архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Реклама

Главная Разное Смотрю я сквозь годы на юность свою (продолжение)

03.08.2016
Просмотров: 389, комментариев: 0

Смотрю я сквозь годы на юность свою (продолжение)

 Начало в № 56 от 30.07.2016 г.

           "Пятьсот веселый"

А как же жили и выживали мы, борчане, в это тяжелое время? По улице Ленинградской на вокзал периодически провожали для отправки на фронт новобранцев, больно и горько было смотреть на провожающих женщин, ведь в основном семьи были многодетные и вставал вопрос: "Как выжить?" Вспоминать, те времена очень тяжело, слезы не просыхают на глазах. Сейчас ропщут: нет того, нет другого. А тогда рады были приобрести хотя бы что-нибудь.

Можете себе представать брезентовые ботинки на деревянной подошве? А мы носили. Радовались маленькому кусочку хлеба. Старики, женщины, подростки возили на элеватор хлеб, гужевой транспорт - быки, некоторые из них с характером, и уставшие женщины оставались на ночлег. Мамина родственница и ее подруга иногда ночевали у нас. В зимнее время смотришь на их руки - замерзшие, опухшие, уставшие - из котомок достают лепешки из семян лебеды.

А поезд, который называли "Пятьсот веселый" - Ташкент-Москва - ходил до 1954 г. Товарные вагоны - в них сделаны деревянные нары, скамьи - перевозил беженцев, эвакуированных и местных пассажиров. Эвакуированным, а особенно беженцам, было еще хуже, чем нам.

Но школы работали. Мой класс был на третьем этаже, самый большой по площади, и в классе - более сорока человек. Печное отопление, зимы холодные, лютые морозы, в классе холодно, сидели одетыми. А иногда подходишь к школе - висит красный флаг, значит, занятия отменяются. Полуголодные или голодные сидим на уроке, а перед глазами - разноцветные круги. Но люди были добрые. Напротив жила Родомакина Мария Михайловна - иногда приносила что-нибудь поесть. В школе учительница Матрена Афанасьевна поделится, возможно, последним маленьким кусочком хлеба. Спасибо им!

На улицах стало появляться все больше женщин в черных платках. Горе не обошло и нашу семью. В 1944 году, в марте, погиб дядя, в апреле - дедушка (участник первой мировой войны), в июне погиб отец. Старшую сестру (сироту - отец взял на воспитание) направили в ФЗО, многие 12-летние даже поехали добровольно. Сначала учились работать на станках, а потом самостоятельно трудились по 12 часов, иногда засыпали у станка от усталости.

Единственными источниками информации были радио, газеты и сводки информбюро.

Больница была заполнена ранеными бойцами, их постоянно привозили санитарные поезда.

Мы, учащиеся, вместе со взрослыми работали на полях - убирали урожай (морковь, свеклу), собирали лекарственные травы: цикорий, ландыш, собирали дрова.

Мимо трибуны -  парадным маршем

И вот наступил радостный день. Май 1945 года.  "Рыжебородый"  (план Барбаросса) в итоге привел фашистскую Германию к безоговорочной капитуляции, Гитлера - к самоубийству, его соратников - на виселицу. Вот итог многих лет напряженной кровопролитнейшей борьбы.

9 мая Левитан своим редким по тембру и выразительности голосом сообщает, что окончилась в 00 часов 43 минуты Великая Отечественная война - в это время представители германского верховного главнокомандования подписали в Берлине акт о безоговорочной капитуляции.

Как долго мы ждали этот день. Вывешены красные флаги на учреждениях и самое главное - в центре, куда стали подходить борчане. На Ленинградскую улицу в то время выходил "парадный подъезд" семилетней школы ( сейчас - здание управления сельского хозяйства), верхняя его часть являлась трибуной, вход - со второго этажа. Аллеи не было, обычно после весны долгое время стояла вода, которая высохла. На митинг казалось, собрались все борчане, он закончился парадным маршем курсантов военного училища мимо трибуны.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Твардовский.

Учителя - путеводители

Началась мирная жизнь. Стали домой возвращаться фронтовики. Жизнь с каждым годом становилась лучше. Особо хочется отметить путеводителей - учителей - в моей жизни. В школе №1 я начала учиться с 8 класса, их было два, затем объединили в один - стало в классе за сорок, разных по возрасту (с 1931 г. по 1935 г.) из сел, деревень, ж.д. разъездов района. Но все равно  получилась дружная семья - один за всех и все за одного.

С Квашенниковой Раей дружили с трех лет и (очень печально) до ее смерти. Это была самая крепкая дружба. Нас в живых сейчас осталась "горсточка", но мы общаемся, переписываемся, звоним друг другу. Особенно самые теплые, как сестринские, отношения с Зоей Шашковой и Валей Гуреевой.

Каждый учитель - человек особенный, добрый, чистый, отзывчивый, щедрый, благородный. О работе учителя так сказал Песталоцци: "Ни одно призвание в стране не может считаться важнее, но нет ни одного, которое было бы  труднее".

Директором школы в 1949 г. был Иван Григорьевич Савельев, наш учитель истории. Всегда спокоен и внимателен, воспитывал трудолюбие, выработку у нас правильного понимания сущности исторических процессов и происходящих политических событий. Я больше всего любила писать рефераты на предложенные темы из какого-либо периода истории.

Помню и уважаю, благодарю Елизавету Александровну Ильину за то, что привила любовь к земле, работе с растениями, к животными, чем занимаюсь и теперь. 

Николая Гордеевича Пурлушкина (мы его просто называли наш Гордеич) уважаю и благодарю за доверие ко мне (у меня не было постоянной тетради по математике, решала на листочках, промокашках), но он был уверен, что материал я знаю и не подведу, справлюсь с любым заданием. Иногда заходил в  класс и сразу вызывал к доске доказывать новую теорему или решать трудную задачу.

В 9 классе к нам приехала новая ученица - Валентина Даниленко, у нее были большие проблемы по математике, она сидела со мной за одной партой. Я объясняла, помогала решать. Николай Гордеевич относился к этому положительно, считал, что взаимовыручка и взаимопомощь необходимы.

Благодарна Нине Арсентьевне Федоровой - учительнице географии. Она в совершенстве знала свой предмет, кроме материала обязательного рассказывала о текущих событиях в мире. Уроки проходили интересно, спокойно, она умела требовать (особенно знание карты).

Учитель - одна из самых трудных специальностей, и каждому педагогу хотелось бы оставить в жизни учащегося добрый полезный след. Вот такой след в моей жизни оставил Виктор Николаевич  Зацепин. Его только одна фраза - "Какой я был дурак в молодости, что много времени тратил зря" - заставила меня ценить время, заниматься самообразованием, чтобы в обществе не быть "белой вороной".

Моя учительница и классный руководитель Галина Кузьминична Усачева (Зайцева) умела влюбить в себя. Она воспитывала в нас правильное отношение к вопросам поведения, старалась проникнуть в мир наших интересов и увлечений, больше обращала внимание на тех, кто более всего в этом нуждался. Главное - прививала любовь к своему предмету. Дома мы, дети, были предоставлены сами себе. Но именно школа и дорогие наши учителя формировали нас как личности, которыми мы стали.

Я окончила пединститут, в своей работе использовала опыт своих учителей (педстаж - 46 лет), брат - среднее специальное училище и работал старшим аппаратчиком Новокуйбышевского нефтехимкомбината, кавалер орденов "Трудового Красного Знамени" и "Знак Почета", сестра после техникума от швеи поднялась до директора комбината бытового обслуживания. Спасибо вам, наши дорогие учителя, это ваша забота, внимание и труд.

 

P.S.:

Малоизвестный факт: германские генералы признавали, что проиграли войну не столько советским генералам, сколько советским учителям, воспитавшим неустрашимых патриотов. Они с честью выполнили свой долг - пробудили в молодежи дух героизма, свободолюбия идейности. Желательно, чтобы нашим учителям давали всегда такую высокую оценку. Желаю здоровья, терпения, успехов, чистого неба над головой и чтобы тяжелый труд приносил вам радость.

 

 

Раиса Константиновна ЕГИНА,  выпускница Борской средней школы 

Комментарии

Реклама

Канал газеты "Борские Известия" на YouTube