архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама

Главная Общество Главным предметом в школе считаю физкультуру
17.09.2014
Просмотров: 1553, комментариев: 0

Главным предметом в школе считаю физкультуру

   Десятого сентября мы рассказали о педагоге Борской средней общеобразовательной школы №2 Н.А. Черниковой, ученица которой стала призером областной олимпиады по предмету мировая художественная культура. Сегодня предлагаем беседу с другим замечательным педагогом из Петровской средней общеобразовательной школы - Л.А. Горловой. Ее ученик стал призером областной олимпиады по физической культуре.

   Мы беседуем с Ларисой Александровной в ее маленьком кабинете, в котором на шкафу стоят два десятка спортивных кубков, завоеванных ее воспитанниками на различных соревнованиях. Подобные коллекции есть во всех школах. Но меня учитель Горлова в первую очередь поразила тем, что продолжает преподавать физкультуру, имея 46 лет(!) трудового педагогического стажа. Причем, все время - только в одной школе, куда приехала работать в далеком 68-ом году. Кроме этого, она по совместительству еще и тренер Борской детско-юношеской спортивной школы. В марте нынешнего года журнал Самарской области "Первый" посвятил ей одну из статей, назвав сельского педагога "настоящим трудоголиком". Лариса Александровна относит себя к числу счастливых женщин: "Для счастья мне достаточно каждый день видеть сверкающие глаза детей, их неугомонность, желание общаться со мной. Если ученики здоровы, счастливы и улыбаются - это главная награда для учителя физкультуры".

       Совет отца

Традиционно начинаю разговор с детства и юности, когда начинает формироваться характер, а затем происходит выбор будущей профессии.

- Мои школьные годы прошли на центральном отделении известного и богатого совхоза "Луначарский" под Тольятти. Отец работал в нем главным бухгалтером и экономистом. Он, человек мудрый, повлиял на выбор профессии. Дело в том, что в детстве была болезненным ребенком, и отец мне внушал, что не надо сидеть на скамейке, а больше двигаться - заниматься физкультурой, тогда болячки пройдут. И я записалась в школьные секции волейбола и гимнастики. Ростом небольшая, около сетки была распасующим игроком, стала делать успехи . В общем, полюбила физкультуру и, закончив среднюю школу, поступила на отделение физического воспитания Сызранского педучилища. В 65-ом году был первый набор во вновь открывшееся отделение. Но проучиться довелось в нем только один год, потому что отделение перевели в Тольяттинское педучилище, в котором я и получила диплом учителя.

   Без настоящего спортзала

- Как вы попали в Петровку?

- По распределению. В Борском районе оказалась совершенно случайно. Была возможность устроиться в какую-нибудь из школ в Тольятти, где проходила практику - тогда и в городах не хватало учителей физкультуры. Но почему-то захотелось романтики - уехать от дома подальше. Комиссия предложила Борский район - я и согласилась.

Заведующим РОНО был тогда В.А. Зайцев. Встретил очень приветливо. Спросил: "Хотите работать в Петровке?" Про нее я вообще никогда не слышала. Только когда здесь оказалась, стала понимать, куда попала.

- Что имеете в виду - бытовые условия?

- Не это было главным. Я выросла в селе и умела топить печь. Стала жить вместе с пионервожатой в комнате, где было печное отопление, и нам школа привозила уже расколотые дрова. Меня сильнее огорчило другое: что не было нормальных условий для проведения уроков физкультуры. Школа располагалась в двух деревянных зданиях, и под спортзал был отведен обычный класс. В нем стояла печь-голландка и несколько снарядов: брусья, конь, мостик, и еще натягивалась волейбольная сетка. Подачу мяча надо было выполнять очень искусно: чтобы он не коснулся низкого потолка. После того, что я видела в школах Тольятти, это не могло меня не огорчить на новом месте работы. Но коллектив оказался хорошим, приняли меня тепло, и начались трудовые будни. Учебная нагрузка была большая, еще я вела секцию легкой атлетики, ходила с учениками в лес.

- А на личную жизнь и отдых время оставалось?

- Почти нет. В кино иногда ходили, а обстановка на танцах в местном клубе мне, если откровенно, не нравилась. Но пионервожатая познакомила меня с А.И. Горловым, который работал тогда механиком в колхозе "Рассвет", и вскоре вышла за него замуж. Так судьба связала меня с Петровкой на всю оставшуюся жизнь.

Когда в Куйбышевском пединституте открылся факультет физвоспитания, получила там диплом о высшем образовании.

   Укрепляет и тело, и дух

- У Вас такой большой трудовой стаж, что можно поинтересоваться: изменилось ли что-либо в преподавании физкультуры за десятки лет?

- В нашей школе существенные изменения произошли сорок лет назад, когда мы перешли в новое здание, построенное по типовому проекту. Появился большой спортзал. Были годы, когда я оставалась единственным преподавателем и нагрузка доходила до 36 часов в неделю. Теперь третий год со мной работает воспитанница борской ДЮСШ, выпускница Поволжской социально-гуманитарной академии И.А. Давыдова, и я стала ее наставником.

Что касается методики преподавания физкультуры, то она достаточно консервативна (что хорошо). В 80-ые годы, правда, проводился в некоторых школах, в том числе нашей, эксперимент, когда уроки физкультуры были выведены за сетку расписания. Предлагалось детям самим выбирать спортивные секции и заниматься в них во второй половине дня - после завершения уроков. Один час в неделю отводился предмету валеология - это теория физической культуры, наука о здоровье.

К счастью, неудачный эксперимент вскоре завершился и физкультуру вернули в школьное расписание. Сбылось и многолетнее пожелание преподавателей нашего предмета и родителей: количество часов в неделю по программе в каждом классе увеличено с двух до трех. И это очень правильно, потому что физкультура - это здоровье детей. Поэтому я и считаю, что она главный предмет в школе. Занятия физкультурой и спортом укрепляют не только тело, но и дух: они прививают и волевые, и нравственные качества. Как известно, многие спортсмены добиваются больших успехов во многих сферах профессиональной деятельности.

- Но Вы еще по совместительству и тренер ДЮСШ. Кого Вы готовите?

- Специализация нашей школы - баскетбол. Она основной "поставщик" для сборной района по этому виду спорта. Я веду после занятий по расписанию секцию баскетбола. Дети разбиваются на три группы: младшая (4-5 классы), средняя (6-8 классы) и старшая (9-11 классы).

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ  ЮНОША

- Вы учитель физкультуры высшей категории, и в текущем учебном году ваша месячная заработная плата увеличится на 6 тысяч рублей. Надбавку Вы будете получать в течение года. Так Вас поощрили за подготовку призера областной олимпиады школьников по физической культуре. Давайте поговорим и об этом. Давно ли стали проводиться олимпиады по физкультуре?

- Мы начали принимать в них участие пять лет назад. Олимпиада состоит из двух этапов: теоретического, на котором участник должен продемонстрировать знания о физиологии человека, истории олимпийского движения, известных спортсменах и т.д. и практического, где требуется показать умения и навыки в гимнастике, легкой атлетике и каком-либо игровом виде спорта. Олимпиады проводятся сначала в школах, потом внутри района, затем в образовательном округе и, наконец, в области. В 2012-2013 учебном году до областного этапа дошел мой ученик Максим Баусов. Но в число призеров он попасть не смог: не хватило нескольких сотых балла. В 2013-2014 учебном году в областном этапе успешно выступил одиннадцатиклассник Максим Лунев и оказался в числе девяти призеров. Он пришел в десятый класс нашей школы из Языковского филиала. Там работает учителем физкультуры его отец В.Н. Лунев, кстати, тоже бывший когда-то моим учеником.  

Еще будучи девятиклассником, Максим участвовал в окружном этапе олимпиады, к которому его готовил отец. Выступил неплохо, наиболее удачно проявил себя в гимнастике. Два года он учился у нас, занимался несколькими видами спорта, входил в сборную команду школьников района по легкой атлетике (был победителем областных соревнований по прыжкам в длину) и баскетболу. У него прекрасные физические данные, хороший рост. Признаюсь, нечасто мне приходилось заниматься с мальчиком, который бы так сильно был увлечен физкультурой и спортом. Он очень целеустремлен.

Региональный этап областной олимпиады проводился в этом году 31 января - 1 февраля. В первый день - в Поволжской социально-гуманитарной академии, во второй - в городском легко-атлетическом манеже. Максим опять очень хорошо проявил  себя в гимнастике, заняв третье место. Но еще нужно было пробежать кросс и показать навыки под баскетбольным щитом. Состав участников был очень сильным, и на первое место, став победителем, вышел мальчик из Тольятти.

- А место, которое Максим занял, как призер, какое?

- Такие результаты не оглашались, а может быть, и  не подсчитывались.

- Как складывается сейчас судьба Максима Лунева?

- В текущем году он принял участие еще в одной олимпиаде, которую проводит Поволжская социально-гуманитарная академия для будущих абитуриентов факультета физкультуры и спорта. Это помогло ему стать студентом этого ВУЗа, и он там учится. Его мечта сбылась.

- И Вас можно поздравить с успехом. Сколько еще собираетесь трудиться?

- Наверное, работаю последний год.

Директор Петровской школы В. Толстова: "Приток молодых педагогов в образование очень важен. И не всем учителям по достижении пенсионного возраста позволяют остаться в школе. Но Лариса Александровна относится к той категории педагогов, которых нельзя отпускать, независимо от того, есть им смена или нет. Этого профессионала мы не первый год уговариваем остаться. Это тот человек, за работу которого и ее результат я никогда не беспокоюсь". (журнал "Первый", №1, март 2014 года).

 

Владимир ЦИЦОРИН.

 

 

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube