Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Николай Меркушкин: “Я опираюсь на людей, нацеленных на работу”
- Вы возглавляете Самарскую область более полугода, можно ли вас уже не называть - новый самарский губернатор?
- В работе губернатора есть определенные циклы, которые необходимо пройти, чтобы избавиться от приставки «новый». Во-первых, нужно посмотреть, какие сложности будут в зимний период: как в регионе чистятся дороги, убирается снег. Нужно понять, как обстоят дела весной в половодье. Этот период необходим еще и для того, чтобы глубоко вникнуть в происходящее, в то, как в той или иной ситуации ведут себя люди и особенно власть.
- В Самарской области продолжается подготовка к проведению ЧМ-2018. Уже понятно, что футбольный стадион будет строиться в районе Радиоцентра.
Вопрос по переносу места строительства стадиона чисто экономический?
- Это не столько экономический вопрос. При условии расположения стадиона на стрелке рек возникали риски вплоть до самой возможности принятия игр ЧМ-2018 по футболу. Когда мы стали более плотно изучать этот вопрос со специалистами, то поняли, что не успеем построить стадион на стрелке, учитывая объем работы и расположение рядом с Фрунзенским мостом. Ведь только один мост нужно строить не менее 4-х лет, и это не считая стадиона. Плюс, такая стройка застопорила бы всю центральную часть города, через которую бы шел подвоз материалов. Это бы не понравилось людям.
Помимо этого, надо понимать, что, размещая стадион на стрелке, мы бы затронули набережную с пляжами. Если бы мы там все забетонировали и поставили стадион, то какое же это место для отдыха людей?
- А чем выгодно место в районе Радиоцентра?
- Там можно построить с десяток разных объектов, в основном спортивного назначения: и ледовый дворец, и универсальный спортзал.
- Но это же не означает, что строительство Фрунзенского моста остановится?
- Фрунзенский мост будет строиться - он был запланирован еще в советское время и очень нужен городу. В новом проекте место для строительства моста будет сдвинуто на 150-200 метров.
- А речной порт будет снесен или останется?
- От идеи переноса речного порта никто не отказывался. Сейчас мы рассматриваем эту территорию как место для отдыха людей. Стрелка будет приведена в нормальное состояние к ЧМ-2018.
«ЖКХ в первую очередь должны заниматься муниципальные власти»
- В Самарской области сложилась очень острая ситуация в сфере ЖКХ, хотя вложения в нее довольно велики - примерно в 5 раз больше, чем в Татарстане. Как мы можем выйти из тупика, в котором сейчас находится отрасль?
- В Самарской области, прежде всего, необходимо модернизировать сети, ведь это те узкие места, где постоянно происходят порывы, где теряется много энергии.
Кроме того, нужно установить приборы учета по каждому виду услуги - горячая, холодная вода, отопление. Если это будет сделано, то люди уже больше не смогут перекладывать друг на друга ответственность и будут точно знать, кто и за что платит. Эта работа во многих регионах уже проведена, и в итоге затраты на оплату услуг снижаются где-то на четверть, где-то на треть. Более того, установлены новые виды энергоносителей, более эффективные, есть новые современные котельные, регулирующие градус тепла, который надо подавать в дома или бюджетные учреждения. На этом направлении очень много экономится, особенно в малых городах, поселках.
«Нужно, чтобы деньги не распиливались»
- Вы уже говорили о том, что область должна участвовать в федеральных программах, чтобы получать очень серьезные средства. Что это за программы и почему регион в них не участвовал раньше?
- Регион в них участвовал, но не так, как можно было бы. Бюджетная обеспеченность региона 11 лет назад составляла 250 млрд. рублей. А сейчас мы и 100 млрд. не имеем. В регион нужно ежегодно привлекать по 100 млрд. рублей. Это главная задача, которую я перед собой вижу. Это огромные деньги, ведь даже по федеральным программам в прошлом году и по текущему мы получим 18 млрд. рублей.
Но нужно, чтобы эти 100 млрд. рублей эффективно использовались, не разворовывались, не распиливались... В регионе много теневой экономики сегодня, мы от этого теряем. На этой неделе мы с нефтяниками разбирались, почему у нас по сравнению с другими регионами маленький дорожный фонд, на 4 млрд. меньше, чем в Татарстане. Хотя автомобилей на 200 тыс. больше.
- И соответственно, транспортного налога тоже...
- Да, и заправок тоже больше. Но у нас они по рознице процентов на 30-40 работают «в темную», и от этого дорожный фонд теряет 4 млрд. рублей. А что такое 4 млрд.? Вот скажем, в этом году на новое строительство и реконструкцию дорог было направлено 2,2 млрд., остальные пошли на содержание, текущие ямочные ремонты и т.п. А представьте себе, если бы на реконструкцию и строительство было направлено еще 4 млрд.? Могли бы построить в 3-4 раза больше, соответственно, совсем другая ситуация с дорогами была бы не только в Самаре, но и в Тольятти, в других городах и в селах области.
В ходе реализации нацпроектов выделялись огромные деньги из федерального бюджета. И тот же Татарстан получил на эти цели около 100 млрд. рублей, в том числе за счет льготных кредитных ресурсов. И вложил эти деньги в развитие экономики села, социальной сферы, то есть в жилье, дороги, коммунальные сети, медицинское обслуживание, школы... А Самарская область по нацпроектам получила порядка 5 млрд. рублей. Вы сопоставьте сумму!
К примеру, для того, чтобы в Самарской области подтянуть инфраструктуру, развитие села до уровня сегодняшнего Татарстана, нужно 80 млрд. рублей.
Крупные суммы заложены в федеральной программе «Реконструкция дорожной сети РФ», это очень нужное для нас направление. Мы рассчитываем на будущий год получить 5,5-6 млрд. рублей на эти цели. Если сравнивать, до сих пор в год регион на дороги получал от 1 до 2 млрд. рублей, а это очень мало. Впрочем, такая же ситуация с федеральными программами по ЖКХ, ветхому жилью, жилью для молодых семей. Программ, в которых регион может принять активное участие, всего 189. Я думаю, мы можем активно участвовать как минимум в 120-130 программах.
- С 2013 года Самарская область из доноров перейдет в реципиенты. На что регион может претендовать с учетом нового статуса?
- Если субъект РФ является реципиентом, ему определили софинансирование на уровне 12% - соответственно, 88 % обеспечивает федеральный бюджет. А если ты донор, то федеральный бюджет дает всего около 30% средств, а остальные 70% ты финансируешь сам. То есть у доноров процент софинансирования в ряде федеральных программ выше условно в 2,5 раза, чем у реципиентов. Вот такая зависимость.
Как губернатор я говорю муниципалитетам: наведите порядок, а потом просите денег. А пока не будет ясно, как будут тратиться деньги, у меня рука не поднимется подписать решение о выделении дополнительных средств Самаре, Тольятти, Похвистневу, Жигулевску или Октябрьску. Как только будет выстраиваться эффективная система работы, отношения станут все лучше и лучше.
«Нужно успеть, пока действует льготный период»
- У нас есть проблемы и в сельском хозяйстве. Как вы планируете поддерживать его?
- Я уже говорил, мы упустили значительное время. Когда активно реализовались нацпроекты, области не удалось активно вписаться в процесс развития агропромышленного комплекса. Сейчас же при вступлении в ВТО ситуация осложняется. В целом у нас уже есть понимание, какие проекты можно развивать в сельском хозяйстве для того, чтобы регион был конкурентоспособным и мог кормить не только свое население, но и экспортировать продукцию. Есть 4-5 проектов, как крупных, так и для малого бизнеса, фермерских хозяйств. Но для их реализации необходима существенная государственная поддержка. Подобная схема работы сложилась в сельском хозяйстве практически во всем мире. В России этот показатель находится примерно на уровне 12-15%. В Белоруссии поддержка государства сельскому хозяйству достигла 23-25%. И поэтому уже сейчас наши производители не могут с ними конкурировать. Но, тем не менее, мы намерены поддерживать и реализовывать наши проекты.
- Уже есть какие-то определенные предложения?
- Есть птицеводческий проект. Сейчас для уменьшения стоимости он пересматривается во Внешэкономбанке. Мы всё-таки рассчитываем, что удастся договориться с Мошковичем (генеральный директор ЗАО «Русагро»-прим.ред.) и реализовать очень крупный проект по производству мяса свинины. Это, в свою очередь, позволит реанимировать многие отрасли растениеводства в Самарской области.
Все это необходимо сделать в ближайшие 3-4 года, пока действует льготный период вступления в ВТО, иначе потом будут ездить комиссары и штрафовать за каждый лишний рубль, отданный на поддержку сельского хозяйства.
«Элиты и бизнес несут ответственность за состояние региона»
- В России объявлена решительная борьба с коррупцией. Стоит ли ждать громких дел в Самарской области в отношении бывших или нынешних чиновников?
- Если говорить в целом по стране, то, на мой взгляд, идет очень правильная активная работа. И при этом руководство страны не смотрит ни на какие регалии. Что же касается Самарской области, то я уже говорил о завышении цен в муниципалитетах при проведении госзаказов. Нужно, чтобы в ЖКХ тратилось на 4-5 млрд рублей меньше, а высвобождающиеся средства направлялись на благоустройство, строительство новых школ и медицинских центров. В дорожном строительстве деньги надо тратить более рационально и направлять их на благоустройство: тротуары, озеленение.
Все люди, стоящие у власти, должны поставить перед собой эту задачу, иначе регион так и будет сползать. В рейтинге Минрегиона РФ мы занимаем 26 место, только за один год регион потерял четыре позиции. А в советское время в Приволжском округе мы были первыми, Татарстан отставал от нас на четверть объема экономики. А сегодня они нас опережают на 30%! Такими темпами через 4-5 лет мы вообще превратимся в рядовой регион. Поэтому я всем - элитам, бизнесу, с которым встречаюсь - говорю: вы все несете ответственность за то, что область сегодня находится на 26-м месте.
«Я привык работать с порядочными людьми»
- Умеете ли вы прощать ошибки подчиненных?
- Ошибки я прощаю. А вот с людьми, которые идут на осознанное предательство, играют в игры, я не работаю. Но если, допустим, человек не до конца сориентировался в ситуации, его дезинформировали, направили на путь неистинный - то, понятно, что такие вещи бывают со всеми, их не только можно, а нужно прощать.
- А на каких людей вы опираетесь в работе и в жизни?
- На компетентных, деловых людей, нацеленных на настоящую работу. Поэтому и сейчас подбираю людей, которые, во-первых, хорошо знают свое дело, разбираются в нем, во-вторых - порядочные.
По материалам «Волжской коммуны» . Печатается с сокращениями