Интервью
фотогалерея
архив новостей
Реклама
Кожевенных дел мастер
Из натуральной кожи можно сделать множество уникальных и красивых изделий - от небольших аксессуаров до внушительных портфелей и сумок. Такие вещи прослужат своим владельцам многие годы.
Борский мастер Р.Н. Мустафин выполняет яркие, стильные и долговечные авторские изделия ручной работы: кошельки, ключницы, клатчи, портмоне. Этим ремеслом он занимается почти десяток лет.
Удачный почин
С кожевенным ремеслом Равиль Николаевич познакомился, можно сказать, случайно.
- Захотел себе хороший качественный ремень, - рассказывает мастер. - Зять посоветовал мне купить кожу, помог зарегистрироваться ВКонтакте, где я заказал две заготовки под ремни. В другом месте приобрел пряжки. Вместе с заготовками в подарок пришел кусок кожи, из которой я сшил кошелек. Сейчас, конечно, на эти работы мне смешно смотреть: они кривые и не самого лучшего качества. Я даже бросить это дело хотел, но тут родственники и друзья, увидев мои изделия, стали просить для себя ремни. Вот так и продолжил начатое.
Стоит сказать, что с кожей Равиль Николаевич знаком не понаслышке. В его роду многие этим занимались.
- У моего прадеда в Ульяновской области было несколько фабрик по выделке кожи, - добавил мастер. - Когда произошла революция 1917 года, всю семью сослали в Сибирь. А мой дед, самый младший из них, успел сбежать. Он долго скитался по стране, а потом осел здесь, в Борском. Работал заготовителем кожсырья. Мой отец тоже работал в этой заготконторе, но уже заведующим складом. И я успел какое-то время поработать заготовителем. Тогда организация закупала у населения кожу, лук, мясо…
Пороки и красота
Со временем Равиль Николаевич стал разбираться в тонкостях кожевенного ремесла, в разновидностях и качестве кожи, научился подбирать её для конкретного изделия. Но в своей работе по-прежнему предпочтение он отдаёт коже от крупнорогатого скота.
- Это самый надежный строительный материал для изделий, так всегда считал мой отец, и так считаю я, - пояснил кожевенник. - Самая лучшая кожа для ремней - чепрак, она со спинной части животного, отличается наибольшей плотностью, толщиной и прочностью. Вот почему ремни такие дорогие. Но и сам по себе верхний слой кожи самый дорогой. А вот спилок, та кожа, с которой был снят верхний слой, дешевле. И она более низкого качества. Я работаю только с верхним слоем. У него есть свои особенности. Например, такая кожа не бывает без пороков. Это следы от царапин, укусов насекомых, шрамы. И моя задача как мастера - обыграть эти пороки в изделии так, чтобы они придавали ему дополнительную красоту и оригинальность. Опять же, для раз ных изделий нужна кожа разной толщины и плотности, это тоже надо учитывать.
Качество кожи
Кожу для своих изделий ремесленник берет у проверенных поставщиков. Часть материала заказывает без обработки, которую делает самостоятельно при помощи специальных мастик.
После долгих поисков качественных материалов его выбор пал на несколько видов кожи. Одна из них - «Crazy horse». Матовая, приятная на ощупь, эта кожа отличается винтажностью и способностью к самовосстановлению, благодаря чему небольшие царапинки со временем исчезают сами. А еще она совсем «не боится» воды, поскольку покрыта специальными восковыми составами. Эта кожа от турецких производителей отлично подходит для изготовления ремней.
Также работает с итальянской кожей. Ее, как и турецкую, закупает через фирмы-посредники. И, конечно же, в своей работе активно использует кожу от отечественных производителей, которая, как признается мастер, ничуть не уступает по качеству своим иностранным конкурентам.
- Работая с кожей, я пришел к выводу, что самые лучшие ремни получаются из волгоградской кожи, - подчеркнул Равиль Николаевич. - Ее изготавливает кожевенный завод «РусКожПром», где большой ассортимент продукции. Там изготавливают даже кожу растительного дубления, которая в течение нескольких лет должна выделываться растительными составами.
Фурнитура под стать
Качество готового изделия определяется не только качеством кожи. Остальные материалы тоже должны быть ей под стать. И мастер никогда не игнорирует этот важный момент:
- Качественную фурнитуру я нашел еще в самом начале своей работы. Случайно наткнулся на группы ВК кировского производителя. Сделал заказ, потом второй, третий. Их фурнитура мне понравилась. В основном фурнитуру беру латунную и нержавейку. Она долговечная и износостойкая. Единственное, что с ней может случиться - краска слезет.
Нитки для изделий тоже используются специальные - вощеные, под разные задачи - разной толщины. Работаю с нитями круглыми и плоскими, беру самые качественные - «Galaces», диаметром от 1 до 0,5 мм. Все мои изделия - исключительно ручной работы. Швейной машины у меня нет. Кожа пробивается специальным инструментом - пробойником, а затем сшивается седельным швом в две иглы. Им в старину шили седла. Он отличается надежностью чехлы для телефонов, сумки, брелоки и другое. Наиболее интересные работы - это те, что изготовленны по индивидуальному заказу.
- Недавний такой заказ - сумка-кобура парикмахера, - пояснил Равиль Николаевич. - Ее заказывала девушка из Самары. Достаточно интересная была работа. Кобура из волгоградской кожи, расстегивающаяся, с карманами под ножницы, расчески. Заказчица оказалась очень довольна. Еще одна интересная работа - ремень «Франкенштейн». Кожу нужно было изрезать и зашить, чтобы он выглядел изношенным. Девушка заказывала его своей второй половинке, байкеру.
На изделия из натуральной кожи ручной работы большой спрос не только в Борском районе. Заказы поступают из Самары, Санкт-Петербурга, Москвы. Но особенно такие вещи пользуются популярностью у байкеров.
Авторский знак
Узнать работы ремесленника достаточно легко, ведь каждое изделие отмечено его авторским знаком - овальным клеймом с буквами «МРХ» (Мустафин Равиль хендмейд).
- Недавно я приобрел еще одно клеймо. Оно немного больше, где-то четыре сантиметра в длину. На нем по-английски написано «кожа премиум качества, ручная работа». Но свои работы узнаю сразу. Я не беру нигде готовые выкройки, придумываю их сам.
Кожевенное ремесло - работа творческая, занимает массу времени и требует старательности, усидчивости, терпения и высокого мастерства. Зато в итоге получаются потрясающей красоты изделия, которые долгое время будут радовать своих владельцев.
Елена Долгих