архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Реклама

Главная Общество Могла бы рассказать о многом...
22.06.2013
Просмотров: 1767, комментариев: 1

Могла бы рассказать о многом...

Сегодня вниманию читателей предлагается уникальный документ - отрывки из воспоминаний
Марии Федоровны Вавиловой (1906-2000г.г.)

Женщина могла бы быть для нас интереснейшим собеседником, если бы мы пораньше обратились к ней с вопросами.

М. Ф. Вавилова - историческая легенда, которая к тому же являлась двоюродной сестрой Героя Советского Союза С.В. Вавилова и В. М. Носкова, знакомого борчанам по работе в прошлом в качестве учителя, директора средней школы №1, заведующего отделом народного образования, заведующего партийным кабинетом Борского райкома КПСС.

У Марии Федоровны, матери двух столь же талантливых детей, было мало свободного времени, так как работа всегда занимала почти полные сутки. Только уже в очень почтенном возрасте (более 90 лет) человек захотел поделиться деталями воспоминаний из своей далекой молодости.

Что-то женщина успела сказать, но больше всего нет...

Эти строчки, что печатаются ниже, являются ценным историческим источником, попавшим к нам благодаря А.В. Носкову - племяннику М.Ф. Вавиловой.

Дороги  моей жизни

Родилась я в 1906 году в селе Борское Бузулукского уезда. Родители мои происходили из бедных многодетных семей, поженились, когда маме едва исполнилось семнадцать, а отцу- восемнадцать.

Работать они нанялись к помещику Прохорову. Он лучшие земли между селами Борское и Богатое засеевал свеклой и подсолнечником, имел два завода - сахарный и маслозавод.

На заработанные деньги родители построили деревянную избу под соломенной крышей. Во дворе поставили сарай плетневый и баню земляную, огородили дом тоже плетнем.

Летом родители занимались сельским хозяйством, зимой отец и дед выжигали древесный уголь в бору. Там им отводились делянки, на которых они делали свои кубы-ямы.

Угля в то время требовалось много: для сельских кузниц, в быту крестьян, так как паровые утюги, самовары разогревались углем.

Нас, детей, было много, трудно было с одеждой, обувью. Приходилось ходить и в лаптях, и в худой одежонке. Порой в школу было не в чем ходить. Зимой на 7 человек было 2-3 пары валенок.

Тогда (в конце XXI - начале XX века) население Борского было по большей части очень бедным, жизнь - убогой. Картина, когда зимой дети ходили в  больших валенках (так как их носили и взрослые люди), с рваной подошвой и соломой, торчащей из дырок, была сплошь и рядом.

Одежду тоже часто носили родительскую.  Дети после двух-трех лет обучения должны были сами зарабатывать деньги, уходя в батраки, няньки к богатым. Да еще надо было помогать родителям. Все - от буханки хлеба до последнего строительного кирпича - крестьяне добывали своим трудом.

Почему назывались Белая церковь и Красная

Думаю, чисто символически, а если поглубже...

В Белой церкви был Благочинный (высшее духовное лицо) и опирался он на крепких мужиков, живших в Тамбовцах,- стариков с длинными бородами.

В Тамбовцах жила и династия Антимоновых, которые называли себя  князьями и ходили по большей части в белых платьях.

В Красной церкви был один поп Петропавлов Николай, а в церковном совете у него были хивинские крестьяне - беднота.

Церковь в то время привлекала много народа, особенно в праздники. Пасха длилась почти 2 месяца (7 недель). На Троицу поп с иконами и крестным ходом выходил на берег реки, где потом были гуляния.

Масленица проходила очень многолюдно.Знать каталась на тройках, в возках, а голытьба в санях-розвальнях, по несколько человек. Праздник проходил очень весело.

Как отдыхала молодежь

Летом популярными были лапта с мячом, городки, чижик, горелки,  козонки. По вечерам сидели на завалинках, скамейках у домов, пели песни, играли.

Зимой тоже было много различных игр - катание с горок на ледянках, скамейках, деревянных коньках и др.

Взрослые парни собирались по 6-8 человек и организовывали вечеринки - приглашали девушек, нанимали баянистов, которых на все Борское было два: Мезенцев и Устин Соколов. Вечерки проводились в домах, где позволяла площадь, например, у Ненашева Володи, у Некрасовых и др. Танцевали подыспань, польку - бабочку, краковяк, вальс, кадриль в четыре пары. Эти вечера длились три-четыре часа, было очень весело и интересно.

Молодежь всегда было трезвой, парни - очень внимательными к девушкам.

Летом молодые люди собирались по вечерам на берегу Самарки и на мосту, где также были игры, танцы, песни.

Школьная жизнь

В школе часто мы проводили вечера самодеятельности с шумовым оркестром (губные гармошки, гребенки, бубны, свирели, ложки).

После выступлений играли в почту, то есть вначале всем раздавались номерки, избирали почтальона, который разносил письма, где указывалось, кто должен сплясать, кто спеть, рассказать басню и т.д.

Одевались тогда просто, не зная модных и красивых вещей. Современной молодежи это даже представить трудно, но душой парни и девушки были очень красивы: добры, уважительны, воспитанны.

 

Создание в Борском потребкооперации

Райпотребсоюз был образован в 1924 году летом. По решению райисполкома было созвано собрание жителей в бывшем доме мельника Мжельского (угол Октябрьской, нынче на месте дома - стоит двухэтажный жилой дом).

Нам, комсомольцам, было поручено оформить зал. Мальчики во главе с Сенокосовым привезли сосновые ветки, а мы, девчата (Овчинникова, Кальянова, Вавилова и др.), помыли полы, сделали зеленые гирлянды, вплели  в них красный материал и декорировали таким образом стены.

С докладом выступал товарищ Ладин - заместитель председателя райисполкома по сельскому хозяйству. В правление потребкооперации были избраны М.Ф. Носков, В.П Вавилов и др. Председателем избрали М.Ф. Носкова.

Работу свою правление начинало в доме Догадина (купца), рядом с этим домом в настоящее время магазины хозтоваров. Потом правление перевели в…(прим.ред. - по тексту не понятно) дом, теперь это двухэтажный дом рядом с военкоматом.

Комсомольцы помогали правлению оформлять карточки, вели другую канцелярскую работу.

 

Лето 1918 года в Борском

Велик и страшен был тот год. Ознаменован первыми социалистическими преобразованиями. У крупного помещика Прохорова, владевшего лучшими землями от Борского до Богатого, государство отняло земли, которые стали раздаваться крестьянам. На него работали по 12-14 часов ежедневно крестьяне из всех близлежащих сел. Платил за работу мизер.

Но получив долгожданные участки земли, крестьяне еще не могли в полную силу работать, так как начиналась гражданская война.

Шло формирование частей Красной Армии, заходили они и в Борское. Встречали их с радостью. По всем улицам расположились конницы с тачанками, полевыми кухнями. Жители топили бани, у кого они были, приглашали красногвардейцев. Армия простояла день и двинулась к вечеру в Оренбуржье.

Повсеместно создавались комитеты бедноты. Отец мой рассказывал, что комитеты снабжали армию подводами, хлебом, то есть мобилизовывали  лошадей и излишки зерна, собирали теплые вещи для бойцов.

Почему малограмотные крестьяне помогали Красной Армии добивать Колчака и Деникина? Потому что на себе испытали все ужасы войны 1914-1917г.г.

Старший брат воевал в рядах Красной Армии до конца Гражданской войны. Пережил предательство Троцкого, который погубил ни за что тысячи солдат. После войны был направлен командованием на учебу в летную школу в г. Липецк,  вступил там в партию. Воевал в Финскую, затем в Великую Отечественную. Получил тяжелые ранения. Награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды.

Летом 1918 года в Борском были и белочехи. Приехали из Самары усмирять революционно настроенных крестьян.

Собрали народ по звону колокола у здания волости, стали требовать построения: кто за большевиков - влево, кто за «хорошую» власть - вправо. Размахивали оружием, угрожали, били.

Народ стал расходиться по домам, игнорируя требования белочехов. Тогда они разгромили школу, арестовали всех, на кого донесли местные предатели, арестовали тех, кто проявлял симпатии к идеям В.И. Ленина, у кого сыновья служили в Красной Армии. Сразу же увели под конвоем арестованных за село и расстреляли.

В школе издевались над учениками и учителями. В Борском объявили военное положение. Расстреливали из пулемета с вышки всех, кто выходил из дома.

 

Первый колхоз

В 1929 году в Борском был образован первый колхоз. Первыми пришли в него Зарубины, Смородиновы, Собольковы, мои родители Федор Поликарпович и Анастасия Федоровна. Отец с матерью отвели на колхозный двор лошаденку с телегой и корову, которых вскоре вернули, когда вышло постановление ЦК ВКП(б) о перегибах в колхозном строительстве.

Колхоз был создан на добровольных началах по решению общего собрания крестьян. Первым председателем был избран товарищ Баскаков. В колхозе было несколько бригад, первую полеводческую возглавила Анастасия Смородинова. Размещалась бригада в конце ул. Д. Бедного, недалеко от нашего дома, поэтому родители в ней и трудились до конца своей жизни.

По окончанию всех полевых работ в колхозе подводились итоги и лучшим работникам вручались премии. В качестве премии мою сестру Елену направили на учебу в пединститут в г. Куйбышев.

 

Начало профессионального пути

Я в 1924 году вступила в комсомол, а в1926 году - в ряды коммунистической партии. В 1922-25 г.г. широко развернулась борьба с неграмотностью. Взрослое крестьянское население было почти всё малограмотным или неграмотным. Для обучения мужчин и женщин создавали избы - читальни, красные уголки, курсы ликвидации неграмотности (ЛИКБЕЗы).

В 1926 году Бузулукский комитет ЛКСМ (Ленинского коммунистического союза молодежи) откомандировал меня в детскую трудовую колонию для беспризорных детей в село Таллы Грачевского района Бузулукского уезда. Это была для меня новая, ответственная, интересная работа.

Часто в любую погоду приходилось возить детей-сирот из Бузулука за 670 км (до колонии). Долгий путь  был сопряжен с опасностями, напряжением сил. Но то была нужная деятельность во имя спасения детей.

Жизнь в колонии протекала интересно. Здесь был большой коллектив учителей, воспитателей. Наряду с обучением большое внимание уделялось трудовому воспитанию.  Имелось подсобное хозяйство, где мальчики с большим удовольствием ухаживали за домашними животными, также работали на огороде. Девочки овладевали техникой шитья на швейных машинках. Шили и штопали для малышей все необходимое.

В колонии я проработала всего год. Меня отозвал Уком комсомола и поручил возглавить уездную пионерскую организацию. С головой я окунулась и в эту работу.

Жизнь кипела: учили вожатых, постоянно бывали в первичных организациях. Помогали нам ученые, педагоги, комсомольские и партийные работники.

Из вожатых впоследствии получилось много замечательных специалистов: литераторов, учителей, военных и др.

В 1931 году Краевая комсомольская конференция избрала меня в состав Пленума, а затем в президиум Крайкома. Сначала работала инструктором, а вскоре возглавила бюро юных пионеров, руководила краевой пионерской организацией.

В крайкоме комсомола нам доверяли, много поручали, но и много, ответственно спрашивали. Приходилось постоянно работать над повышением своего уровня, чтобы соответствовать высоким требованиям.

Круг общения был у нас очень обширный: коллеги из других городов, краев, столицы.

Особенно запомнилось совещание в Москве в 1932 году, проходившее в Доме ученых. Там состоялась встреча с Н.К. Крупской, которая выступила с докладом о коммунистическом воспитании подрастающего поколения, много рассказывала о В.И. Ленине и его любви к детям, в которых он видел будущих строителей коммунизма.

Нам показали впервые кинокартину «Путевка в жизнь», которая напомнила о времени работы в колонии для беспризорников.

Пионерия  Борского

Первый пионерский отряд здесь был создан в 1924 году. Сделать это было поручено Феде Ненашеву, отучившемуся на курсах вожатых в Бузулуке.

С первых же дней создания работа в отряде кипела: военно-спортивные игры, походы, изучение азбуки Морзе, костры с песнями.

Часто на сборы пионеров приходили старые большевики, участники Гражданской войны. Дети очень внимательно их слушали еще и потому, что село Борское в 1918 году являлось передовой линией военных событий.

Праздником были дни, когда пионерам вручались галстуки. Сколько гордости было у ребят, их родителей, которые радовались за своих детей!

Пионерское движение быстро росло, создавались новые отряды. Популярным становилось Тимуровское движение. В числе первых комсомольцев, помогавших создавать Борскую пионерию, были - Леша Блинков, Мария Кальянова, Сережа Ненашев, Клавдия Морозова, Мария Вавилова, Мария Малаева и др.

  Далее записи прерываются, но от родных Марии Федоровны  известно, что после Бузулукского уездного комитета комсомола она работала в областном комитете комсомола (заведовала отделом, в начале тридцатых годов переведена в Москву, где работала на тех должностях, на которые направлял Центральный Комитет ВКП(б).

В числе мест работы - Институт Красной профессуры (нынче МГИМО), институт шелка (секретарем парторганизации).

В 1939 году была зачислена в аспирантуру Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина.

Защита диссертации была назначена на 23 июня 1941 года…

22 июня 1941 года

Воскресенье. С раннего утра ярко светило солнце. Всем хотелось скорее на природу, купаться.

Я с раннего утра сидела за рабочим столом, заканчивая третью главу диссертации. По плану - скоро должна была состояться защита, научный руководитель  К.П. Новицкий торопил. Над столом висел репродуктор - черная воронка.

Вдруг в 12.00 эта черная воронка заговорила. Министр иностранных дел СССР В.М. Молотов выступил с заявлением Правительства. Гитлер вероломно напал на нашу страну.

Все, кто был в доме, как по приказу вышли во двор (в нашем доме проживало более 800 семей слушателей военной академии). Начался быстро митинг. Все понимали, что надо защищать Родину. Прибыл начальник академии, журналисты. В числе прибывших был и поэт Василий Лебедев - Кумач, написавший песню «Вставай, страна огромная!» в этот же день.

На понедельник в пединституте был назначен совет по защите диссертаций, но вместо него проходило совещание с присутствием членов бюро райкома партии. Мужчин призывали в народное ополчение, женщин - направляли на предприятия. Меня направили на завод «Каучук» заместителем парторга. Завод выпускал оборонную продукцию.

Фашистские самолеты пытались прорваться к Москве, чтобы парализовать функционирование заводов, вокзалов, транспортных артерий. Город усиленно оборонялся.

Вокруг завода «Каучук» были быстро созданы укрепленные заграждения, установлены зенитные пушки, пулеметы. Все же дважды на моей бытности было очень опасно. Первый - когда от бомбы выбило стекла в цехах, ранило много рабочих. Второй - бомба упала во двор завода, но не разорвалась, лежала в большой воронке.

К осени налеты фашистов стали происходить по нескольку раз в день. «Тревога - отбой» - звучали почти без перерыва.

К середине октября на завод прибыла комиссия, приказала завод закрыть и на всякий случай подготовить к взрыву.

Ночью меня вызвали в райком и сообщили, что, по указанию секретаря горкома партии Щербакова, (члена Президиума ЦК ВКП(б) женщины и дети должны быть эвакуированы. На машинах райкома нас отвезли на вокзал.

В дороге нам раздали сухие пайки, и первая остановка была в г. Горький. Оттуда нескольких работников горкома вернули в Москву, других эвакуировали глубже в тыл. Я попросила направить меня в Куйбышев. Секретарь обкома товарищ Канунников предложил работу в отделе пропаганды, но я попросилась в Борский райком по семейным обстоятельствам.

В Борском райкоме меня приняли очень хорошо. Оформили на работу в отдел пропаганды заместителем заведующего отделом. В этом качестве работала тогда В. Сыромятникова.

Райком в военную пору являлся штабом, куда ежедневно стекались сводки о работе, продукты, теплые вещи для отправки на фронт. Люди везли все, что только могли.

Колхозы поставляли на фронт лучших лошадей, зерно.

Райком поддерживал с хозяйствами постоянную тесную связь. Рядовые его работники ходили ежедневно пешком в хозяйства, связывались по телефону - вертушке.

Довелось мне проработать и ответственным редактором районной газеты, когда бывший редактор был призван на фронт.

Сводки с фронта мы получали из Куйбышева около 24-х часов, к трем часам отправляли газету в типографию, а утром она доставлялась тепленькая в учреждения и подписчикам.

Печатная машина была старая, крутили ее вручную.

В 1943 году по вызову я вернулась в Москву, где ЦК ВКП(б) направил меня на работу в комитет по делам высшей школы, в отдел лекционной работы. Мне поручен был международный сектор. Мы готовили выступления, проводили их в Колонном зале Дома Союзов.

Работали на передовых рубежах государственной идеологии, можно сказать, круглосуточно. Все сотрудники отдела имели ночные пропуска. В числе наших сотрудников  были поэт В. Сурков, прибывший с фронта, генерал транспортных  войск В.Образцов - отец видного театрального деятеля Сергея Образцова и др.

После войны Мария Федоровна работала в международном отделе ЦК КПСС, курировала Китай и Юго-Восточную Азию. Встречалась со многими государственными деятелями СССР и иностранных государств.

Была персональным пенсионером союзного, как сказали бы сейчас федерального значения.

Материал подготовила  Ирина БОЛЬШАКОВА по воспоминаниям  Марии Федоровны Вавиловой.

 

Комментарии
Дмитрий дмитриевичАндреев
27.06.2013, 06:12

Уважаемая Ирина Большакова . Очень благодарен Вам за данный материял.Большое спасибо Вам за историческую правду, которую сейчас так любят искажать.Большое Вам спасибо.

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube