архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Общество Горными дорогами Афганистана
МТС - оператор мобильной связи

16.02.2022
Просмотров: 543, комментариев: 0

Горными дорогами Афганистана

 С 2011 года в России отмечается важная дата - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Он был утвержден Федеральным законом «О Днях воинской славы и памятных датах России».

  15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Памятная дата установлена, чтобы напомнить об этом событии, а также в память о более 14 тысячах советских солдат и офицеров, не вернувшихся с афганской войны.

Следует подчеркнуть, что 15 февраля вспоминают не только ветеранов войны в Афганистане, но и других российских военнослужащих, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны.

Со времени Второй мировой войны советские и российские военные участвовали в военных конфликтах в Корее, Вьетнаме, Египте, Мозамбике, Анголе и других странах. Российские военнослужащие направлялись в «горячие точки» республик бывшего СССР, в Югославию, Абхазию, Южную Осетию и Сирию.

Таким образом, эта дата введена в знак памяти о россиянах, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами страны.

Но говоря о Дне памяти воинов-интернационалистов, многие в первую очередь вспоминают о войне в Афганистане, стране, ставшей жестоким и кровопролитным полем боя.

Накануне Дня вывода войск из Афганистана мы встретились с одним из участников афганских событий Андреем Михайловичем Кочергановым.

Все время в пути

Андрей Михайлович родился и вырос в городе Самарканд Узбекской ССР, отсюда же весной 1985 года его призвали в армию. Наш герой - участник Афганской и первой Чеченской войны, но события в Афганистане наиболее сильно врезались в его память.

Тогда их, молодых ребят, только что призванных в ряды Советской армии, направили в учебный центр в Термез, пограничный с Афганистаном город. А после трехмесячного обучения перебросили гарнизон Пули-Хумри, город на се вере Афганистана, центр провинции Баглан, расположившийся на пересечении главных транспортных магистралей. Этот гарнизон был тылом 40-й армии, её арсеналом и бригадой обеспечения армии всем необходимым.

- Служил я в 446-ом отдельном автомобильном батальоне подвоза горючего 59-ой армейской бригады материального обеспечения, или просто 59-я абрмо, - рассказывает Андрей Михайлович. - Это было очень большое соединение автомобильных войск. В него входили четыре автомобильных батальона, один ремонтный, склады с припасами, топливом, запчастями.

Служил я водителем на КАМАЗе. Перевозил топливо и запчасти в разные провинции страны. За время службы успел проехать половину Афганистана. Кабул, Гардез, Газни, Джелалабад, да где я только не был. Постоянного места дислокации у нас не было, всю службу провел в дороге. Один-два дня в части, и дальше в путь.

Жара, песок и пирамидальные тополя

- Афганистан - очень жаркая страна, от жгучего летнего зноя было не спастись. А зимой, когда выпадет снег, то хорошо, если он продержится до обеда. Но здесь очень красиво. Очень много зелени, вокруг пальмы, виноградники и, конечно же, горы.

По горным дорогам передвигаться было непросто, особенно в зимнее время, когда они покрыты льдом. Здесь требовалось максимальное внимание и выносливость. Бывали случаи, водители не справлялись с управлением, срывались в пропасть. Иногда успевали выпрыгнуть из падающей машины, а иногда и нет. Посмотришь вниз, а там машин и техники как спичечных головок.

Вообще, шоферов гибло очень много. Мы передвигались всегда колоннами по 40-60 машин, а колонны - лакомый кусок для «духов». Хоть у нас в колонне было три своих зенитки, нас охранял десант, пехота, часто сопровождали вертолеты, но душманы все равно нападали. Им без разницы, в кого стрелять, они видят, что что-то перевозят, и открывают огонь. В какую машину попадет снаряд - дело случая.

Подбитые, искорёженные и сожжённые машины как можно быстрее сталкивали на обочину, чтобы продолжить движение. За это время «духи» могли успеть поджечь еще несколько машин.

Вдоль дорог громоздились целые свалки такой техники. Если колонна не сдвинется с места, то может потерять почти все машины, пока не прибудет десант с Кабула. Из-за этого водители ездили на новой технике, КамАЗы не «выживали» здесь долго. «Война и мир»

в Афганистане

- По дорогам передвигались не только колонны, но и мирное население. Его, кстати, было очень много. С такими афганцами мы спокойно общались. Часто на дорогах можно было увидеть и колонны наших самосвалов, перевозивших стройматериалы.

В Афганистане не только воевали, но и строили дома, школы, больницы для местных. Война шла с «духами», бандитами, которые стреляли не только в нас, советских военных, но и грабили и убивали мирных жителей.

Передвигаться по дорогам ночью было запрещено, действовал комендантский час. Вечером ставили машины в отстойники, в них же и ночевали. А наутро начиналась стандартная ежедневная процедура, саперы проводили разминирование дороги, снимали мины и фугасы, которые «духи» успевали понаставить за ночь.

Попадались на нашем пути и спокойные места, а были и такие, где легко можно попасть в засаду. Одно из них - Чарикарская «зелёнка», здесь нападали всегда. Вдоль дороги виноградники, отгороженные низкими заборами из глиняных кирпичей.

Виноградный ковер надежно скрывал душманов в своих зарослях, позволяя им спокойно вести обстрел. Понять, откуда стреляли и куда они скрылись, было практические невозможно. «Зелёнку» все колонны старались «пролететь» на большой скорости.

Главная  «дорога жизни»

- Один из важных маршрутов - от Пули-Хумри до Кабула и обратно. Дорога в основном идёт по горам. Самый опасный ее отрезок - перевал Саланг.

Саланг - самый высокий горный перевал в мире, стокилометровая трасса, сжатая горными вершинами, утопающая в облаках и вечных снегах, с трёхкилометровым тоннелем, пробитым в каменной толще Гиндукуша, - соединяет север Афганистана с его столицей. По нему советские войска получали топливо, боеприпасы, продовольствие.

Проезжать по нему опасно не только из-за постоянных засад, но и из-за погодных условий. Высота перевала - почти 4 000 метров, даже в самый разгар лета здесь гололед, любая ошибка при спуске и подъеме может обернуться падением в пропасть.

Дальше - проезд через темный тоннель. Движение по нему было односторонним. Сегодня машины шли в одну сторону, завтра - в другую. В нем нельзя было останавливаться.

Если возникала какая-то техническая неисправность, то сразу же следовало глушить мотор, чтобы не отравиться выхлопными газами. Вентиляция в тоннеле недостаточная. Неисправную машину вытаскивали тягачом наружу.

Вот так в постоянных поездках и пролетели два года службы в Афгане.

 Мирная жизнь

В июле 1987 года для Андрея Михайловича подошло к концу время службы. Впереди ждали родной дом и спокойная жизнь.

В 1999 году он перебрался жить в Борское. Долгие годы занимался привычным для себя трудом - был шофером, да и сейчас не сидит без дела - работает в охране.

На просьбу рассказать, было ли страшно и тяжело на войне, он ответил простыми словами: «Да, конечно, было. Но мы были молодыми, воспринимали все проще, поддерживали друг друга».

Елена Долгих

 

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube