Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Как становятся фермерами
- Максим, расскажи вначале, где родился, учился, работал до того, как вернулся на малую родину?
- Родился в 84-ом году в Н.-Геранькино. Отец работал механизатором в колхозе "Путь Ленина" и СПК "Геранькино", мама и в настоящее время учит детей в начальных классах. В 2001-ом году получил аттестат о среднем образовании в Борской средней общеобразовательной школе №2 и поступил в Самарский государственный технический университет на очное отделение. Факультет назывался так: машиностроение автомобильного транспорта, специальность - "сервис и эксплуатация транспортных средств и силовых агрегатов". Учеба в ВУЗе заняла пять лет.
- Многие студенты сейчас подрабатывают во время учебы...
- Да, и я тоже на четвертом курсе устроился ночным охранником в кафе, а на пятом курсе, когда писал дипломную работу, - продавцом в автосалон.
- Что представляла собою работа в салоне по продаже автомобилей?
- Буквально за день до моего устройства на работу поступила партия корейских автомобилей "Санёнг", и директор поинтересовался, знаком ли с этой маркой. Естественно, я сказал, что об этой модели вообще не слышал - они только-только стали поступать на российский рынок. Тем не менее меня в салон взяли, и пять лет затем я рекламировал и продавал больше всего эту марку. Хотя салон продавал и другие автомобилей: УАЗ, ФИАТ, Крайслер, Додж...
- В салоне был большой штат?
- Достаточно солидный - около ста человек. Салон называется "Эхо", ул. Дзержинского, 52.
- У тебя есть брат Денис. Сколько ему лет? Где учился?
- Он моложе меня на четыре года. Закончил Самарский педагогический университет, физико-математический факультет. На последнем курсе тоже устроился в салон "Эхо", и мы стали работать вместе. Снимали жилье в городе.
- Что заставляло вначале совмещать учебу с работой: материальные проблемы или желание пораньше начать трудовую деятельность?
- И то, и другое. Надо сказать, что зарплата в салоне была достойная, что позволяло сделать некоторые накопления. Но мы не собирались навсегда оставаться в городе. Цель по-прежнему была одна: вернуться в свое село, чтобы с отцом организовать крестьянско-фермерское хозяйство. Так в результате и случилось. Только, к сожалению, несколько раньше, чем планировалось.
- Что имеется в виду?
- Смерть отца. Он умер неожиданно в январе 2010 года - остановилось сердце. Осенью того же года я уволился из салона. А потом, через год, также поступил брат.
- Отец что-нибудь успел сделать, чтобы начать самостоятельно работать на земле?
- Успел. Технику смог купить - трактор, культиваторы, сеялку и т.д. Земли скупил около трехсот гектаров и осенью 2009-го года подготовил часть ее к посеву яровых. Но чтобы провести сев и уборку, мы, конечно, привлекли знакомых механизаторов, поскольку ни у меня, ни у брата большого опыта работы на земле еще не было.
- Что вы посеяли в первый год?
- Подсолнечник, овес, ячмень на общей площади около 150 гектаров. Тем же летом приобрели зерноуборочный комбайн - не новый, конечно, а также второй трактор МТЗ-82. А отец успел раньше купить Т-150. После уборки купили еще и "Кировец". Таким образом, техники у нас пока достаточно.
- Сами-то с братом тоже работаете в поле?
- Конечно. Я провожу на Т-150 боронование, культивацию, на МТЗ-82 - сев. Брат убирал зерновые и подсолнечник комбайном "ДОН".
- А не лучше ли было получить обоим специальное - агрономическое или инженерное - образование в Самарской сельскохозяйственной академии?
- В политехническом я тоже получил хорошее инженерное образование. А брат - он имел тягу к технике с детства. Если бы получили образование в сельхозакадемии, то не было бы того толчка к жизни, который нам дал автомобильный салон.
- Как сложился для вашего хозяйства текущий год? Сколько и чего посеяли, собрали?
- Площадь обрабатываемой пашни достигла 900 гектаров. Примерно 40% ее - это собственность, остальное - аренда у земельных пайщиков. Мы сеяли и убирали озимую пшеницу. Урожайность в этом году невысокая - хватило только на семена. Из яровых лен, ячмень, яровая пшеница, подсолнечник. Но от весенней засухи яровые пострадали, и урожайность оказалась невысокой - на уровне средней по району.
- Привлекаете ли для консультации агронома, поскольку такого образования у вас нет?
- Нет, специально не обращаемся, но консультировались у некоторых опытных фермеров. В частности, у А.А. Алдарова - он как раз агроном по специальности, у А.В. Арискина. Они никогда не отказывают в советах, а также в другой помощи - запчастями, например, могут поделиться. А ближе всего к нам находится А.П. Пашкин, он проживает в Н-Геранькино. Работал управляющим в колхозе, а теперь тоже фермер.
- Где размещается ваша техника? Где ее ремонтируете?
- К сожалению, гаража для нее нет - стоит на улице. А если нужно провести ремонт, то перегоняем к Александру Баусову в Петровку, там есть для этого условия.
- Государственную поддержку вы получили?
- Да, при покупке элитных семян выплачивалась субсидия, она позволила погасить часть понесенных затрат. То же самое - при покупке удобрений.
- А еще какую-нибудь материальную поддержку начинающие фермеры получить могут - в виде грантов, например?
- Мы работаем вдвоем с братом. Но в этом году он тоже зарегистрировался индивидуальным предпринимателем. Это мы сделали специально, чтоб участвовать в программе поддержки начинающих фермеров. Мы собрали необходимые документы, представили их. Но так и не смог нам никто внятно объяснить, почему мы не попали в эту программу. Так и напишите. Поэтому никаких грантов не получали. Мы бы со временем хотели начать заниматься и животноводством.
- А в каком размере оказывается государственная поддержка молодым фермерам?
- Нам говорили, что до 1700 тысяч рублей.
- Наша встреча несколько раз переносилась из-за того, что вы куда-то уезжали. Чтобы еще что-то приобрести. Получилось?
- Да. На днях купили две пропашные сеялки, сейчас их налаживаем. Позвали для этого механизатора, который раньше работал в СПК “Геранькино”.
- Новые сеялки?
- Не совсем. Но в хорошем состоянии. Это лизинговый конфискат. Прежний владелец брал их в кредит, но не смог рассчитаться в установленный срок. Так они к нам попали.
- Последний вопрос. Как складывается ваша личная жизнь?
- Пока ни я, ни брат не женаты. Проживаем с мамой, которую можно считать третьим членом нашего хозяйства.
Владимир ЦИЦОРИН