архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Общество «На братских могилах не ставят крестов»
МТС - оператор мобильной связи

30.08.2012
Просмотров: 2872, комментариев: 1

«На братских могилах не ставят крестов»

«На братских могилах  не ставят крестов»

Через семьдесят лет после гибели отца-фронтовика его сын Е.Ф. Гриднев  узнал о месте захоронения, побывав на братской могиле.
Мы расскажем, как это произошло.

- Евгений Федорович, мы случайно услышали о вашей поездке в Смоленскую область. Как Вы узнали, где именно погиб и похоронен Ваш отец?

- В один из весенних дней нынешнего года мне позвонила дочь Галина, проживающая в п. Новоборский, и сообщила, что в Интернете (на сайте www.obd- memorial.ru - прим.ред.) она нашла фамилию своего деда, моего отца Ф.П. Гриднева с указанием даты гибели.

- Вы пытались ранее установить, где он погиб?

- Делал это неоднократно на протяжении сорока лет после окончания войны, когда еще была жива мать-вдова. В том числе мне в этом пыталась помочь директор нашего краеведческого музея Л.В. Требунских. Но на все запросы из военных архивов ответы приходили неутешительные: точное место захоронения сержанта Гриднева сообщить не можем.

- А в извещении о смерти  что было сообщено?

- В похоронке было написано, что отец погиб около деревни Каменка Смоленской области 21 января 1942 года. Запись была сделана и в Книге памяти Самарской области, которая вышла в 1994-ом году. Дата гибели в ней, как и в похоронке была указана не правильно, что и не позволяло установить место гибели и захоронения. Удивляться этому не приходится. Во время войны  ежедневно гибли сотни тысяч бойцов Красной Армии, и командиры, отправляя извещения родственникам, могли что-то указать неправильно. Но дело даже не в дате, а в том, что в Смоленской области насчитывалось несколько населенных пунктов с названием Каменка. Как в таком случае можно было установить, около какой именно погиб отец? По Книге памяти, он погиб совсем в другом месте.

- Как же тогда удалось выяснить точное место?

- Вот об этом мне и рассказали в городке Велиж, куда я ездил. И подарили книгу "Воинские захоронения Велижского района Смоленской области". В канун 60-летия освобождения этого района от фашистских захватчиков, в апреле-мае 2003 года, поисковые отряды подняли 840 останков советских воинов, обнаружили 65 смертных медальонов, установили 28 фамилий погибших. В их числе оказался и мой отец, после чего он был перезахоронен на одном из братских кладбищ, и фамилия его была внесена в список на сайте, который заинтересовал мою дочь. Она загорелась желанием поехать на могилу деда. Но если ехать на поезде, то придется делать четыре пересадки. Я не стал торопиться и сначала пошел в наш военкомат. Военком П.Р. Гаязов в моем присутствии дозвонился до Велижского военкомата. Сотрудница учреждения пояснила: "На территории нашего района погибло более 50 тысяч военнослужащих, всего насчитывается 58 захоронений - одиночных могил и братских кладбищ. Позвоните мне завтра, и если военнослужащий похоронен на одном из них, я сообщу, где."

На следующий день я уже сам позвонил, и сотрудница прочитала, что она обнаружила в одной из папок: "Гриднев Федор Петрович, 1910 года рождения, уроженец села Тростянка Богатовского района Куйбышевской области, погиб 4 апреля 1942 года. Перезахоронен в братской могиле на воинском захоронении №12 около деревни Нижние Секачи. "Я тут же сказал, что собираюсь приехать в Велиж. "Только сообщите об этом предварительно, чтобы мы смогли Вас встретить, поселить в гостинице," - попрощалась женщина.

- Прежде, чем начать расспрашивать о поездке, спрошу, что Вы знаете об отце, о его гражданской жизни?

- Знаю немного, только со слов матери. Он служил в милиции. Судьба забросила его в Борское, где он в 1935 году женился на моей матери Марии Егоровне Хрущевой. Его переводили в Безенчукский район, а перед войной он опять вернулся в Борское, откуда и был призван на фронт осенью 41-го года. До войны у родителей появилось двое детей: мои сестра и брат (он в детстве умер). Я родился 24 июня 1942 года - похоронка была получена до моего появления на свет. Значит отец подарил мне жизнь, уже наверняка зная, что его вскоре призовут на войну. Счастье, что я дожил до дня, когда мог поклониться его могиле.

- Приходилось ли Вам бывать на родине отца - в Тростянке?

- Не только бывать. По случайности мою жену туда направили работать акушеркой после окончания Борского медучилища, и прожили мы там два года. Родители отца к этому времени умерли, родных братьев и сестер у него не осталось. Проживали в 60-е годы только дальние родственники.

- Теперь о поездке. На чем и с кем Вы отправились в Смоленскую область?

- Я решил поехать на собственном легковом автомобиле. Хотели ко мне присоединиться мои внуки Роман и Максим, но у обоих в мае были экзамены: у одного в академии МВД, у второго - в средней школе. Пришлось ехать одному.

- Сколько времени заняла дорога?

- До Велижа - 1898 км. Поездка в одну сторону занимает 48 часов (с одной ночевкой). Выехал 31-го мая, а 2-го июня в десять вечера был на месте. Устроили меня на ночлег в общежитии сельхозлицея. На следующий день с  мужем сотрудницы военкомата поехали на то братское кладбище, куда я и стремился. Райцентр Велиж находится в 17 км от границы с Белоруссией, а воинское кладбище - в 13 км от Велижа. Захоронение №12 представляет собою несколько братских могил размером 8,0 х 2,3м, огороженных бордюрным камнем. Останки последних воинов, найденных поисковыми отрядами, были сюда свезены и захоронены в мае 2003 года. Всего в могилах упокоились 1154 воина. Фамилии установлены у 146 бойцов. Вряд ли нужно говорить о тех чувствах, которые охватили меня, когда я оказался на земле, в которой лежит мой отец - я не мог, конечно, сдержать слез.

- И все-таки, Евгений Федорович, я спрошу, не осталось ли у вас сомнений в том, что отец похоронен именно там, а не в другом месте?

- Не осталось. На следующий день я встретился с директором Велижской средней школы, который руководил поисковой работой. Он сказал, что фамилии немногих захороненных были установлены в ходе тщательной проверки всех фактов: по жетонам, по наградам, по номерам воинских соединений и другим данным. Только после этого фамилии были опубликованы в печати, распространены на сайте в Интернете.

- А село Каменка, которое упоминалось в похоронке, располагается там же, Вы в нем побывали?

- Да, мы побывали на том месте, где стояла когда-то Каменка. В сотне метрах от братской могилы. В настоящее время такого населенного пункта нет. На месте одного из домов остались лишь две старые яблони . Село постигла участь тысяч подобных "неперспективных" сел и деревень России.

- "На братских могилах не ставят крестов", - это строчка известной песни В. Высоцкого. Вы с собою что-нибудь привезли?

- Я заказал в Борском небольшую мраморную плиту с фотографией отца и с надписью "От детей и внуков". Такие памятные плиты разрешается ставить, не на братские могилы, а рядом. Оставил и венок с надписью: "Героям Великой победы от благодарных потомков".

Прихватил еще и десять бутылок водки. В пятидесяти метрах от захоронения проходит автодорога Велиж-Витебск. Остановил одну из машин, ехала в ней молодежь. Водитель вышел: "Дедуль, тебе что нужно?" Я объяснил: "Ребята, мой отец здесь похоронен. Помяните его, как вернетесь домой." И отдал им три бутылки. Остальную водку с таким же наказом раздал жителям Велижа, с которыми повстречался во время прибытия.

- Сколько времени там пробыли?

- Седьмого июня вернулся. Очень понравились люди, которые в тех краях живут, - очень доброжелательные, простые. Вот один пример. Когда стоял у братской могилы, подъехала "Волга". Вышли из нее водитель и какая-то женщина. Стали вынимать из багажника цветы. Оказалось, что женщина - глава Велижской администрации, и она объезжает все захоронения, расположенные на ее территории, была как раз Троица. Узнав, кто я и откуда, сказала: "Вы зайдите завтра ко мне в администрацию." Я зашел, она поподробнее расспросила о том, как я нашел могилу отца. У нее на столе уже лежала книга с надписью: "На память самарчанам от сотрудников отдела военного комиссариата Смоленской области по Велижскому району. 04.06.2012 год". Я принял книгу, смотрю, в ней какой-то конверт. Говорю: "Вы, наверное, что-то забыли" Она говорит: "Нет, не забыла. Это Вам на обратную дорогу." Я конверт открыл - там пять тысяч рублей.

- И расписались в ведомости о получении материальной помощи?

- В том-то и дело, что никакой ведомости не было, и меня это удивило.

- Понятно, что Вам пришлось потратиться на поездку. А в Борском спонсоры нашлись?

- Материально поддержали меня предприниматель Наиль Азимов, А.А. Синютин и В.В. Долгашев.

Владимир ЦИЦОРИН.
На фото:
1 Ф.П. Гриднев. Довоенная фотография.
2  Воинское захоронение №12 на территории Велижского района Смоленской области. На переднем плане - плита с фотографией и подписью "От детей и внуков".

 

Комментарии
Гость
22.10.2012, 15:33

Очень хороший материал. Спасибо огромное поисковикам!

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube