Интервью
фотогалерея
Реклама
Развиваем ручную ловкость
Современная жизнь очень динамична и требует от наших детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. В быту, играх, спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, от ребенка требуется проявление ловкости. Об этом речь в нашей статье.
Подбор подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости определяется общими дидактическими принципами, но необходимо учитывать и некоторые специфические требования.
Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, когда педагог разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почему именно так они должны выполняться.
Ребёнок должен знать, почему в определенной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определённым способом, с определённой скоростью и в определённом направлении. Для сознательного отношения ребёнка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа, необходимо дать возможность ребёнку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.
В целях развития ручной ловкости как способности перестраивать движения в соответствии с меняющейся обстановкой, используются подвижные игры с мячом, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, развитие ловкости.
Большое место в развитии ручной ловкости занимают игры и упражнения, относящиеся к «Школе мяча». Например: «У кого мяч?» (дети по сигналу передают маленький мяч за спиной, водящий старается найти того человека, у которого в данной момент находится мяч); «Проведи мяч» (ведение мяча между предметами змейкой - кто быстрее); «Пройди с мячом» (дети идут или бегут до условной черты, удерживая маленькие мячи на ракетке).
Ручная ловкость проявляется и в точных движениях рук, поэтому для её развития используются и такие игры, как: «Серсо», «Удочка с мячом».
Игры с элементами соревнования являются одним из основных методов развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте. В таких играх отсутствуют сюжет и роли, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность и быстроту их выполнения. Они требуют правильного педагогического руководства, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребёнок, участвующий в игре, должен хорошо владеть предлагаемыми двигательными навыками. Этот же принцип является освополагающим в играх- эстафетах.
Действия с мячом составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребёнка по отношению к себе.
Общеразвивающие упражнения с мячами разных размеров также способствуют развитию ручной ловкости у дошкольников. По мере совершенствования ручной ловкости необходимо увеличивать темп выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.
Таким образом, подбор игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости старших дошкольников осуществляется в соответствии с возрастом, подготовленностью ребёнка, постепенным усложнением, повторением двигательных заданий.
Подготовила Е. Глотова, инструктор по физической культуре