Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Будет реформа
27 января Глава муниципального района Борский Э.В. Ардабьев провел рабочую встречу депутата Государственной Думы РФ, заместителя председателя Комитета ГД по федеральному устройству и местному самоуправлению В.А. Казакова с депутатами Собрания представителей м.р. Борский, главами сельских поселений, руководителями ведущих учреждений района.
В.А. Казаков рассказал, что в настоящее время Комитет Госдумы, Всероссийский совет местного самоуправления, Конгресс муниципальных образований, Центр социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), общественные фонды, выполняя указания Президента России В.В. Путина в Послании Федеральному Собранию, работают над проектом реформирования системы местного самоуправления.
Напомним читателю, что отправной точкой работы стала следующая оценка Президента: "Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня на другой.
Районный уровень практически выхолощен...
Кроме того, местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой.
Обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального собрания, Правительству РФ: давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы наконец привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.
Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны".
Далее В.А. Казаков подчеркнул, что власть на местах - это тоже лицо государственной власти. Какое отношение формируется к местным органам - такое отношение в конечном счете и к государственной власти.
Важной задачей текущего момента является оптимизация местного самоуправления, функционирования муниципальных образований.
Чтобы они были в состоянии выполнять свои полномочия, необходимо 5 триллионов рублей из бюджетов всех уровней ежегодно. При нынешних принципах не достает двух триллионов, которые необходимо добрать путем перераспределения и усовершенствования налогов и сборов, в том числе с населения. Необходима, считают эксперты из ИСЭПИ, более четкая и прозрачная модель расщепления налоговых поступлений между бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, проводимая по принципу "один налог или сбор - один бюджет". Новые налоговые пакеты позволят местным бюджетам иметь развивающий характер.
Наряду с увеличением финансово-экономических средств для осуществления полномочий органами местного самоуправления будет оптимизирован и контроль за их деятельностью.
Принципиальные изменения предлагаются в части организационного устройства органов местного самоуправления.
Например, предлагается назначение губернаторами мэров городов и глав муниципальных образований, обязав их при этом периодически отчитываться перед населением. Действующая модель возлагает ответственность за показатели развития регионов на губернаторов, а возможностей спросить или потребовать у них недостаточно.
Члены рабочей группы по подготовке реформы, анализируя практический опыт, пришли также к выводу, что главы муниципальных образований должны обладать и исполнительно-распорядительными функциями.
Новым видом муниципальных образований могут стать городские агломерации (столицы субъектов и крупные города). Мэры их также будут назначаться по согласованию с депутатами гордумы, а те, в свою очередь, будут избираться не прямым голосованием, а из числа наиболее авторитетных представителей внутриагломерационных образований.
Представительный орган муниципального района также предлагается формировать из делегированных представителей - депутатов сельских поселений. То есть прямые выборы могут остаться только на уровне сельских поселений. Правда, сказал В.А. Казаков, население имеет решающий голос и может самостоятельно выбрать для себя способ: либо самому избирать главу, либо довериться выбору губернатора. Такой ответ был дан после уточняющих вопросов и замечаний со стороны депутата районного Собрания представителей А.В. Баранова и директора государственного образовательного учреждения "Образовательный Центр "Борская средняя школа №1" В.И. Бердниковой.
Оптимизация территориальных основ местного самоуправления также актуальна. Как отмечают авторы проекта из ИСЭПИ, не факт, что каждый муниципальный район станет новым административным районом.
Уже на последних минутах глава Новокутулукского сельского поселения А.П. Темлянцев спросил, не предполагает ли реформа увеличение штатов в сельских поселениях, так как приходится выполнять множество полномочий в одном лице. Вряд ли, - последовал ответ. Скорее, процесс пойдет в обратную сторону - в сторону сокращения (укрупнения) поселений и штатов.
Если имеются конструктивные замечания, предложения, можно отправить их на Охотный ряд В.А. Казакову. Он доведет информацию до сведения рабочей группы и комитета Госдумы.
В завершение депутат сказал о непростой в настоящее время ситуации. Государству важно сохранить и демократические достижения и укрепить силу как условие целостности и процветания.
Законы о реформировании местного самоуправления Госдума примет до конца весенней сессии, а до середины 2015 года новая система должна уже полностью работать.
Ирина БОЛЬШАКОВА