архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Реклама

Главная Интервью Главная задача - воспитать человека
29.08.2013
Просмотров: 1816, комментариев: 0

Главная задача - воспитать человека

Ежегодно в августе в преддверии нового учебного года Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области приглашает представителей средств массовой информации на традиционную встречу.

Об актуальных вопросах развития образования в интервью нашей газете рассказала руководитель Юго-Восточного управления Е.Ю. Баландина.

- Елена Юрьевна, органами власти на всех уровнях сейчас решается серьезная задача повышения доступности услуг дошкольного образования. Удалось ли за год добиться позитивных изменений?

- Нужно отметить, что в Борском районе практически решена проблема доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Сейчас этот показатель составляет 97%, а к концу года достигнет 100%. Это означает, что все дети в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающиеся в предоставлении места в детском саду в заявительном порядке (то есть чьи родители написали заявления), эти места получат. Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, его значение для раннего развития ребёнка и дальнейшего получения образования в школе очень велико. В районе состоят в очереди более 200 детей в возрасте от 0 до 3 лет. Проблему педагогического сопровождения детей раннего возраста поможет решить и открытие новых мест, и введение гибкой  системы режимов посещения групп, и развитие консультационных услуг для родителей совместно с детьми в существующих детских садах.

Юго-Восточное управление министерства образования и науки совместно с Администрацией Борского района формирует предложения в целевые программы Самарской области. В 2013 году бюджету муниципального района Борский предоставлена субсидия областного бюджета на проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием дополнительных дошкольных групп. Будут открыты две новые группы в Ново-Борском филиале школы №2, из областного бюджета выделено 4 млн. 732 тыс. руб., из муниципального - 306  тыс. руб. Будет завершено строительство здания детского сада «Колокольчик», начатое в 2012 году, в 2012 году из областного бюджета выделено 8 млн. 19 тыс.руб., в 2013 году - 32 млн. 23 тыс.руб.

- Мы уже привыкли к ежегодному существенному обновлению материально-технической базы учреждений образования. И всё же привычный вопрос: какие меры предприняты в этом году?

- Состояние инфраструктуры образования - это очень актуальный вопрос. Новые федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют серьезные требования к условиям обучения. Сюда включается не только базовое благоустройство, но и современное учебно-лабораторное и информационно-технологическое оборудование, и доступ в Интернет, и условия организации питания и занятий спортом.

В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Комплекса мер по модернизации, реализуемых в 2011-2012  годах, инфраструктура существенно обновлена, увеличилась доля обучающихся в современных условиях с 51% в 2010 году до 88% в 2012 году. Во многом этого удалось достичь благодаря увеличению объемов финансирования со стороны местного бюджета.

В рамках областной целевой программы «Укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования» проводится ремонт ГБОУ СОШ №2 с.Борское.

В рамках Комплекса мер по модернизации до конца года будут проведены энергосберегающие мероприятия: замена 75 оконных блоков в угловых кабинетах 4 зданий школ: ГБОУ СОШ №1 с.Борское, Языковский филиал ГБОУ СОШ с.Петровка, ГБОУ ООШ с.Гвардейцы,  ГБОУ ООШ с.Коноваловка. Во все школы вновь поступят комплекты оборудования для оснащения компьютерных классов. В 3 школы будет поставлено учебно-лабораторное оборудование для реализации ФГОС: ГБОУ СОШ №1 с.Борское, ГБОУ СОШ с.Петровка, ГБОУ ООШ с.Гвардейцы. Мы отслеживаем эффективное использование имеющегося оборудования. Формы мониторинга самые различные: размещение на сайтах школ тематических фото- и видеоматериалов, посещение учебных и внеурочных занятий, открытые уроки и мастер-классы для родителей, где они не только наблюдают работу детей с оборудованием, но сами могут поэкспериментировать.

- С 1 сентября 2013 года ученики 5-х классов перейдут на ФГОС. В чем отличие вступающих в силу стандартов от ныне действующих?

- Прежний стандарт определял набор информации, обязательной для изучения, то есть основной целью был предметный результат. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что во главу ставится личность ребенка, основной целью является личностный результат. Поэтому ключевой принцип ФГОС - индивидуализация. Ученик-подросток должен иметь возможность пробовать себя; выбирать разные виды деятельности - творческую, исследовательскую, спортивную, учебную, социально значимую, волонтёрскую и другие. И все эти виды и направления деятельности должны быть представлены ему школой равноценно и равноправно. Поэтому школьникам предоставляется возможность выбора занятий как в школе, так и в учреждениях куль туры и спорта.

Стандарты второго поколения предписывают учителю не просто донести до ребенка знания, но научить учиться, сформировать готовность к продолжению образования в старшей школе, приобщить к информационным технологиям, здоровому образу жизни. А еще сформировать личность и гражданина во всех смыслах, то есть научить быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. В этой связи к важнейшим достижениям стандарта второго поколения можно отнести стремление вернуть школе воспитательную функцию.

- Будет ли с 1 сентября введена единая школьная форма? Она ведь тоже в определенной мере дисциплинирует.

- Этот вопрос будет решать сама школа, непременно совместно с родителями и учащимися. Единого требования к цвету ткани и фасону одежды сейчас в области нет. Есть общепринятые требования, чтобы одежда была классического стиля, спокойных тонов и соответствующая учебной обстановке. Повсеместное введение школьной формы планируется со следующего года. Решать, какой она будет, будут все участники образовательного процесса.

- Во все времена, при всех преобразованиях важнейшая роль отводится учителю. Как Вы можете охарактеризовать педагогический корпус?

- Безусловно, учитель - центральное звено всей системы образования. Президент РФ В.В.Путин в обращении к Федеральному собранию сказал: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя». Органы управления в сфере образования, руководители школ стремятся обеспечить соответствие кадров тем задачам, которые ставит ФГОС. В настоящее время 71% учителей школ Борского района имеют квалификационные категории, это выше, чем в среднем по области. Прошли процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности 12% учителей. Руководители школ должны стремиться к тому, чтобы аттестация стала эффективным ресурсом повышения качества преподавания. Вошли в практику такие мероприятия, как тренинги, мастер-классы успешных педагогов, методические практико-ориентированные семинары по тематике аттестации.

Важной для Борского района является тема оптимального соотношения возрастного состава. Доля учителей пенсионного возраста в районе 15%, это ниже, чем по региону. Большинство из них составляют ядро профессионального сообщества округа, это подтверждают итоги аттестации, участия в профессиональных конкурсах. Учителя-стажисты обладают бесценным опытом и готовы передавать его молодым педагогам. Вот только доля учителей со стажем до 5 лет в районе в два раза ниже и составляет 7,2%. Доля учителей в возрасте до 30 лет - 9,8%. При таком раскладе может сложиться ситуация, когда большая часть педагогов пенсионного возраста одномоментно уйдёт на заслуженный отдых, а школа останется без должным образом подготовленных учителей.

В округе реализуется Программа развития кадров. В результате мы отмечаем увеличение числа молодых учителей по сравнению с предыдущим годом. В 2013 году в ОУ Борского района придёт 1 молодой педагог в школу с.Заплавное. Эта тенденция должна получить развитие. Нам удалось уменьшить долю учителей, ведущих 3 и более предметов, теперь число таких учителей меньше, чем в среднем по области. Однако, их по-прежнему немало, естественно, подготовиться качественно к урокам по 3-4 предметам нелегко, и это сказывается на результатах учеников, в особенности в малокомплектных школах.

- В прессе много говорится о мерах социальной поддержки педагогов. Какими из них конкретно смогут воспользоваться педагоги Борского района?

- Указом Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 года  поставлена конкретная задача - довести уровень средней заработной платы педагогов до средней заработной платы в экономике региона. В Самарской области эта задача решается комплексно. По поручению Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина Правительством Самарской области, министерством образования и науки предпринята система мер для повышения престижности профессии и уровня жизни учителя,  увеличения  числа молодых педагогов.

С сентября 2013 года предусмотрены выплаты в размере 5 тыс. руб. педагогам в возрасте до 30 лет, со стажем работы до 3-х лет, впервые  трудоустроившимся после окончания обучения и получения высшего или среднего профессионального образования. В Борском районе такую поддержку получат 4 молодых педагога.

Расширены меры социальной поддержки выпускникам образовательных учреждений по педагогическим специальностям. В 2011 и 2012 г.г. такая поддержка осуществлялась в виде выплаты в период ученичества дополнительной стипендии в размере 500 руб. в месяц и единовременного пособия на обустройство в размере 160 тыс. руб. В 2011 г. такую поддержку получили 2 молодых специалиста, в 2012 г. - 1 молодой специалист.

С 2013 года молодые специалисты (учитель начальных классов, математики, физики, русского языка и литературы), поступающие на работу в школу в сельской местности, удаленную от районного центра более 30 км, получат единовременное пособие 350 тыс.руб. Молодые специалисты любой педагогической специальности, поступающие на работу в школы, расположенные в сельской местности, получат по 250 тыс.руб. Для молодых педагогов, поступающих на работу в городские школы, сохранён прежний объем пособия - 160 тыс.руб. В школы Борского района в 2013 году не трудоустроились молодые педагоги, которые воспользовались бы данной поддержкой.

Областная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области» предусматривает предоставление выплат молодым учителям на компенсацию первоначального взноса по ипотечному кредиту (не более 20% от суммы кредита). В июне 2013 года состоялась встреча с представителями Самарского областного фонда жилья и ипотеки, на которой молодые педагоги были ознакомлены с порядком предоставления выплат. На сегодняшний день молодые специалисты данной программой не воспользовались. Получить более подробную информацию можно на сайте http://www.fond-samara.ru/ или по адресам: г.Самара,  ул. Мичурина, 21, офис 201, (846) 321-36-63, 8-800-500-36-63, 8-800-500-75-53.

Министерством образования и науки Самарской области разработаны меры социальной поддержки не только молодых педагогов, но педагогов, добившихся определенных результатов в профессиональной деятельности.

Впервые, начиная с 2013 года, учителям, подготовившим победителей и призёров всероссийской олимпиады школьников регионального этапа и выше, присуждается премия в размере от 5 тыс.руб. до 40 тыс.руб. в зависимости от того, победитель это или призёр, и уровня состязаний. Премия выплачивается ежемесячно в течение года или 3-х лет в зависимости от предмета (например, если это физика, математика, химия, биология, информатика, астрономия, то в течение 3-х лет) и уровня (всероссийский и международный этапы - в течение 3-х лет).

В 2012-2013 учебном году обладателем премии Губернатора стал преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Борское Олег Григорьевич Данилевский, подготовивший призёра регионального этапа олимпиады по предмету ОБЖ.

Премии Губернатора Самарской области смогут получить и преподаватели учреждений профессионального образования, подготовившие победителей и призёров олимпиад и конкурсов профессионального мастерства. Размер премии от 5-ти до 35-ти тыс.руб. в зависимости от категории призового места и уровня ежемесячно в течение 12 месяцев. Хочется выразить уверенность, что эта форма социальной поддержки станет дополнительным стимулом для педагогов в деятельности по выявлению одаренных и талантливых учащихся.

Премии Губернатора Самарской области будут выплачиваться педагогам, реализующим долгосрочные воспитательные проекты особой педагогической и общественной значимости. По итогам областного конкурса 60 человек будут получать по 10 тыс.руб. ежемесячно в течение 12 месяцев.

Предусмотрены и единовременные выплаты педагогическим работникам, удостоенным почётных званий: «Народный учитель Самарской области», «Заслуженный учитель Самарской области», «Заслуженный работник образования Самарской области».

Продолжена поддержка педагогов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». С 2006 г. до 2010 г. размер поощрения составлял 100 тыс.руб., начиная с 2010 г., составляет 200 тыс.руб. За период с 2006 по 2013 годы такое поощрение получили 17 учителей школ Борского района.

Указанная система мер способствует повышению профессиональной компетентности и профессионального статуса учителя, и в конечном итоге направлена на улучшение качества образования детей.

- Качество образования сейчас понятие очень широкое. Неотъемлемой его частью является результат итоговой аттестации. Каковы итоги проведения единого государственного экзамена в 2013 году?

- Процедура проведения ЕГЭ в округе полностью соответствовала требованиям федерального законодательства. Не было апелляций, касающихся процедуры. Было подано 7 апелляций по результатам, из них только одна удовлетворена. 11 аккредитованных общественных наблюдателей осуществляли свои полномочия на всех экзаменах. На территории Самарской области в состав уполномоченных ГЭК было включено 14 представителей системы образования Республики Мордовия. Двое из них  осуществляли контроль на пунктах проведения ЕГЭ в нашем округе. Нарушений не выявлено.

Наблюдается рост среднего балла выпускников школ Борского района по математике, русскому языку, литературе, обществознанию, физике, химии. При этом средний балл по математике, обществознанию, истории, литературе превышает значение по области.

Выросло число выпускников, получивших высокие баллы: 10 получили на ЕГЭ 90 и более баллов; в прошлом году было 5 чел.  Возросло число выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении»: в 2013 году награждены 23 выпускника СОШ №1, СОШ №2 и СОШ с.Петровка. В прошлом году во всем районе было награждено 16 чел., а в этом году только в школе №1 - 16 чел. Все медалисты показали на ЕГЭ хорошие результаты.

С 2012 года происходят позитивные изменения в плане выбора предметов: к примеру, большее число выпускников выбирает физику. Так, в 2013 году физику сдавали 35,4% выпускников. Технические специальности стали пользоваться большей популярностью. В 2013 году на производственно-технические специальности в ВУЗы Самарской области поступили 46% выпускников.  Эта тенденция отвечает потребностям регионального  рынка труда, который претерпел кардинальные изменения вследствие того, что Губернатором Самарской области Н.И.Меркушкиным были поставлены задачи развития многих сфер производства и качественной подготовки специалистов производственно-технической сферы. В этой связи перед школами стоит важная задача - выстроить такую систему профессиональной ориентации, чтобы молодой человек смог сознательно готовиться к будущей профессии, начиная со 2 ступени.

 К сожалению, 1 выпускник не преодолел минимальную границу по математике, не получил аттестат, ему предоставлено право пройти государственную итоговую аттестацию повторно в 2014 году.

- После завершения итоговой аттестации настаёт не менее ответственный период - летняя  оздоровительная кампания. Как она прошла в 2013 году?

- В летний период очень важно создать все условия для творчества, спорта, общения, реализовать возможности детей с учетом их интересов, желаний и потребностей. Нужно отметить, что при наличии условий, требуемых надзорными органами, мы открываем пришкольные лагеря не только на базе образовательных центров, но и на базе филиалов. В муниципальном районе Борский работали 15 пришкольных лагерей с охватом 623 человека. Размер субсидии из областного бюджета на оплату стоимости набора продуктов питания составил 872 тыс.руб. Размер софинансирования из муниципального бюджета - 81 тыс.руб.

Для ребят в лагерях были разработаны воспитательные программы. С этих позиций мы считаем программы работы лагерей важным звеном школьных систем воспитания и неотъемлемой частью мер по реализации новых ФГОС. Программа ДДТ «Гармония» СОШ №1 с.Борское стала победителем областного конкурса программно-методических материалов «Лето-2013».

В условиях реализации новых ФГОС особое значение приобретает организация общественно-полезной деятельности школьников. Учебно-опытная деятельность, уход за зелеными насаждениями, уборка школьной территории, памятных мест, проведение добровольческих акций, деятельность ремонтных бригад - всё это важные формы реализации школьных программ воспитания.

- Обсуждая в нашем сегодняшнем разговоре различные темы, мы не раз возвращались к теме воспитания. Радует, что воспитание вновь становится государственным приоритетом.

- Всё, о чём мы сегодня говорили, развитие инфраструктуры, обновление ресурсов, совершенствование образовательных программ - всё это условия для решения нашей главной задачи: воспитания человека и гражданина.

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия значительно снизился уровень гражданско-патриотического, культурного развития подростков и молодежи. Потому так важно усилить роль образовательных учреждений, всего общества в решении задач воспитания. Ценности личности, конечно же, в первую очередь формируются в семье. Но школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит нравственно-патриотическое воспитание личности. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше учащихся  принимали участие в работе школьных музеев, военно-патриотических клубов, в трудовых десантах по приведению в порядок памятников воинской славы, оказанию помощи ветеранам, по благоустройству.

Весь уклад школьной жизни, урочная, внеурочная и внешкольная деятельность детей должны формироваться на основе базовых национальных ценностей, только тогда можно добиться таких воспитательных результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Тогда мы сможем с уверенностью сказать: мы воспитали человека!

В преддверии нового учебного года я благодарю родителей, педагогов, глав сельских поселений, депутатов органов местного самоуправления, лично Главу муниципального района Борский Эдуарда Викторовича Ардабьева за совместную работу по повышению доступности качественного образования для детей.

Ирина БОЛЬШАКОВА

 

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube