архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Главная За возрождение Самарки Одно русло уже пересохло (продолжение)
МТС - оператор мобильной связи

19.11.201312:40
Просмотров: 2513, комментариев: 0

Одно русло уже пересохло (продолжение)

Миннефтепром утвердил «ТЭО» протоколом от 21 августа 1970 года, и рекомендовал направить «ТЭО» на согласование в Минводхоз РСФСР.

В своем заключении по «ТЭО» от 30 декабря 1970 г. Минводхоз РСФСР, подтвердив необходимость первоочередного строительства Сорочинского водохранилища, вместе с тем, потребовал уточнения его параметров на следующей стадии проектирования.

В связи с этим Куйбышевский филиал Гидропроекта выполнил работы по уточнению исходных данных по развитию экономики, водопотребления и водоотведения водохозяйственного комплекса в Бузулукском нефтегазоносном районе. Одновременно были уточнены на основе привлечения дополнительных материалов ресурсы поверхностных и подземных вод.

Министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР, письмом от 13/VII-1971 г. выразил согласие в долевом участии и финансировании строительства Сорочинского водохранилища на р. Самаре, в соответствии с количеством отбираемого на орошение зарегулированного стока, начиная с 1975 года.

Согласно обновленным в техпроекте 1972 г. исходным данным, учитывая неблагоприятные санитарные условия в р. Самаре в Куйбышевской области, увеличены санитарные попуски из Сорочинского водохранилища, а также предусмотрены попуски из него на восполнение связанных с поверхностным стоком подрусловых грунтовых вод, разбираемых на хозяйственно-питьевые нужды населения городов и поселков, а также на нужды животноводства.

В 1972-73 гг. технический проект в целом был согласован с заинтересованными областями, республиканскими и всесоюзными организациями, а также проходил экспертизу Миннефтепрома и рассматривался в институте «Гидропроект» им. С. Я. Жука (г. Москва).

Строительство

Строительство водохранилища было начато в 1976 году, но из-за недостаточного освоения    средств    подрядчиком,    несвоевременной    поставки    гидромеханического оборудования, недостаточного финансирования, а также остановки строительства в 1991-1994 годах не было завершено.

Заказчиком строительства являлось ПО «Оренбургнефть» Миннефтепрома СССР. Генеральный подрядчик - трест «Оренбургводстрой» в дальнейшем ПО «Оренбургводмелиорация».

В сентябре 1988 года решением рабочей комиссии принято ложе водохранилища и дано разрешение на перекрытие прорана р. Самара после пропуска паводка 1989 года.

Уральский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов (Урал НИИВХ г. Свердловск), согласно письму Оренбургского областного комитета по охране природы от 04.07.1990 г., проводит экологическую экспертизу проекта «Сорочинское водохранилище на р. Самара». В 1993 и в 1994 годах Проектно-изыскательский институт «Самарагидропроект» (бывший Куйбышевский филиал института «Гидропроект»), на основе заключений Оренбургского областного комитета по экологии и природным ресурсам производит корректировку Водохозяйственных балансов Сорочинского водохранилища на р. Самара (1845-Т4) 1993 г.

В 1994 году «Самарагидропроект» разрабатывает разделы рабочего проекта Сорочинского водохранилища.

1. Правила эксплуатации (1845-Т5-У) 1994 г.

2.   Прогноз качества воды. Источники загрязнения в зоне водохранилища (1845-Т6) 1994г.

3. Прогноз и системы контроля качества воды (1845-Т7) 1994 г.

4.  Оценка воздействия водохранилища на окружающую среду (ОВОС-1845-Т8) 1994 г.

В 1994 году заключается договор об окончании строительства Сорочинского водохранилища в Оренбургской области между: АО «Оренбургнефть», Комитетом Российской Федерации по водному хозяйству, Администрацией Оренбургской области: АО «Оренбургнефть» передает по состоянию на 1 августа 1994 года, а Комитет Российской Федерации по водному хозяйству принимает на себя функции заказчика по окончанию строительства Сорочинского водохранилища в Оренбургской области. АО «Оренбургнефть» передает денежные средства (остаток долевого участия) на окончание строительства Сорочинского водохранилища. На основании приказа Роскомвода РФ №172 от 26.12.94 года было образовано «Управление эксплуатации Сорочинского водохранилища» (в настоящее время ФГУ «УЭСВ»), на которое возложены функции:

- заказчика на проектно-изыскательские, строительно-монтажные и ремонтно-восстановительные работы,

-  эксплуатации Сорочинского водохранилища, ремонт и содержание сооружений и объектов обеспечивающих работу водохранилища, безаварийный пропуск половодья и паводков.

В 1997 году Администрация Оренбургской области на совещании паводковой комиссии приняла решение:

- наполнить водохранилище до отметки НПУ-101,5 м, в целях проверки надежности работы напорных сооружений гидроузла.

В 1999 году незавершенное строительство Сорочинского водохранилища на реке Самара было внесено в перечень объектов недвижимости и зарегистрировано как Федеральное имущество, оперативное управление которым осуществляет ФГУ УЭСВ.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации зарегистрирован комплекс гидротехнических сооружений «Гидротехнические сооружения Сорочинского водохранилища» и внесен в Российский реестр гидротехнических сооружений 05.07.2001 года, регистрационный код 1 00 56 С 4 14 00 0012.

В 2003 году Главным управлением природных ресурсов и охране окружающей среды МПР России по Оренбургской области была проведена Государственная экологическая экспертиза № МБ -08-09/225 от 04.07.2003, а в 2006 году Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области продлена письмом от 07.03.06 №61/05-09, на весь период строительства объекта.

В 2005 году произведена корректировка рабочего проекта Сорочинского водохранилища ЗАО ПИИ «Гипроводстрой» г. Волгоград. Проведена экспертиза корректировки проекта Сорочинского водохранилища Главгосэкспертизой России г. Москва №155-05/ГГЭ-1637/07 от 18.03.2005 г.

В 2007 году произведена повторная корректировка рабочего проекта строительства Сорочинского водохранилища на реке Самара Оренбургской области. Получено положительное заключение государственной экспертизы проведенной ГУ «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области» 15.10. 2007 г., № 56-1-5-0129-07. Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 12 декабря 2007 года №247 утвержден рабочий проект «Сорочинское водохранилище на р. Самара Оренбургской области

На все гидротехнические объекты Сорочинского водохранилища получены разрешения на ввод в эксплуатацию (март 2009 г.).

В 2009 году разработана «Декларация безопасности гидротехнических сооружений Сорочинского водохранилища на реке Самара Оренбургской области», проведена экспертиза Экспертным центром ФГУП РосНИИВХ, утверждена Ростехнадзором 18.11.2009 г., письмо № НФ-45/3363.

Основное назначение водохранилища:

-  существенно влияет на условия прохождения весенних паводков, значительно снижая причиняемый ущерб от наводнения в нижнем бьефе водохранилища;

-  регулирование стока р. Самара Сорочинским водохранилищем позволяет - увеличить водность реки, обеспечивает необходимые санитарные минимальные среднемесячные расходы летней и зимней межени в маловодные годы обеспеченностью 95% (СанПИН3907-85) на всем протяжении от гидроузла до границы Оренбургской и Самарской областей.

Объем водопотребления на перспективное развитие до 2020 г. прогнозируется в размере 99,06 млн. м3, что в 3 раза больше по сравнению с современным водопользованием.

Объем сброса сточных вод в бассейне равняется 13,05 млн. м3, в водные объекты сбрасывается 8,17 млн. м3, на рельеф местности 4,88 млн. м3. Город Сорочинск, р/ц Тоцкое, г. Бузулук, Оренбургской области, с. Богатое, г. Нефтегорск Самарской области вносят бактериальные и органические загрязнения, должного эффекта от существующих         очистных    сооружений    канализации    недостаточно,    поскольку остаточные загрязнения в стоках после очистки нуждаются в дополнительном разбавлении, которое осуществляет водохранилище, проводя гарантированные попуски.

-    дает возможность организовать зону отдыха для населения г. Сорочинска и прилегающих районов;

Создание   на  территории  области  с  засушливым  климатом  водоёма значительной площади (35,36 км2.) положительно сказалось на микроклимате прилегающей территории, улучшило условия жизни населения и позволило организовать на берегах водохранилища отдых людей;

- позволяет организовать рыболовство. В настоящее время река Самара не имеет промыслового рыбохозяйственного значения. Реки бассейна Самары для целей рыбного хозяйства используются незначительно. Промысловый отлов рыбы, за некоторым исключением, развит недостаточно, хотя определенные возможности для ведения рыбного хозяйства в бассейне имеются, но не используются в полной мере.

Режим использования водных ресурсов

Режим использования водных ресурсов Сорочинского водохранилища разработан на основе водохозяйственных, гидрологических расчетов, опыта эксплуатации водохранилища за прошедший период (1997-2011 гг.) и регламентируется ежеквартальным диспетчерским графиком, разрабатываемым службой эксплуатации водохранилища, согласованным Отделом водных ресурсов по Оренбургской области и утвержденным Нижне-Волжским БВУ.

Режим работы Сорочинского водохранилища предусматривает:

-безопасность гидротехнических сооружений, образующих водохранилище, безопасность населения и сооружений, расположенных в прибрежной зоне верхнего и нижнего бьефов гидроузла;

-обеспечение водой водопользователей, расположенных в бассейне р. Самары ниже водохранилища вплоть до границы с Самарской областью.

Гарантированный попуск из водохранилища при современном потреблении в летний период равен в среднем 5,2 млн. м3 в месяц (2 м3/с), зимой - 2,7 млн. м3 (1,0 м3/с); при перспективном потреблении (2020 г.) - 12,2 млн. м (4,7 м /с) в летний период, в зимний - 3,8 млн. м (1,4 м /с). В гарантированный попуск включены потери воды на фильтрацию через сооружения гидроузла в размере 0,8 млн. м3 в месяц (0,3 м/с).

Отбор воды непосредственно из Сорочинского водохранилища не производится. Все водопотребители обеспечиваются за счет попуска из Сорочинского водохранилища и стока с площади водосбора ниже Сорочинского гидроузла.

Естественный минимальный расход воды 95% обеспеченности: в летний период (май-сентябрь) - 1,42 м /с (3,8 млн. м3 в месяц), зимний (октябрь-апрель) - 1,2 м /с (3,2 млн. м3 в месяц).

Санитарный расход на границе Оренбургской  и Самарской областей составляет в летний период 6,1 м /с (16,3 млн. м3 в месяц), зимой-4,6 м /с (12,3 млн. м3 ).

Эксплуатация водохранилища

В зависимости от сезона года служба эксплуатации выполняет основные задачи:

  В период весеннего половодья и дождевых паводков:

- обеспечивает безаварийный пропуск высоких вод весеннего половодья и дождевых паводков и заполнение до НПУ емкости водохранилища.

  В период летней межени:

- обеспечивает санитарный и гарантированный попуски из водохранилища;

- выполняет ремонт поврежденных гидротехнических сооружений, в конце сезона подготовку сооружений к работе в зимних условиях.

  В период зимней межени:

- обеспечивает сработку водохранилища в соответствии с графиком диспетчерского регулирования стока, в конце периода - подготовку к пропуску высоких вод весеннего половодья и дождевых паводков.

Все сооружения, устройства и другие элементы водохранилища, расположенные в его границах и в пределах водоохранной зоны, должны содержаться в технически работоспособном состоянии.

Наблюдения за гидрологическим режимом водохранилища, техническим состоянием сооружений Соро чинского водохранилища производятся в соответствии с «Правилами эксплуатации» и «Инструкцией по эксплуатации основных сооружений гидроузла”.

Максимальные наблюдаемые сбросные' расходы через Сорочинский гидроузел составили 700,0 м /с:

  10.04.1991 года при отметке верхнего бъефа   -102,13 м,

   11.04.2011 года при отметке верхнего бъефа    - 102,08 м.

Отметка гребня по оси плотины составляет 104,20 м. Из приведённых значений параметров видно, что существует необходимый запас безопасной работы как по расходам сброса водосливной плотины, так и по величине превышения гребня плотины над фактическими, НПУ и ФПУ водохранилища. Вероятность перелива через гребень плотины в обычном эксплуатационном режиме отсутствует. При катастрофических природных (ливни, ураганы) явлениях существует достаточный запас по ёмкости водохранилища и пропускной способности плотины. Однако существуют опасности и риски при совмещении явлений - катастрофический паводок, катастрофический дождь, сильный ветер.

Проблемы:

Весеннее половодье 2011 г. показало, что большие сбросные расходы (не превышающие расчетные для данного гидроузла III класса) вызывают подтопление и затопление нижележащих территорий. На основе анализа прохождения паводка 2011 г. требуется увеличить форсированный уровень с отметки 101,6 до отметки 102,3 м. Рекомендуемый уровень ФПУ должен быть подтвержден проектной организацией и положительным заключением на существующее техническое состояние ГТС по результатам комплексного обследования сооружений.

С момента начала эксплуатации, 1997г., водохранилище до отметки НПУ не наполнялось, за исключением 2011 года. Администрация Сорочинского района письмами в адрес Правительства Оренбургской области, Нижне-Волжского БВУ регулярно обращается с просьбами о не превышении отметки воды в водохранилище свыше 100,0-100,5 м., в связи с подтоплением квартала жилых домов п. Родинский Сорочинского района в послепаводковый период. В связи с этим ежегодно недобирается около 33 млн.м3 воды. В условиях маловодья, с 2005 года (приточность реки в летний - осенний период доходит до 0,6 мЗ/сек), недобор объема серьезно оказывает влияние на гарантированные попуски с водохранилища, которые возможны только по минимальному пределу равному 1,8 мЗ/сек. Решение вопроса - вынос жилых домов из зоны подтопления.

Выводы

В перспективе, к 2020 году, в случае продолжения маловодья или из-за увеличения водопотребления в нижнем и верхнем бьефах, необходимо строительство 2 очереди Сорочинского водохранилища, увеличение емкости водохранилища до 200 млн. м3 обеспечит гарантированные попуски с водохранилища в летнюю межень в размере 4,7 м /сек. и выше.

Директор ФГУ УЭСВ                                                                                                        В.П. Юртаев

 

Много места занял материал, хотя вопросов еще тоже немало. Но все они пока так и висят в воздухе.

Главные из них:

- Что будет дальше?

- Может быть пора вмешаться в ситуацию правительственной комиссии Самарской области и сделать анализ, авторитетные выводы, дать, если потребуется, разъяснения, посмотреть ситуацию на месте, в том числе обследовать Борский рукав, питавший часть бора?

 

Ирина БОЛЬШАКОВА

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube