как полагается, обзавелись коровой и всякой другой живностью. Обрабатывали огород на двадцати пяти сотках.
Возмужали сыновья Поливановых без отца. Александр Николаевич всю жизнь трудился в сельском хозяйстве механизатором, сегодня с супругой Валентиной Алексеевной проживают в с.Алексеевке, что под Самарой. Алексей Николаевич работал на экскаваторе, до 1994 года с семьей жил в г. Ленинабаде.
Все внуки Просковьи Георгиевны (их четверо) с золотыми и серебряными медалями закончили общеобразовательные школы, в последствии получили красные дипломы высших учебных заведений.
Внук Александр окончил сельскохозяйственную Академию, его родная сестра Ольга - плановый институт. За плечами внуков Алексея и Сергея аэрокосмический университет - оба брата работают в "Самаранефтегазе".
Правнучка Просковьи Георгиевны, Юля (дочь Александра), является студенткой первого курса планового института. Еще две правнучки (дочки Алексея, о которых мы упоминали в начале), учатся в школе на одни пятерки и уверенно заявляют, что не хотят отставать в учебе от своих родителей. Девочки проявляют природные таланты и в других сферах. Катя, например, уже два года выступает по местному телевидению в Кинель-Черкассах в качестве ведущей детско-юношеской студии "Зеркало", хорошо поет, в этом году ее запишут в музыкальную школу. Вместе с сестренкой Настей они посещают гимнастические занятия. Настя замечательно рисует.
Их бабушка Любовь Васильевна считает, что выдающиеся способности внуков и правнуков - ничто иное как "работа" генов. Несмотря на отсутствие образования Просковья Георгиевна всегда отличалась грамотной речью и рассудительностью, а еще - гостеприимством. Как она всегда ждала своих! И они ее не забывали: когда выходные, праздники, каникулы, отпуска - в Соковнинку, на свежий воздух, рыбалку, огород.
Любовь Васильевна вспоминает, как еще лет десять назад встречала их Просковья Георгиевна. Если в сказках бывает скатерть-самобранка, то ни в какое сравнение с ней не идет деревенская чудо-печь. Гости еще сон сладкий видят, а у бабы Паши с пяти утра руки в муке. Домочадцы только глаза протерли, а стол уже ломится от кушаний: курник, пироги, каша, картошечка тушеная, высокая стопка маслянистых блинчиков. Все внуки и правнуки, не говоря уже о детях выросли на бабушкиной еде...
Присоединившаяся к нашей беседе Ольга Дмитриевна Гаврилова, социальный работник, которая раньше обслуживала Просковью Георгиевну, рассказывала нам о знаменитом поливановском яблочном чае. Баба Паша всегда пила только его. Мешками на сухофрукты шли наливные яблочки со своего огорода. К резке фруктов подключались все родственники. Потом аппетитные дольки сушились во дворе на простынях под палящем солнцем. Близкие тоже крепко "подсели" на фруктовый чай.
Сегодня дни Просковьи Георгиевны, как близнецы, похожи один на другой. Она внимательно слушает телевизор, особенно любит, когда исполняют народные песни. Сама в свое время с удовольствием пела. Ведет разговоры с правнучками, уму-разуму поучает. Те вьются около нее как мотыльки над цветком. Баба Паша всегда в курсе всех семейных событий: кто куда поехал, как спорятся дела на огороде, как прошел день в школе у девчонок. Жалуется иногда, что устает от вынужденного безделья. Я не удержалась, спросила:
- Просковья Георгиевна, чем Вы себя сейчас заняли, если бы силы в руках и ногах были?
Женщина ответила даже не задумываясь:
- Картошку пошла копать...
Татьяна ГОРБУНОВА.