Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Династия
Так уж повелось, что самые прочные династические цепочки складываются среди тружеников лесного хозяйства.
Человек, выросший среди природных красот и с детства вобравший в себя чистоту лесного воздуха, уже не может поменять их на городскую суету. Так считает и Дмитрий Гульдеров, молодой госинспектор Борского участкового лесничества, продолживший дело своего прадеда, деда, отца...
Первым звеном в этой цепочке стал В.П. Гульдеров. Его, офицера из зажиточной крестьянской семьи, участника гражданской войны, сослали в глухой лесной поселок Комсомольский Куйбышевской области в 30-х годах. Приехал Василий Петрович на новое место жительства с семьей. Как грамотного человека назначили его объездчиком в Мелекесский леспромхоз руководить заготовками леса. В войну призвали на фронт. Ждать его осталась супруга Матрена Ивановна и семеро детей.
Всю работу в лесничестве взвалили на себя женщины и подростки: сажали лес, готовили дрова, собирали бересклет, шишки, желуди. В больших печах жгли уголь для кузниц, делали деготь и смолу для "Волготанкера". Из мочала плели рогожи для лошадей и кули для фронта.
Василий Петрович так и не вернулся с войны. Могила его находится в Ленинградской области.
По стопам отца пошли два сына Сергей и Василий (дед Дмитрия), некоторое время в лесном хозяйстве проработала дочь Анастасия.
Сергей Васильевич, 1933 года рождения, начинал лесником в Заповедном лесничестве Оренбургской области, жил на кордоне Лебяжка. Когда дети пошли в школу, перевелся в поселок Комсомольский. По окончании Бузулукского лесхоза-техникума его назначили на должность мастера.
Василий Васильевич - с 1927 года. Специального образования он не получил, поэтому трудился вначале рабочим в Широковском лесничестве, что в Оренбуржье, переводом ушел в Богатовское, а на пенсию из лесников его провожали из Колтубановского.
Теперь дети Василия Васильевича продолжили путь отца, Анатолий и Валентина (по мужу Камышанская). Она все время работала в Борском лесничестве помощником лесничего, а потом мастером.
У брата Анатолия (отца Дмитрия) два диплома: первый об окончании Бузулукского лесхоза-техникума, второй - Саратовского сельскохозяйственного института, лесного отделения. Пришел Анатолий Васильевич на должность мастера в Широковское лесничество. Через пять лет перевелся в Богатовское, где до 1996 года был помощником лесничего. После чего уволился по семейным обстоятельствам и три года находился в свободном плавании - занимался предпринимательством. Выписывал и заготовлял лес, перерабатывал древесину. Когда в 1999-ом предложили место лесничего в Комсомольском лесничестве, согласился. Оно было организовано в 1948 году путем объединения части Краснозорькинского и Державинского лесничеств. Оно и сегодня единственное в бору лесничество, находящееся на территории двух областей, Самарской (здесь располагается здание конторы) и Оренбургской.
Когда Анатолий Васильевич вник в деятельность лесничества, понял, насколько сложная здесь ситуация. Хозяйство терпело убытки в течение последних семи лет. С развалом союза финансирование сократилось, прекратились поставки техники и инвентаря. Не было даже запчастей, чтобы поддерживать более-менее в приличном состоянии старую.
Собственных денежных средств не хватало. Если в советское время древесину всегда покупали колхозы, совхозы, ПМК, "Межколхозстрой", то с их повальным банкротством брать лес стало некому.
Но нужно было как-то выживать, и Анатолий Васильевич решился на шаг, который мог стоить ему увольнения. Он пригласил двух частных предпринимателей с пилорамами из Борского и Подсолнечного. Теперь лесничество продавало им лес, а те перерабатывали и тоже продавали. Выгодно было обеим сторонам. Хозяйство стало получать прибыль, что позволило ему развиваться, а сотрудникам иметь к маленьким зарплатам дополнительный заработок. Были открыты новые рабочие места. Прекратилась утечка кадров. Удалось наладить дисциплину. Тогда в штате было 23 постоянных работника.
Проблему с нехваткой техники Анатолий Васильевич тоже решил по своему: пригнал собственную, которую приобрел, будучи предпринимателем. Так в лесничестве появились два колесных трактора, две грузовые машины и пара бензопил. "Не будет у государства - не будет у нас" - так рассуждал новоиспеченный лесничий. Дела пошли в гору...
- Когда в январе 2008 года Бузулукский бор получил статус национального парка, все лесничества, расположенные в его границах, стали участковыми - рассказывает Анатолий Васильевич.
В это время произошло сокращение штатных работников до пяти человек. Моя должность как руководителя теперь называется "мастер", остальные - государственные инспектора. За нами оставили охрану леса от самовольных порубок, браконьерства, пожаров. Ведем работу по экологическому просвещению, оказываем рекреационные услуги, чтобы туристы могли с комфортом отдохнуть.
С лесничеств сняли лесозаготовительную функцию. Администрация нацпарка может только заключать с населением и юридическими лицами договора купли-продажи сухостойного леса и валежника...
Крайний в "лесной" династии Гульдеровых - Дмитрий Анатольевич. В Комсомольское лесничество пришел в 2003-ем лесорубом, будучи еще студентом 4-ого курса Бузулукского лесхоза-техникума. Потом служба в армии. Через неделю после "дембеля" снова в лесное хозяйство, только уже на должность мастера. С образованием нацпарка Дмитрий стал государственным инспектором. О своем выборе не жалеет.
Благодаря энтузиазму таких вот парней сегодня оборудуются места отдыха в живописнейших местах парка. Еще в мае этого года Дмитрий сопровождал нас в поездке на озеро Моховое. Показал строящиеся здесь своими силами домики для туристов.
Влюбленного в родные края Дмитрия всегда возмущало варварское отношение к природе. Во время патрулирования территории лесничества (общая площадь 8,5 тыс. га) приходится снимать много силков и капканов на куницу, барсука, кабана, а из водоемов - озера Мохового, в впадающего в него ручья и реки Черталык - выуживать браконьерские сети. Зимой нередки погони на снегоходах за нарушителями спокойствия...
Наша беседа с Анатолием Васильевичем и его сыном Дмитрием проходила в доме Гульдеровых в п. Комсомольский. На стене обращали на себя внимание заметно спешащие часы.
- Они не спешат, - поправил меня Дмитрий - У нас контора администрации парка находится в Оренбургской области. Приходится под них подстраиваться. Еще местные ребятишки посещают школу и садик в Могутово, которое тоже на Оренбургской стороне. Но спать ложимся по самарскому времени...
Татьяна ГОРБУНОВА.
то то я смотрю нагнал своей техники одни джипы чего стоят на 18 тыс зарплаты набрал долго копил
кто завидует пусть завидует молча он больше сделал для населения п.Комсомольский привел его в порядок провел водопровод за свой счёт а машины какие покупает вас недолжно волновать копите да покупайте тоже хотя свашими фенансами вы долго будете копить на такие такшто ротик прикрой ка и завидой молча и красиво жить не запретиш ни кому