архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Реклама

Главная Общество Возрождение сельской церкви

18.11.2015
Просмотров: 948, комментариев: 0

Возрождение сельской церкви

    Идея возрождения храма принадлежала А. И. Алексеевой, которая жила в г. Новокуйбышевске и работала в церковной лавке при  храме Серафима Саровского. В 1999 г.,  приехав на малую родину в очередной раз, Анна Ивановна высказала мысль среди своих подруг и знакомых: «А почему бы в нашем селе не открыть церковь?! Сейчас даже в тюрьмах выделяют места под храмы!»

Память о существовавших в прошлом церквях, деревянной и кирпичной, в родном селе была еще жива. Верующие, ходили в церковь. Православная религиозная организация впервые была создана в селе в 1846 году, с момента построения деревянной церкви во имя Архистратига Божия Михаила.

Благородную идею тут же поддержали сестра, М. И. Косарева,  и подруга, М. Е. Нуждина.  Приняли решение: идти к председателю сельского Совета и просить здание под церковь. А чтобы просьба приобрела более авторитетный вес, собрали подписи сельчан. Нелегкая была задача для людей пенсионного возраста. Протяженность села - 5 километров в длину да километр в ширину. До близлежащих сел - Немчанка и Захаровка по 5 км. Но с Божьей помощью во имя Господа мощную поддержку своих сельчан и жителей прилегающих поселков вдохновители получили. С этим они и пришли к председателю сельского Совета В.М. Прокину.

Он с пониманием отнесся к просьбе пожилых делегатов. Объявили сход граждан, где 5 декабря 1999 г. жители с. Коноваловка, п. Немчанка и п. Захаровка приняли решение об образовании местной православной религиозной организации на территории Коноваловского сельского округа.   Председатель сельского Совета вместе с директором совхоза «Красноармейский» А.Е. Ильиным начали думать о воплощении  в жизнь идеи сельчан. В это время освобождали здание старой школы, где раньше ещё размещались почта, отделение сбербанка, музей,  библиотека. Все складывалось как нельзя лучше. Ведь  здание  это было построено из кирпичей разрушенной когда-то сельской  церкви.  Для того, чтобы земля под школой и здание перешли в собственность прихода, надо было собрать на оформление 15000 рублей.  Из воспоминаний Р.С. Фошиной: «Долго время не тянули, пошли по селу. Собирали деньги четверо: Р.И. Ермакова, М. М. Бралгина, М. Е. Нуждина и я. Было всякое: кто давал с пониманием,  кто  с недоверием, а кто и вовсе не давал. Многие даже и не верили, что церковь в селе будет. Но нужную сумму все-таки собрали».

Уладив все организационные дела на  месте, поехал В.М. Прокин 8 февраля 2000 г. в Самару к Владыке Самарскому и Сызранскому Сергию. В приемной Владыки снял Валерий Михайлович шапку, положил на подоконник. Вышел от Владыки, а шапки нет. Диво дивное! Украли шапку, утащили из самой епархии! В печали, но с радостной вестью вернулся председатель домой. Но вскоре перевели В.М. Прокина на должность директора совхоза. «Вот и думайте… Знать, знак был дан ему своего рода свыше - переменить шапку руководителя», - размышлял позже настоятель храма отец Николай. А на должность председателя перешел А.Е. Ильин. Получается, что они поменялись местами.

19 января 2000г. отец Андрей Кудрявцев, настоятель Сретенского храма с. Борское, окропил святой водой здание под будущий храм.  Встала  серьезная проблема - кто будет настоятелем храма? Идея по кандидатуре будущего настоятеля  возникла у М.Е. Нуждиной и В.И. Тумаевой: «Давайте пригласим помощника плотника совхоза Н.Н. Котина. Он человек набожный, ходит в храм». Посоветовались с  людьми, с отцом Андреем.  Священник взялся сам поговорить с Николаем. «Вот уж тут-то мы начали переживать, волноваться: согласится ли! - вспоминала М.И. Косырева. - А когда о. Андрей пришел с радостной вестью, тут все и завертелось».

22 февраля 2000 года было проведено учредительное собрание местной православной религиозной организации прихода в честь Архистратига Божия Михаила. Архистратиг (по-гречески-верховный военачальник) Михаил-полководец, воевода верных Богу Ангелов, победитель зла, считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Вот уже  более 1000 лет Архангел Михаил является покровителем  земли Русской. Он - один из высших Ангелов, принимающих самое близкое участие в судьбах Церкви.

Название прихода решено было оставить таким, каким оно было с момента построения деревянного храма в 1846 году и освященного престола во имя Архистратига Божия Михаила в 1847 году. Церковным старостой сельчане единогласно выбрали Н. Н. Котина. Все хорошо его знали, уважали за веселый нрав, обходительность. Николай окончил Коноваловскую среднюю школу и к тому времени уже 5 лет проработал в совхозе. 20 марта 2000 года община официально была зарегистрирована в отделе юстиции г. Самара. Отец Борис Якубовский (Благочинный  Отрадненского округа) благословил Николая Котина ездить к о. Андрею в Борский храм на службу и нести послушание алтарника. Николай оказался умницей, все мог делать сам, своими руками: и плотничать, и шить, и в электрике  разобраться.

Переданное КП «Красноармейское» в собственность храма здание бывшей школы требовало большой реконструкции. Понадобилась материальная и физическая помощь  сельчан. Ведь все пришлось начинать с нуля. Оформить здание и землю под церковь документально помогла экономист совхоза Н.А. Приходько. Создалась постоянно действующая инициативная группа. В нее вошли А.И. Алексеева, М.И. Косарева, М.Е. Нуждина, Р.С. Фошина, Т.И. Соболева, А.Д.  Потапова,  А.В. Котина,  А.И. Соболева. Помогали Е.С. Сахарова, Е.И. Родомакина, М.И. Чапурина. Для переделки и благоустройства школьного здания  под храм нужны были деньги, да и немалые. Распределили улицы для сбора денег. Собирать деньги помогали Т.В. Щанькина, Р.И. Ермакова, А.М. Фадеева, М.И. Косарева. Ходили женщины по селу, останавливаясь перед каждой дверью. Пока ждали выхода хозяев, успевали подкрепиться молитвой: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго».

Появились  спонсоры. В.И. Щербаков из Захаровки привез линолеум, доски, трубы, ДВП. Г.И. Гусарова (Есипова)  пожертвовала 50000 рублей, а позднее и 25000 на крышу от всех родных Гусаровой. Председатель колхоза села Языково А.И. Беляков дал 2 мешка муки для просфоры. Глава района А.Е. Баев - в общей сложности 80000 рублей.      

Благо все инструменты по строительству у Николая были свои. Все плотничьи дела делал сам, а женщины только усердно помогали. Так и пошло. Купили отопительный котел, восстановили все трубы под газ.

Интересную историю рассказал сын Марии Егоровны о том, как нанял он специальную машину, привез  домой тяжеленные металлические трубы для личной надобности. И вдруг трубы исчезли. Изумленный сын поспешил к матери: «Мама, а куда делись трубы?». «Не обижайся, сынок. Мы их в церковь отнесли, отопление проводить будем», - ответила мать просто. «Да как же они, пожилые люди, бабушки, могли утащить такую тяжесть!?», - до сих пор удивляется Александр Нуждин.

     Кирпич для котельной привезли с выделенной совхозом фермы второго отделения, где мужчины: Н.М. Сенин, Н.М. Арискин, М.А. Фошин -  сами разобрали бывшую сторожевую избушку. Совхоз выделил трактор. Тракторист Н.М. Арискин работал со всеми наравне. Работа спорилась. Наверху здания работали мужики: Н. Котин да М.А. Фошин, а четыре женщины внизу. Р.И. Ермакова таскала песок, Р.С. Фошина с М.Е. Нуждиной мешали цементный раствор, М.М. Бралгина подавала кирпичи. Работа кипела. С каждым днем здание под храм преображалось до неузнаваемости. Чтобы классной комнате и коридору бывшей школы придать церковный вид, приходилось внутри многое переделывать. Были споры, порой ссоры, но обижаться друг на друга было некогда. Всем хотелось сделать все как можно лучше и быстрее.  Чтобы не тратить время на дорогу домой, приносили  продукты с собой, готовили тут же, в будущей церкви. Поваром была М.М. Бралгина. Трудились во славу Божию не покладая рук. «Ходили как на работу. Очень уставали. А с каким вдохновением и энтузиазмом брались за любую работу! Хоть здоровые, хоть больные. Зато впечатлений на всю оставшуюся жизнь», - рассказывала Р.С. Фошина.

   «Крохами двигались вперед», - говорила М.И. Косарева. Все село помогало в создании сельской церкви: несли посуду, мебель. Помогали и городские церкви. В обмен за иконостас, распятие и престол  собирали по селу картошку, лук, морковь для церкви в честь великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самара. Но самую большую помощь получали от настоятеля церкви Серафима Саровского г. Новокуйбышевска о. Константина. Он даровал  плащаницу, гробницу, большие иконы для иконостаса, лампадки, церковную утварь. «Анна Ивановна  что могла, то и везла из Новокуйбышевска для первого случая: иконы, книги, свечи, которые можно было продать. Организовали лавку. Собирались на молитвы по субботам и воскресеньям,  требы сначала принимала Анна Ивановна, потом передала все мне. Я еще следила за подсвечниками», - рассказывала Р.С. Фошина. Появились  деньги. Каждая копейка шла на строительство.  Привезли из Новокуйбышевска  купол. Помогли перевезти его рабочие совхоза: Н.И. Храмов, Н.Ф. Афанасьев. Директор В.М. Прокин выделил машину, нанял подъемный кран.

 У  батюшки о. Владимира Юдакова из Тростянки была сварка, с её помощью поставили купол и забор.  М.И. Косарева вспоминает, как в автобусе везла семисвечник, масло в 5-литровой бутыли да свечи по 3 и 5 кг сразу. Очень тяжелая ноша для пожилой женщины, но с Божьей помощью и такая задача становилась  посильной. Работа кипела, все дела шли спорно. Торопились успеть сделать все к престольному празднику в честь Михаила Архангела.

21 ноября 2001 года состоялось освещение святого Престола иерейским чином. Освещали престол двое батюшек: иерей Борис Якубовский, Благочинный Отрадненского округа (тогда Коноваловка входила в Отрадненское благочиние), о. Андрей (будущий игумен Ананий (Кудрявцев).  На открытие пригласили хор из храма Сретения Господня из Борского. Начали молебен. Все было торжественно и благочинно.  Временно вели службу приезжие батюшки из Борского и Самары, из  с. Виловатое  Богатовского района. Николай помогал батюшкам до тех пор, пока не был рукоположен. По совету о. Андрея послали Николая Котина учиться в Самару. В 25 лет он поступил в Самарскую Духовную семинарию, в которой проучился 5 лет. Из них полтора года очно и  три с половиной заочно. Работал и учился. 26 ноября 2002 года Николай был рукоположен в дьяконы, а 4 декабря 2002 года - в сан пресвитера. В честь такого события Архиепископ подарил иерею Николаю свою рясу, которую бережно хранит батюшка все эти годы. 

18 декабря 2002 года указом Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия назначен иерей Николай Котин настоятелем прихода в честь Архистратига Михаила. Но первую службу, по просьбе о. Анания, провел в честь празднования Николая Чудотворца в Сретенском храме с. Борское. В Коноваловке  начал службы с 20 декабря 2002 г.  А первую престольную службу провёл в 2003 году на Михалов день. «Два слова сказал, и слезы потекли ручьями. Как было все сложно. Благо поддержали о. Ананий и о. Алексей Агеев», - вспоминает батюшка Николай.

Потянулись к церкви новые люди, стали активно включаться в общую работу. В.И. Тумаева следила за подсвечниками, стирала облачение,  отвечала за библиотеку. А.П. Титова, придя в церковь, приняла все церковное хозяйство под ключ. Для этого была отведена в храме уже специальная комната - церковная лавка.

 Беда была в том, что в  церкви было очень холодно. Приходилось   прихожанам дежурить ночами. Пилили дрова, топили печь. Газа  на отопление не давали, так как не было выделенного на церковь  лимита. Просить газ поехали в г. Отрадный М. Е. Нуждина, А. И. Алексеева, М. И. Косарева, Н. Котин, а повез всех сам председатель сельского Совета А. Е. Ильин. Вошли в кабинет к И.Е. Матюнину, начальнику газового хозяйства, который, увидев столько   людей в своем кабинете, в сердцах обрушился на Андрея Ефимовича: «Что вас тут так много? Ты чего мне бабок привез!? Я сказал, лимита на газ нет!». «А у нас еще и автобус там стоит с прихожанами…», - услышал в ответ.

«В это время М. Е. Нуждина, ничуточки не смущаясь, степенно и спокойно сняла перчатки, платочком вытерла лицо, открыла свой ридикюльчик, достала сверток, аккуратно, не спеша развернула полотенце, вынула  икону «Пресвятой Троицы», подняла над головой и бац на колени перед начальником: «Дайте лимит на газ!» У всех у нас от изумления глаза расширились. Никто такого не ожидал», - рассказывал о. Николай. Иван Ефимович был так  потрясен поступком пожилой женщины, что тут же документы на лимит подписал.  10 лет церковь отапливалась газом, оператором котельной работала В.И. Есипова позже перешли на электроотопление.

С приездом Н.В. Сафоновой и В. Д. Климановой в 2002 году духовная жизнь прихода обновилась. Валентина Дмитриевна начала печь просфоры и была уставщицей. А Нина Васильевна имела высокий голос, пела в духовном хоре в Тольятти.  Так в церковном приходе села появился свой регент, образовался хор, в который вошли Л. Н. Нуждина, М. И. Косарева, Р.С. Фошина.  «Людей, не знавших ноты, учила Нина Васильевна петь и тянуть, сколько надо  по точкам. Разделила на голоса. Мы были как слепые котята, но она умело все объясняла. Ходили на занятия охотно», - вспоминали М.И. Косарева и Р.С. Фошина. А когда батюшка решил проводить Рождественские елки для детей, Нина Васильевна составляла еще и сценарии. Поэтому  очень  переживали все, когда узнали, что Нина Васильевна и Валентина Дмитриевна приняли решение: уйти в монастырь. С тех пор регентом стала Л.Н. Нуждина. В хор пришли Т.С. Литвинова, Д.Е. Сенин, который имел большой опыт церковного пения.  Обязанности уставщицы взяла на себя приехавшая из г. Самара Н.В. Кузина, научившая искусству печь просфоры Г.И. Горбунову.

Не умерла и традиция празднования Рождественских елок. Продолжил батюшка ее с Т.П. Новокрещеновой. Рождественские елки в церковном приходе для православных христиан всегда были радостными событиями. Все село ждало их с особым воодушевлением. Духовный настрой, карнавальные костюмы, нарядная елка - все делало эти события в памяти детей и взрослых запоминающимися надолго. И по традиции в конце праздника дети получали не только хорошее настроение, но и новогодние сладкие подарки. Получали подарки и дети приюта «Полянка» в пос. Новый Кутулук, которых духовно наставлял и опекал батюшка Николай, пока его не закрыли в 2015 г.

Везде успевал и успевает наш батюшка. Немало исколесил он сел по Борскому и Богатовскому районам. Помимо Коноваловки ведет еще службы  в селе Петровка. Да и живет о. Николай не в Коноваловке, а в 5-ти километрах от нее - в п. Немчанка. Выручает батюшку во всем личный транспорт.

Кроме того отец Николай стремится знакомить своих прихожан и со святынями в других местах. Бывали прихожане в селе Съезжее Богатовского района на озере Казанской иконы Пресвятой Богородицы, ездили в Ташлу к иконе «Избавительница от бед»,  прикладывались к мощам Серафима Саровского в Дивеево.

Любит батюшка, чтобы в церковь прихожане шли нарядными, излучая праздник в душе и чистые помыслы. А когда местные ребятишки заходят в храм, чтобы припасть к распятию и поклониться иконам, о. Николай радушно их встречает, расспрашивает об успехах.

А какой порядок и чистота в храме! Все прихожане отмечают в нем особое чувство умиротворения, благости и теплоты.

Постепенно в храм стали возвращаться старинные иконы с прежних разрушенных в лихолетья церквей. Жители села бережно хранили их у себя дома до лучших времен. И эти времена на радость верующим людям настали.

В трудах и заботах степенно потекла православная жизнь прихода. В стенах храма организовали для детей уроки «Основы православной культуры», которые долгое время вела Т. П. Новокрещенова.

Много событий за 15 лет свершилось в сельском приходе. Все здание бывшей школы теперь полностью принадлежит церкви. Прекрасное преображение храма происходило только на пожертвования прихожан, сельчан, земляков, проживающих в иных местах, но не теряющих связь с малой родиной.

А сколько значительных событий произошло в храме за эти годы! Как - то  М.И. Косарева, украшая храм, произнесла: «Может, Владыка когда-нибудь к нам  приедет». И вот чудо свершилось: в 2012 году 30 сентября на праздник «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»  приехал Владыка Отрадненский и Похвистневский Никифор и провел первую литургию архиерейским чином. Встретили Владыку с подобающими почестями, с присущим коноваловской мордве гостеприимством, с хлебом и солью, в мордовских костюмах. Все понравилось Владыке в Коноваловском храме, отметил особую благодать, да вот только на самом храме в то время не было купола. Уезжая, дал Владыка наказ - купол поставить. И снова помчались гонцы во все концы Самарской области собирать деньги на купол. Деньги - то нужны были немалые - 220 тысяч. Сколько волнений и тревог пришлось пережить батюшке Николаю. Но с Божьей помощью с наказом Владыки справились и нужную сумму на новое дело опять  собрали. Купол  заказали в Челябинске. И уже 10 декабря 2012 г.  взметнулись над храмом золоченый купол и крест на радость всему приходу и селу. Умиляясь  красотой купола, народ тут же озадачил батюшку новым подвигом - нужна звонница с колоколами, вспоминали, что разрушенная некогда  церковь имела 5 колоколов, из которых самый большой весил 156 пудов. За 40 верст был слышен звон большого колокола. Анна Петровна, с присущей ей оперативностью, начала собирать деньги на звонницу. Колокола привезли с Украины, где вот уже год как шла гражданская война и начались гонения на православную церковь. А привез их из Киева некий Григорий на средства жителей сел Коноваловка, Немчанка, Захаровка, Борское, города Самара. 

25 сентября 2014 года появился Григорий с семью колоколами весом 145 кг., 71 кг., 65 кг., 58 кг., 31 кг, 11 кг., 5 кг. Радости батюшки и прихожан не было предела. Каждый из  колоколов прослушали на звук. Батюшка с радостью бил в каждый колокол, радуясь, как дитя, издаваемым божественным звукам. Все восхищались, удивлялись и благодарили Царицу Небесную за милость и щедрость, которую проявляет она к нашему храму. Ну не диво ли дивное!? С самой Свято-Успенской  Почаевской лавры!!! Большой колокол несли на ломах четверо  крепких мужчин. Свидетелем такого события была М.И. Косарева, которую батюшка в шутку за глаза прозвал игуменей. Да и есть за что: ни одно событие в храме не остается без ее активного участия. Уехав в Самару на постоянное место жительство, она часто приезжала в храм и подолгу жила в его келье, занимаясь  заботами прихода. В августе 2015г. Мария Ивановна купила  дом и вновь вернулась  в родное село к любимому храму.

 Милостью Божией в юбилейный 2015 год, 12 июня, в честь 15-тилетия возрожденного прихода при правлении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилле, при правящем Епископе Отрадненском и Похвистневском Никифоре заложена звонница. Ковал звонницу кузнец из Борского Аркадий Маслин.

 Стараниями батюшки в нашем храме для богослужения есть все необходимое. Вдохновившись примером Дивеева, установил отец Николай в храме в 2013 году  громкую связь, чтобы транслировать службу на все село: пусть слушает и слышит весь народ. Есть своя трапезная и келья. А убранству нашего храма могут позавидовать церкви и с более ранним годом создания. И ко всему батюшка прикладывал свои «золотые» руки и любящее, преданное Богу  сердце.

Трижды наш храм посетила сама Царица Небесная.

18 апреля 2012 года  в нашем старинном мордовском селе произошло чудесное событие - Крестным ходом пришла на нашу землю Божья Матерь. Жители села задолго до ее появления вышли на Казачью гору. Табынскую Святыню несли казаки Оренбургского казачьего войска. Их сопровождали несколько священников. Старики вспоминали, что когда-то Святыню привозили  на быках. Посещение нашего села неслучайно: многое из истории Коноваловки говорит о тесной  связи местного мордовского населения с казачеством: это и своеобразное песенное творчество мордвы Коноваловки, казачьи костюмы, и не случайно самое высокое место возле села носит название - Казачья гора.   Привнесенные крестным ходом радость и счастье православных сельчан были безграничны. Почитание иконы в народе очень велико. В старину даже были жаркие споры между приходами и селами, потому что всем хотелось, чтобы чудотворная икона побывала у каждого из них.

В нашем храме состоялась вечерняя пасхальным чином служба и молебен с акафистом Пресвятой Богородице, именуемой Табынской. Каждый прихожанин получил возможность трижды приложиться к святому образу со своими просьбами и мольбою. После службы во дворе храма состоялась праздничная трапеза. Угощений хватило на всех. Да и как же иначе! К чудной встрече готовились всем приходом. Все православные были довольны и счастливы. Ночевала Божия Матерь в нашем храме до утра. Спозаранок проводить ее пришло много сельчан. Верующие прошли Крестным ходом вокруг храма и торжественно проводили Матерь Божию в другое село. С грустью и печалью в сердце, со слезами на глазах прощались верующие со святым образом Божий Матери. «Ушла Матерь Божия, и почувствовали себя осиротевшими», - говорили многие.

По решению правления Оренбургского казачьего войска с 2010 года впервые за 90 лет возобновлен Крестный ход с Табынской Иконой Божий Матери по тем местам, где ее ждали и любили. Восстанавливая Крестный ход, казаки определились, что главной задачей Крестного хода будет возрождение духовных традиций служилого казачества, среди которого были представители различных национальностей Урала, Сибири и Поволжья, в том числе и мордовского.

В октябре 2013 года Царица Небесная вновь посетила наш храм. Православные с радостью встретили казаков, совершавших Крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед».    

А в конце июня 2015 года, 29 числа, нас опять посетила Царица Небесная: икону Божий Матери «Умиление» принес странствующий о. Михаил, серб по происхождению, принявший в России монашеский постриг. С благоговением прикладывались прихожане к лику Царицы Небесной, наполняясь неземной благодатью.

Заботами односельчанина И.Ф. Леонтьева в 2013 и 2014 годах на Пасхальную службу доставлялся благодатный огонь прямо из Иерусалима. «И это ли не чудо! Где Коноваловка, а где Иерусалим!» - часто повторял с восторгом  батюшка Николай. С радостными слезами на глазах прикасались прихожане к Великой святыне.

А 3 июня 2015 года в нашем храме побывала икона с частицей мощей и скуфия Святого Великомученика Пантелеимона.  Церковь едва вмещала прихожан.

Гостеприимство православной мордвы нашего села является  особенностью прихода. Душевная простота Н.А. Дмитриевой, ее готовность удобно разместить, создать благоприятные условия путешествующим с иконами, запоминается всем ходокам надолго. Славной щедростью отличаются и наши искусные повара Г.И. Горбунова и Е.И. Кан, которые всегда удивляют гостей и прихожан разнообразием вкусных и сытных блюд.

Сколько Божией благодати было спущено на наш храм  и нашего батюшку за 15 лет! И  подтверждением тому служит награда настоятелю нашего прихода иерею Николаю Котину ко дню Святой Пасхи 20 апреля 2014 года. За усердное служение Церкви Божией по представлению Епископа Отрадненского и Похвистневского Никифора награжден Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом - саном протоиерея. Весь православный народ нашего прихода с особой радость воспринял эту награду. Наш батюшка заслужил ее справедливо. Господь Бог видит его искреннее рвение и старание.

  Родился батюшка на Николу Чудотворца, в честь которого и был назван. Женат, имеет двух сыновей. Матушка Татьяна является хорошей помощницей в его делах. Его родители - выходцы из села Заплавное нашего района, где стоит старинный храм. В детстве мальчик часто ездил к бабушке, которая и приобщила его к Церкви. Прадед о. Николая Алексей был в свое время старостой в церкви в честь Иоанна Предтечи. Дед Стефан пел в церковном хоре. Многие родственники были воцерковлены.

Это удивительный человек, с чистой, отзывчивой душой.  Очень энергичный, уважительный, доброжелательный, жизнерадостный, воспитанный, образованный и оптимист по натуре, несмотря ни на какие трудности. И этим оптимизмом он заражает всех. А потому и дела все в приходе ладятся  и спорятся.

Лучезарный батюшка

                               на селе у нас.

От духовной пустоты он

                             деревню спас.

Строго наставляет, весело

                                        журит,

И за все с любовью всех

                                благодарит.

Конечно, не все было так легко и просто. Сколько откровенных и  злобных клеветников, завистников пришлось встретить и выслушать за это время. Да и как без них!? Бесы тоже не дремлют, всячески пытались и пытаются помешать чистым, светлым и благородным делам. Но правда всегда на стороне богоугодных дел.

В первые 15 лет для батюшки и прихожан выпали самые сложные организационные дела в храме. Рыночные цены менялись стремительно быстро. И только с Божий помощью и искренним рвением прихожан решались самые сложные финансовые проблемы. Для приобретения  необходимого  многое часто брали в долг, а там, где нельзя было брать в долг - оформлял батюшка кредит в банке. А если денег не хватало, прихожане все равно находили выход из положения, батюшку никогда и ни в чем не подводили, поддерживали его всегда и во всем.

Разными путями приходят люди в церковь. У каждого свой путь ко Христу. Следует особо отметить преданных Богу и нашему храму прихожан М.И. Храмову, И.В. Ткаченко, В.А. Щербакову и особо Н.Ф. Тишину, которая с первых дней открытия спешит в храм в любую непогоду и выполняет любое батюшкино поручение.   Радует то, что не только пожилые, но и молодые люди помогают храму и батюшке. Много лет служат послушниками братья Николай и Евгений Толчеевы. «Добросовестные, исполнительные, ответственные люди», - характеризует их отец Николай. Послушником стал и В.Н. Аввакумов, который переехал в наше село из Сибири.

Многими планами  на будущее озадачен батюшка  сегодня- отремонтировать большую трапезную, актовый зал для проведения рождественских елок и организации воскресной православной школы. Помещения для этого в храме есть, но требуют большого капиталовложения.  К 15-летию прихода и в связи с празднованием 1000-летия представления равноапостольного князя Владимира отец Николай установил поклонные кресты в селе  - на Казачьей горе и около кладбища, где будем встречать и начинать Крестный ход. Устанавливать кресты помогали Ф.М. Радаев и В.Ю. Потапов.

За долгие годы разлучения с церковью среди жителей села возникали различные умонастроения, сектантские проявления. Но 15 лет преданного служения батюшки Николая с опорой на немногочисленный приход дали свои результаты. На православной вере стояла и будет стоять Русская земля, наше село и православный народ.

 Таиса Степанова, певчая церковного прихода

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube