архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Главная Интервью “Наша служба не опасна, но трудна”
МТС - оператор мобильной связи

02.02.2013
Просмотров: 1707, комментариев: 0

“Наша служба не опасна, но трудна”

“Наша служба   не опасна, но трудна”

- С какого времени существует ваша служба - она была создана в годы правления Романовых?

- Да, при Александре II, сто сорок семь лет назад. В советское время тоже были судебные исполнители - при судах. Но только в 96-ом году прошлого века была образована специальная Служба судебных приставов, как отдельное учреждение.

- Сколько человек занято этим делом в Борском?

- Штат нашего отдела - 15 человек, в том числе пять судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (мужчины), четыре пристава-исполнителя (в основном, женщины), один дознаватель.

- К чему вы принуждаете граждан?

- К исполнению решений судов, а также к уплате штрафов, платежей, недоимок, которые налагают полиция, ГИБДД, Пенсионный фонд, налоговая инспекция, Фонд социального страхования. Повторю: только в тех случаях, когда граждане или юридические лица не сделали это добровольно в установленные сроки.

- Каковы итоги вашей деятельности в 2012 году?

- В прошедшем году у нас находилось 7226 исполнительных дел, из них половина была исполнена. Отмечу некоторые категории дел. По взысканию алиментов - 446 (105 окончено); 490 - по взысканию кредитной задолженности на 60 млн. рублей (в основном, перед банками); задолженностей по налогам с организаций и граждан должны были удержать 3 млн. рублей (взыскано 1500 тыс. рублей); по административным штрафам было 3798 документов (исполнено 2146 дел); задолженность в Пенсионный фонд - 430 дел на 5 млн. рублей.

Отмечу ещё, что кроме взимания задолженности по решениям судов и постановлениям уполномоченных органов мы ведём розыск имущества и граждан, уклоняющихся от исполнения долговых обязательств. У нас, конечно, нет таких возможностей для этого, как у полиции - мы с ней сотрудничаем, получаем информацию, которой они располагают.

- Самое время задать, думаю, не очень приятный для вас вопрос об исполняемости решений судов и постановлений уполномоченных органов. Заявителям приходится ждать месяцами и годами... Что вы можете ответить на критику?

- Действительно, двухмесячный срок, установленный для окончания дел, далеко не всегда выдерживается. И происходит это не из-за халатности наших сотрудников (как, может быть, кто-то подумает), а по объективным причинам, от нас не зависящим.

Не всегда должник является платёжеспособным - и как тогда исполнить, допустим, решение суда? Вы не поверите, что у некоторых из них в домах стоят только панцирные кровати, табуретки и столы, а задолженность они имеют по 200-300 тыс. рублей, а иногда и больше.

- Не понимаю, как неплатёжеспособному человеку можно получить такие суммы в долг...

- Тем не менее, некоторым удаётся. Они могут, например, взять один кредит в коммерческом банке, а потом занять еще суммы у нескольких физических лиц, которые оказываются слишком доверчивыми. Так же затруднительно бывает взыскать алименты с лиц, которые ведут антисоциальный образ жизни: нигде не работают, злоупотребляют спиртным. Заходит пристав в дом или квартиру, а там почти ничего, кроме горы пустых бутылок. К таким должникам, не желающим исполнять свои обязанности в отношении несовершеннолетних детей могут быть применены меры уголовной ответственности. Так, в прошлом году по ст. 157 УК РФ возбуждено и направлено в суд 18 уголовных дел.

Некоторые должники проявляют большую хитрость, скрывая своё имущество и место работы, либо работают неофициально, так сказать, "калымят". В общем, проблем, поверьте, у наших работников возникает немало.

- Вы, наверное, знаете, как такие проблемы разрешались в царской России? Существовали долговые ямы (тюрьмы). Должника туда сажали, и очень быстро находились родственники или знакомые, которые их вызволяли, погасив долги. Что-либо подобное в России сейчас возможно?

- Думаю, что нет. Даже не слышала, чтобы такой вопрос законодателем ставился. Мы живём в другой стране, в другую эпоху.  Лишение свободы - это крайняя мера, применяемая в уголовном, а не в исполнительном законодательстве. Возможно, что в некоторых случаях ограничение свободы должника принесло бы положительный результат (когда, например, есть у него состоятельные родственники). А бомжу что - сидеть в долговой тюрьме пожизненно? Нет, такой вид воздействия применяться, я думаю, не будет.

-Как исполняются судебные решения по возмещению ущерба, нанесенного преступлением? Например, гражданин совершил кражу чужого имущества и оказался в местах лишения свободы...

- Это также очень серьезная проблема, поскольку взыскать денежный долг с человека, оказавшегося в месте лишения свободы, как правило, бывает невозможным в установленный срок. Как известно, в колониях осужденные могут работать только по желанию. И нам остается одно: ждать, пока истечет срок наказания, осужденный вернется к труду. Родственники обычно также не торопятся помочь ему погасить долг.

- Что мешает обычно провести арест имущества должника?

- Изворотливость, и в этом тоже проблема. Мы вправе, имея судебное решение, попасть в жилое помещение, где должник зарегистрирован или фактически проживает. А в другие помещения, например, квартиру его родственника, - только в том случае, если точно известно, по свидетельским показаниям, что там находится имущество должника.

- А родственники дверь судебному приставу открывают?

- Далеко не всегда - и только вдобровольном порядке. Вот в этом и состоит главная трудность: по закону, проникновение в жилище без согласия проживающих возможно лишь в исключительных случаях. Даже полицейские могут это сделать только если точно известно, что в жилище находится  особо опасный преступник.

И в этом смысле можно, перефразировав известную песню, сказать, что наша служба не опасна, но трудна. Судебного пристава-исполнителя, как правило, сопровождает второй сотрудник-мужчина - пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Они и обеспечивают безопасность исполнительных действий. В нашем районе не было случаев, когда пристав-исполнитель подвергся бы физическому нападению. Но других неприятных моментов, увы, достаточно.

- Много ли желающих устроиться на работу в ваш отдел?

- Зарплата пристава-исполнителя - около 15 тысяч в месяц, что для сельской местности неплохо. Но даже на такую зарплату не всякий согласится. Недавно двое женщин ушли в отпуск по уходу за детьми. Приняли двух девушек временно. Одной из них работа не понравилась. Кстати, к приставам-исполнителям предъявляются серьезные требования: они должны иметь высшее юридическое или экономическое образование.

- Часто ли стала применяться такая мера воздействия на должника, как временное ограничение на выезд из страны?

- В прошлом году было 150 случаев, когда мы передавали такие сведения в пограничную службу. Но право на свободу передвижения - это конституционное право. И мы можем принять такую меру только к гражданам, в отношении которых на исполнении находятся решения судов. Я бы посоветовала всем, кто собирается выезжать из страны, все-таки на всякий случай заглянуть на наш сайт в Интернете и убедиться, все ли благополучно с долгами и штрафами. Можно и нам просто позвонить. Кстати, напомню, что оплату долга можно производить через Интернет или терминалы.

- Как можно обжаловать действия судебного исполнителя или судебного пристава?

-Как и действия любого должностного лица: вышестоящему руководителю либо в суд. Я обязана рассмотреть жалобу на своего сотрудника. На меня можно пожаловаться руководителю Управления федеральной службы судебных приставов по Самарской области Александру Яковлевичу Гозданкеру. Адрес в Самаре: ул.Урицкого, 17. Телефон 8(846) 266-54-89 работает круглосуточно. В прошлом году одна жалоба поступила ко мне, одна в Управление. В первом случае конфликт был благополучно разрешен. Во втором требования заявителя не были удовлетворены, и суд затем с этим согласился.

Владимир ЦИЦОРИН

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube