Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Жизнь не вечна
Приняв в "Телефон контакта" вопрос пенсионера из Усманки ("Кролики - это не только ценный мех...", 11 марта), мы заинтересовались автором и отправились в село, где И.И. Душка проживает. Он согласился о себе рассказать.
- От кого унаследовали редкую фамилию, Илья Иванович? Не на Украине ли родились?
- Нет, появился на свет в Куйбышеве в 48-ом году. Но корни нашего рода действительно на Украине, оттуда дед и переехал в Поволжье. Отец работал бухгалтером в государственном питомнике, где выращивали саженцы плодовых деревьев и кустарников, а также цветы, которыми обеспечивали город. Знаете, где недавно в пос. Мехзавод появился супермаркет "ИКЕА"? Вот там когда-то и располагался питомник. Самое доброе воспоминание детства - это огромные цветочные плантации, на которых рабочие выращивали цветы и машинами отправляли на продажу. А учебную практику (тогда в школах вводилось производственное обучение) проходили мы в цехах Механического завода. Шкурками шлифовали сварочные швы трубопроводов топливной аппаратуры космических станций.
- Какую же профессию выбрали, закончив 11-летку: агронома, инженера?
- Поступил в Кирсановское авиационно-техническое училище гражданской авиации, оно находится в Тамбовской области. Туда уже поступили несколько знакомых ребят из нашей школы, и я последовал их примеру. В училище была военная кафедра - выпускников в армию не призывали. Три года отучился, женился и по распределению оказался в Магаданской области. Думал, что отработаю три положенных года и вернемся назад. А оказалось, что "задержался" почти на сорок лет.
- С желанием отправились на дальний Север или не было другого выбора?
- Я хорошо закончил учебу и оказался в начале списка. Теперь представьте: все, кто учился лучше и имели выбор, пожелали уехать именно на Север. Чем это объяснить? Время было другое, еще жива была романтика. Слышали, правда, мы и о таком понятии, как "длинный рубль": зарплаты на Севере были выше. А еще в 70-ом году, когда мы уезжали, в ходу было слово "дефицит". Когда приехали на Север, глаза разбежались от продовольственного изобилия в поселковом магазине.
- Все привозное?
- Кое-что - да. Но не так уж много. В небольшом поселке имелся свой мясомолочный комбинат. Рядом - два совхоза, которые имели по три тысячи голов скота, выращивали еще и овощи.
- Но ведь девять месяцев - зима...
... А три - лето, причем жаркое, и все холодостойкие овощи в таком климате вызревали.
- Сколько было зимой на термометре?
- Самая низкая температура, которую запомнил, - 63 градуса ниже нуля. Полеты и работа прекращались, если температура опускалась ниже 50-ти градусов.
- Что представляло собою ваше авиапредприятие? Куда летали?
- Я служил на земле авиатехником. В объединенном авиаотряде на нескольких аэродромах размещались 12 самолетов АН-2, 6 - ИЛ-14. Потом появились 15 вертолетов МИ-4 и 5 МИ-8. В основном, техника эта использовалась для доставки в нужные места геологов и старателей. Осуществлялись, конечно, и грузовые перевозки в разные районы Чукотки. От нашего поселка до Магадана - 500 километров. Отправляясь в отпуск, надо было вначале долететь на маленьком АН-2 до Магадана, а уже оттуда - на "большую землю" - реактивным самолетом.
- А отпуск где обычно проводили?
- Почти всегда с Севера летом улетали. Нам ведь полагалось 58 дней отдыха. Часть отпуска проводили у родственников в Куйбышеве-Самаре, другую часть - в пансионате на черноморском побережье около Сочи. Для меня, как работника авиаотряда, билет в любую точку страны был бесплатным. Члены семьи - жена, дети - покупали билет со скидкой на 50 процентов.
- Кем работала ваша жена? Какие профессии выбрали дети?
- Последние 27 лет перед выходом на пенсию жена была директором библиотеки. Дочь выбрала профессию журналиста, сын - экономиста. Дети на севере не остались. Сын перебрался в Санкт-Петербург, дочь - в Самару.
- Как вы с женой оказались в Усманке? Родственники, знакомые позвали?
- Нет ни тех, ни других. На пенсию я вышел в 55 лет, но потом еще пять лет работал, и в 2009 году в очередной раз прилетел в отпуск. Дочь стала уговаривать чтобы мы тоже уехали с Чукотки - купили бы домик в сельской местности. Свою двухкомнатную северную квартиру в пятиэтажном доме со всеми удобствами смогли продать всего за 250 тысяч рублей, и на городскую в Самаре рассчитывать не пришлось. Так, в общем-то, случайно здесь и оказались. Отремонтировали дом и живем уже шесть лет.
- Нравится?
- Не все. Конечно, далековато от Самары, что неудобно. У нас "Волга"-ГАЗ-31, на ней и выезжаем иногда. В основном, в Борское, чтобы магазины посетить. Личное подсобное хозяйство есть - кролики, птица, но большого подспорья от него нет. И уже задумываемся над тем, что жизнь не вечна. Оставим когда-нибудь свой дом детям, а сумеют ли они его продать - еще неизвестно.
- Почему?
- Да не рвутся люди переезжать из городов в села. Нет здесь перспективы для молодежи - с работой трудно. Скоро одни пенсионеры останутся.
Владимир ЦИЦОРИН